Конспект в средней группе по ФЦКМ. Зимующие птицы: воробей, синица, снегирь, клёст.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тимакова Светлана Ринатовна
Зимующие птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зимующие птицы21.71 КБ
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: формирование целестности картины мира

в средней группе

на тему: «Зимующие птицы: воробей, синица, снегирь, клёст.»

Воспитатель:

без квалификационной категории

Тимакова С. Р.

п.Родники

2017г.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста сострадание к братьям меньшим – пернатым.

Задачи:
1. Закрепить и расширить представления о зимующих птицах, их строении.

2. Помочь детям понять, что жизнь пернатых зимой зависит от заботы людей.

3. Формировать логическое мышление.

4. Развитие речи, обогащение активного словаря.
5. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

6. Закрепить соблюдение детьми правил поведения в лесу.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: аудиозапись голоса птиц, музыка-релакс, фото птиц, раскраски птиц, иллюстрации по теме,  корм для птиц.

Ход занятия.

В: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло! Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваються.)

(Звучит аудиозапись голоса птиц)

В: Дети, кто это нас зовет? (Птицы)

Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в нашем крае, можно разделить на две группы: перелетные и зимующие. Каких перелетных птиц вы знаете?

В: Перелетные птицы уже улетели, значит нас зовут зимующие птицы.

А, где они живут? (В лесу, в поселки, в городе)

Давайте отправимся в лес и познакомимся с ними..Нам нужно помнить, что в лесу - мы гости!Как мы должны вести себя в лесу? (Ответы  детей.) Нужно взять с собой угощения для птиц. Чем питаются птицы? (Ответы детей). Садитесь по удобней на ковер и мы с вами отправимся в волшебный лес. Закройте глаза. (звучит музыка- релакс «Звуки леса»).

Воспитатель читает стих:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь родной
Ночью темной и седой?
Что там шепчешь на заре,
В   инеи, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!

В: Открывайте глазки мы очутились в лесу. Давайте по тропиночке пойдем и много интересного найдем.

(Подходим к макету дерева, на котором сидит воробей)

В: Дети, какая это птица?

Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

В: Нужно воробушки подкормить, что подойдет из нашего угощения? (Ответы детей.)

Народная примета гласит : Воробьи щебечут к дождю, когда воробьи в зимнюю пору громко и пронзительно чирикают – пойдет снег.

Ребенок:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
В: Идем дальше. (Подходим к макету дерева, на котором сидит синица).

 Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. (Синичка.) Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы, семечки, хлебные крошки. Любимое их лакомство – сало. Покормите синичку.

12 ноября - Синичкин день.

Народная примета гласит: первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

Ребенок:

Все тропинки занесло,
Снег лежит, искрится
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.          
За окном повешу ей          
Я кусочек сала          
Чтоб теплей и веселей          
Бедной птахе стало.

В: идем дальше.  (Подходим к макету дерева, на котором сидит снегирь). Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают. 

Народная примета гласит : Если к вам подлетел снегирь, ждите радостную весть.

Ребенок:
Прилетели снегири.
Как их много:
раз, два, три...
На деревья сели,
В окна посмотрели:
- Выходи, Ванюша,
Песенки послушай,
Запусти нас в дом,
Угости зерном.
Поклюем пшенички
Да попьем водички,
Крыльями помашем
И спасибо скажем.

В: идем дальше.  (Подходим к макету дерева, на котором сидит клест).

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Питается клест семенами еловых или сосновых шишек. Клест питается дополнительно, особенно в период неурожая шишек, почками ели и сосны, сгрызает выступившую смолу на ветках вместе с корой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлей.

Ребенок:

Клест всегда был дружен с елкой,
Так и скачет по иголкам.
Шишки ловко потрошит,
Семенами их шуршит.
Что за праздничный наряд!
Перышки огнем горят.
Клесты сели на иголки -
Будто кто украсил елки!

В: Ребята, нам пора возвращятся в группу.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Итог:    - Каких птиц вы повстречали в лесу?

               - Как можно назвать их одним словом?

  Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородов, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Ребята, помогите птицам пережить трудную зимнюю пору. Устраивайте для них кормушки. Мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покормим птиц.

В: Посмотрите, ребята, из леса пришла посылка с раскрасками зимующих птиц.(Предложить раскрасить на выбор.)



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие: формирование целестности картины мира

в средней группе

на тему: «Зимующие птицы: воробей, синица, снегирь, клёст.»

Воспитатель:

без квалификационной категории

Тимакова С. Р.

п.Родники

2017г.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста сострадание к братьям меньшим – пернатым.

Задачи:
1. Закрепить и расширить представления о зимующих птицах, их строении.

2. Помочь детям понять, что жизнь пернатых зимой зависит от заботы людей.

3. Формировать логическое мышление.

4. Развитие речи, обогащение активного словаря.
5. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

6. Закрепить соблюдение детьми правил поведения в лесу.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: аудиозапись голоса птиц, музыка-релакс, фото птиц, раскраски птиц, иллюстрации по теме,  корм для птиц.

Ход занятия.

В: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло! Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваються.)

(Звучит аудиозапись голоса птиц)

В: Дети, кто это нас зовет? (Птицы)

Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в нашем крае, можно разделить на две группы: перелетные и зимующие. Каких перелетных птиц вы знаете?

В: Перелетные птицы уже улетели, значит нас зовут зимующие птицы.

А, где они живут? (В лесу, в поселки, в городе)

Давайте отправимся в лес и познакомимся с ними..Нам нужно помнить, что в лесу - мы гости!Как мы должны вести себя в лесу? (Ответы  детей.) Нужно взять с собой угощения для птиц. Чем питаются птицы? (Ответы детей). Садитесь по удобней на ковер и мы с вами отправимся в волшебный лес. Закройте глаза. (звучит музыка- релакс «Звуки леса»).

Воспитатель читает стих:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь родной
Ночью темной и седой?
Что там шепчешь на заре,
В   инеи, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!

В: Открывайте глазки мы очутились в лесу. Давайте по тропиночке пойдем и много интересного найдем.

(Подходим к макету дерева, на котором сидит воробей)

В: Дети, какая это птица?

Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

В: Нужно воробушки подкормить, что подойдет из нашего угощения? (Ответы детей.)

Народная примета гласит : Воробьи щебечут к дождю, когда воробьи в зимнюю пору громко и пронзительно чирикают – пойдет снег.

Ребенок:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
В: Идем дальше. (Подходим к макету дерева, на котором сидит синица).

 Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. (Синичка.) Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы, семечки, хлебные крошки. Любимое их лакомство – сало. Покормите синичку.

12 ноября - Синичкин день.

Народная примета гласит: первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.

Ребенок:

Все тропинки занесло,
Снег лежит, искрится
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.          
За окном повешу ей          
Я кусочек сала          
Чтоб теплей и веселей          
Бедной птахе стало.

В: идем дальше.  (Подходим к макету дерева, на котором сидит снегирь). Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают. 

Народная примета гласит : Если к вам подлетел снегирь, ждите радостную весть.

Ребенок:
Прилетели снегири.
Как их много:
раз, два, три...
На деревья сели,
В окна посмотрели:
- Выходи, Ванюша,
Песенки послушай,
Запусти нас в дом,
Угости зерном.
Поклюем пшенички
Да попьем водички,
Крыльями помашем
И спасибо скажем.

В: идем дальше.  (Подходим к макету дерева, на котором сидит клест).

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Питается клест семенами еловых или сосновых шишек. Клест питается дополнительно, особенно в период неурожая шишек, почками ели и сосны, сгрызает выступившую смолу на ветках вместе с корой, семенами лиственницы, клена, ясеня, насекомыми и тлей.

Ребенок:

Клест всегда был дружен с елкой,
Так и скачет по иголкам.
Шишки ловко потрошит,
Семенами их шуршит.
Что за праздничный наряд!
Перышки огнем горят.
Клесты сели на иголки -
Будто кто украсил елки!

В: Ребята, нам пора возвращятся в группу.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Итог:    - Каких птиц вы повстречали в лесу?

               - Как можно назвать их одним словом?

  Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородов, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Ребята, помогите птицам пережить трудную зимнюю пору. Устраивайте для них кормушки. Мы с вами сейчас пойдем на прогулку и покормим птиц.

В: Посмотрите, ребята, из леса пришла посылка с раскрасками зимующих птиц.(Предложить раскрасить на выбор.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет...

Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Во время занятия у детей воспитывается заботливое отношение к птицам....

Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Перед вами развернуты конспект   психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности  в средней  группе  по теме «Зимующие птицы»...

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».

Конспект НОД  по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы». Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в средней группе на тему «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ «Зимующие птицы»

Цель:Формирование у детей 4-5 лет первоначальных представлений о живой природе, зимующих городских птицах, роли человека в окружающем мире.Задачи:Познавательное развитие:закреплять знания детей о горо...