Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кулешова Викториия

Цель:

Формирование у детей 4-5 лет первоначальных представлений о живой природе, зимующих городских птицах, роли человека в окружающем мире.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • закреплять знания детей о городских птицах;
  • учить отгадывать загадки;
  • закреплять названия частей тела птиц;
  • Речевое развитие:
  • активизировать в речи детей прилагательные;
  • активизировать словарь по темам «зима», «птицы»;
  • учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
  • учить детей произносить слова и фразы с разной силой голоса, выразительно, интонируя свою речь в зависимости от ситуации; - упражнять в четком произношении звука р; Художественно-эстетическое развитие:
  • продолжать учить правильно держать карандаш;
  • закреплять умение проводить прямые линии и рисовать круговыми движениями. 

Физическое развитие:

  • развивать мелкую моторику пальцев, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста (пальчиковая гимнастика);
  • совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста (физкультминутка);

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать внимание, память, речевую активность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: организация наблюдения за птицами во время прогулки, обсуждение сходства и различий, рассматривание иллюстраций с изображениями птиц, чтение художественной литературы В. Бианки «Две вороны», проведение подвижных игр «Воробьишка», «Голуби», пальчиковой гимнастики «Воробей». 

Демонстрационный материал: картинки демонстрационные: воробей, ворона, синица, голубь; мяч, картинки демонстрационные для проведения д/и «Кто лишний», аудиозапись «Голоса птиц».

Раздаточный материал: листы-фоны с изображением дерева с кормушкой на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши (по количеству детей).

Ход занятия:

Дети стоят в центре группы. Включается аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель:- Что вы слышите? (Поют птицы.) Сегодня мы с вами поговорим о птицах.

Сейчас я буду загадывать загадки, а картинки-отгадки лежат на столе. 

Первая загадка:

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. 

Хочет сделать шажок – получается прыжок. 

Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй не робей! Кто это? (Воробей.) Ребенок, отгадавший загадку, выбирает картинку воробья и выставляет на доске. (Аналогично выставляются все остальные картинки.) Вторая загадка:

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая (Синица.) Третья загадка:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: кар-кар! Кар-кар! (Ворона.) Четвертая загадка:

Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек, Ей даем семян и крошек. С нами птица круглый год, Воркованием поет. (Голубь

Воспитатель:- Молодцы, все загадки отгадали. Как можно назвать их одним словом? (Птицы.) Где живут эти птицы? (В городе.) Как мы их назовем? (Городские.) Посмотрите, какая самая большая птица? (Ворона.) Давайте сравним ее с воробьем. Чем они отличаются? (Ворона большая, а воробей маленький. Ворона серая, а воробей коричневый.) Как мы ласково назовем воробья? (Воробушек, воробьишко)

Д/и с мячом «У кого что есть»

Воспитатель:- Давайте вспомним и назовем, что есть у вороны и воробья, только не забываем о том, что ворона большая, а воробей маленький. Я буду начинать, а вы продолжать. Отвечать будет тот, кому я брошу мяч.

У вороны – клюв, а у воробья - ….(клювик)

У вороны – крылья, а у воробья - ….(крылышки)

У вороны – ноги, а у воробья - ….(ножки)

У вороны – перья, а у воробья - ….(перышки)

У вороны – хвост, а у воробья - ….(хвостик)

У вороны – глаза, а у воробья - ….(глазки)

У вороны –спина, а у воробья - ….(спинка)

У вороны — голова, а у воробья -….(головка)

У вороны — тело, а у воробья - …..(тельце) Физкультминутка «Вороны»:

Воспитатель:- Выходите в центр, я превращаю вас в ворон. (Педагог читает стихотворение, дети изображают ворон и каркают сначала громко, а в конце-тихо.)

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: кар-кар-кар! (Скачут и каркают громко)

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали: кар-кар-кар! (Летают и каркают громко)

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали (Садятся на корточки и каркают тихо.) Дети сели на стулья.

Воспитатель:- Сейчас мы проверим какие вы внимательные. 

Д/и «Кто лишний?»

1. Посмотрите на эту картинку и скажите, кто здесь лишний и почему.

  • Найдите птицу, непохожую на других.
  • Теперь вам нужно найти птицу, которая отличается от других.

Воспитатель:- Молодцы, все были внимательны. Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима.) Можем мы увидеть этих птиц на улице зимой? Значит они не улетели в теплые края и остались с нами зимовать. Как мы их назовем? (Зимующие.) Как вы думаете, трудно птицам зимой живется? Почему? (Холодно, голодно, нет червячков и мошек.) Как мы можем помочь птицам? (Подкармливать.)

Пальчиковая гимнастика «Воробей»:

Ты малыш, воробей, На морозе не робей. По кормушке клювом бей, Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем постукивают указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки. Затем то же самое, поменяв руки.)

Воспитатель:-Что такое кормушка? (Куда можно положить семечки, зернышки, крошки.) Ребята, вы хотите покормить птиц? (Да.) Тогда садитесь за столы. К вам уже прилетели птички. (Дети садятся. На столах лежат листы, на которых изображены птицы и дерево с кормушкой.) Кого вы видите? (Синичку, воробья, голубя, ворону) Вы заметили, что кормушка пустая? Вы уже называли, что можно в нее положить. Давайте нарисуем, кто что хочет. 

Воспитатель показывает, как можно нарисовать черным карандашом семечки, желтым или коричневым зернышки (кружочки) и крошки (точки).

Воспитатель:- А теперь давайте поможем птицам прилететь к кормушке. Нарисуем прямую линию от каждой птицы к кормушке. Молодцы! Теперь все птицы будут сыты, никто голодным не останется. 

Рефлексия:

Дети выкладывают свои работы на столе. Воспитатель вместе с детьми произносит слова стихотворения.

Голодно? Холодно? Синички, воробьи!

Голодно? Холодно? Птички мои!

Прилетайте в гости! Полны у нас горсти!

Прилетайте, клюйте, клюйте, гостюйте!

Воспитатель:- Вы сегодня все были молодцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon konspekt_zimuyushchie_ptitsy.pdf526.45 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы"   с использованием  интерактивных технологий.Цель: уточнять и расширять знания детей о зимующих птицахЗадачи:«Познавательное р...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зимующие птицы».

Знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами....

Конспект занятий в старшей группе "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект занятий по оркужающему миру о перелетных и зимующих птицах Содержит информацию о видах птиц, о самих птицах, а также загадки....

конспект занятия в старшей группе на тему: "Зимующие птицы"

занятие по развитию речи с применением слайдов....

Конспект занятия в старшей группе на тему: « Зимующие птицы».

Формирование представления о зимующих птицах, их образе жизни и повадках...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»...