«Кубань- наша малая Родина» серия НОД
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Войнова Галина Александровна

Включает в себя серию НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем. В данной подборке нод систематизирован материал по приобщению детей старшего дошкольного возраста, к национальной культуре Кубанского казачества при помощи ознакомления с традициями, бытом и культурой Кубанских казаков. А также ознакомлению детей с родным городом, его достопримечательностями, с историей края, его природой.

Цель: :
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к малой родине: месту, где ребёнок родился и живет, к родному дому (семье), улице,  городу, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, делать красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство гордости за достижения родного края. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.docx47.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3

«Звездочка»

«Кубань- наша малая Родина» серия НОД

Автор Войнова Г. А.

Включает в себя серию НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем. В данной подборке нод систематизирован материал по приобщению детей старшего дошкольного возраста, к национальной культуре Кубанского казачества при помощи ознакомления с традициями, бытом и культурой Кубанских казаков. А также ознакомлению детей с родным городом, его достопримечательностями, с историей края, его природой. 

Цель: : 
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к малой родине: месту, где ребёнок родился и живет, к родному дому (семье), улице,  городу, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, делать красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство гордости за достижения родного края.  

НОД-презентация "Экскурсия по городу".

Цель: кратко познакомить детей с основными достопримечательностями нашего города, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воспитывать любовь к родному городу.

Воспитатель читает стихотворение об Анапе К. Обойщикова , на экране появляется фотография города.

Стою в толпе у катерного трапа,

И вот уже видна мне впереди,

Как ожерелье, пляжная Анапа,

У синего залива на груди.

Красавица безоблачного юга,

Не потому ли всех она манит,

Что берег ее тонким полукругом

Лежит, похожий очень на магнит.      

Стук в дверь, заходит Незнайка.-"Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?"

Дети:-"Да!"

Незнайка:- "Ребята, я недавно приехал в ваш город. И ничего не знаю о нем. Вы мне поможете лучше его узнать?"

Дети:-"Да!"

Воспитатель: «А как мы можем помочь Незнайке?»

Варианты детей.

Воспитатель: -"Ребята, очень хорошие варианты, предлагаю остановиться на экскурсии по городу."

Дети: -"Давайте".

Воспитатель:- "Итак, мы отправляемся!" 

На экране появляется фотография  с изображением моря.

Воспитатель: -"Ребята, первая остановка на берегу моря. Наш город расположен на берегу моря.  Как называется наше море?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, Черное. А почему оно так называется?

Варианты детей.

Воспитатель: У вас очень хорошие версии. Ребята, Константин Паустовский писал, "самое синее в мире, Черное море мое". Есть несколько вариантов по поводу названия. По одному из них, вода в море темнеет, становится черного цвета, когда оно штормит. В Черном море 25 видов промысловых рыб. А вы каких рыб Черного моря знаете?

Дети отвечают.

Если затрудняются ответить, поясняю: камбала, ставрида, барабулька, водится в Черном море акула "катран", но для человека она не опасна.

А давайте, ребята, представим, что мы с вами на море.

Физминутка:

К морю быстрому спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие.

На экране- фотография дельфинария.

Воспитатель: - "И следующая остановка- дельфинарий. Ребята, кто из вас был в дельфинарии?

Ответы детей.

Воспитатель: Что в дельфинарии вам понравилось больше всего?

Дети отвечают.

Воспитатель: Я тоже бывала в дельфинарии, и считаю, что дельфины-это удивительные существа. Встреча с ними всегда приносит радость не только детям, но и взрослым. И только ласка, доброта тренера может заставить дельфина выполнить тот, или иной номер. Наш дельфинарий находится на полуострове "Большой Утриш".

На экране- фотография полуострова.

Воспитатель: - "Следующая остановка- полуостров "Большой Утриш." Здесь находится заповедник, где растут очень красивые и редкие растения. Многие из них занесены в Красную книгу и охраняются государством.

На экране-фотография с изображением можжевельника.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется это дерево?

Ответы детей.

Воспитатель: Ваши версии хороши. Но правы те, кто считает, что это дерево называется можжевельник. "Можжа-старорусское слово, обозначающее "узел". Эти узлы в изобилии покрывают ветки можжевельника. Можжевельники устойчивы к ветрам.

На экране- фотография с изображение анапского маяка.

Воспитатель: -"Ребята, для чего предназначен маяк?"

Ответы детей.

Воспитатель: -"Правильно, для того, чтобы корабли не сели на мель."

Как Прометей, прикованный к скале

Держа, похищенный у Зевса свет

Встречая грудью шторм в ревущей мгле

Он посылает морякам привет.

Плывите, величавые суда!"

На экране- фотография с изображением раскопок музея "Горгиппия".

Воспитатель: -"Следующая остановка-музей "Горгиппия". На месте нашей Анапы много лет назад находился древний город, он назывался "Горгиппия". В честь первого царя, который правил этим городом.

На экране- фотография "Сквер славы".

Есть в России такие места,

По которым с волненьем проходят.

И священными их неспроста

Называют в народе.

Воспитатель: -"Таким священным местом у нас является "Сквер Славы". Здесь находятся многие памятники, похоронены герои Великой Отечественной войны."

Экскурсия наша подошла к концу. Вам понравилось, ребята? А тебе, Незнайка?"

Незнайка: -"Очень понравилось! Я обязательно еще приеду в ваш замечательный город." Только я не очень хорошо знаю, как себя вести на улицах города.

Воспитатель: -"Не беда, Незнайка, мы с ребятами знаем одну очень хорошую игру, ты любишь играть?"

Незнайка: -"Очень!"

Воспитатель: -"Тогда давайте поиграем!"

Игра "Можно - нельзя".

Дети встают в круг.

- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Каждый из вас будет задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак.

Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

Переходить улицу на красный свет.

Рвать цветы на клумбе.

Любоваться цветущей клумбой.

Сажать деревья и цветы.

Бросать фантики от конфет.

Переходить дорогу на зеленый свет светофора.

Кричать, шуметь в общественных местах.

Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

Незнайка: -"Ребята, с вами очень интересно, и играете вы здорово, я обязательно приеду к вам еще, только напомните мне в каких местах мы сегодня побывали?

Дети вспоминают.

 Незнайка: теперь я точно все запомню. Мне пора возвращаться домой. До свидания, до скорых встреч!"

Дети: -"До свидания, Незнайка!"

Конспект НОД «Мой край — Кубань моя родная»

Тема«Кубань- главная река нашего края»

Подготовительная группа

Программные задачи:

  • Закрепить и систематизировать знания детей о Краснодарском крае.
  • Расширять знания детей о водоплавающих птицах Краснодарского края.
  • Познакомить с понятиями: плавни, низменность.
  • Объяснить детям, что есть законы, защищающие природу, их нельзя нарушать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного, учить любоваться красотой окружающей природы.

Предварительная работа:

  • Рассматривание Красной книги,
  • Беседы о разнообразии природного мира Краснодарского края.
  • Просмотр слайдов «Природа краснодарского края»

Материал:

Ноутбук, экран проектор, презентации в программе Power point,.

Воспитатель читает стихотворение:

Высокое небо,

Кавказские горы,

Крылатая чайка над синей волной,

Я вижу прекрасные наши просторы

И сердце поет о Кубани родной!

Воспитатель: Ребята, я сегодня разбирала диски у себя в столе, и нашла один не подписанный. Хотите узнать, что на нем?

Дети: Да.

Воспитатель ставит диск, на нем слайд реки Кубань и песня о реке.

Воспитатель: Ребята, здесь изображена река. Вы не знаете, как она называется?

Ответы детей.

Если затрудняются с ответом, говорю: я думаю, это река Кубань. Она главная река нашего края. Ребята, как называется край , в котором мы живем?

Дети: Краснодарский.

Воспитатель: Правильно, Краснодарский. Краснодарский край – это наша Родина, это - то место, где мы родились и выросли. Краснодарский край, ребята, очень большой. Кто знает, как называется столица Краснодарского края?

Дети: город Краснодар.

Воспитатель: Правильно, ребята.

А как по -другому называют наш край? Ответы детей.

Да, Кубанью. А почему его так называют? Ответы детей.

Верно, по главной реке нашего края (слайд- река Кубань).А вы знаете, как река Кубань называлась раньше?

Ответы детей.

Воспитатель: У вас хорошие варианты. Хотите я вам тоже расскажу версии, которые выдвигали разные авторы?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, река Кубань зарождается на седом Эльбрусе. И большая ее часть приходится на наш край. Несколько раз река Кубань меняла свое название. Называли ее: «Кутис», «Купанис», «Лошадиная», из -за того, что к реке приводили казаки лошадей на водопой. Называли «Осетровая», старожилы рассказывают, что когда то, по спинкам осетра можно было перейти от одного берега реки, на другой. Река Кубань впадает в Азовское море.

  Воспитатель: Давайте мы с вами остановимся у берега и заселим животными водоёмы: реки, лиманы, моря (дельфины, акулы, рыбы, сельдь, окунь, карась, щука, сом, осетр и т. д.).

Кого ещё можно встретить на берегах водоёмов? (дикие гуси, утки, лебеди, цапли, лягушки, чайки и т.д.). Молодцы, ребята, правильно и быстро расселили всех животных.

Воспитатель: Давайте теперь немного поиграем со своими пальчиками.

                       Пальчиковая игра «Утята».

Воспитатель: Ребята, что дает нам река Кубань? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, река дает нам воду, в реке Кубань- много рыбы, много водоплавающих птиц. Какие в ней обитают птицы? Как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в реке Кубань встречаются уточки. Например: водоплавающая уточка «Нырок» (слайд уточки «нырок»).

По преданию в «нырка» превратился древнегреческий царевич Эсак. По его вине погибла одна из самых прекрасных нимф, и Эсак решил наказать себя сам, бросился в пучину волн. Но боги не хотели его смерти, и выбросили обратно на берег. Второй раз бросился Эсак в воду, и вновь боги его вынесли на берег. В третий раз Эсак бросился в воду. Богам надоело его выталкивать и превратили в водоплавающую птицу «нырок», которая по сей день встречается на берегу Черного моря и реки Кубань.

У берегов реки Кубань встречается также уточка «Поганка» (слайд «поганки»).

Как вы думаете, почему она так называется? Версии детей.

Воспитатель: Я, ребята, расскажу вам, почему уточка носит такое не очень красивое название. Дело в том, что уточка имеет неприятный запах, она пахнет рыбой.

Воспитатель: Река Кубань образует плавни, это низменные места, залитые водой. У нас в Анапе тоже есть плавни, образованные речкой Анапкой. Вы видели анапские плавни?

Ответы детей.

Воспитатель: Плавни образованы от рек, морей и от разлива дождевой воды в низменных местах. В плавнях обитает тоже много разной живности. Среди них- дикий камышовый кот (слайд- изображение камышового кота). Его еще называют болотной рысью. А охотничьи качества камышовому коту достались отменные! У него отличный слух и превосходное зрение: едва услышав звуки приземления стаи птиц, он бесшумно пробирается к ним сквозь заросли камышей и, совершив высокий прыжок, хватает зазевавшуюся жертву. На реку Кубань и на нашу речку Анапку, и на Черное море прилетают зимовать лебеди (слайд- лебеди). Вы видели лебедей? Ходили с родителями кормить лебедей?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, ребята, лебеди считаются самыми красивыми птицами не только среди водоплавающих, но и среди всех прочих, по праву считаются лебеди. Эти поистине царственные птицы с белоснежным оперением и грациозно изогнутой длинной шеей являются непременными героями былин, сказок и песен. А древние астрономы, очарованные красотой этой птицы, присвоили одному из созвездий имя Лебедя.

А теперь пришла пора, поиграть нам, детвора!
-Ты подкову получай, на вопросы о Кубани быстро отвечай!
(Дети получая подкову, отвечают на вопросы, которые воспитатели дают из папахи).
1. Где мы живем?
2. Как по-другому называется наш край?
3. Назови главный город Краснодарского края?
4. Как он раньше назывался?
5. Где зарождается река Кубань?

6. Какие водоплавающие птицы встречаются у реки Кубань?

Молодцы, ребята! Теперь вы можете рассказать о том, что вы сегодня узнали своим друзьям и родителям.

НОД  по ознакомлению с окружающим. «Кто такие казаки»?

Выполнила Войнова Г. А.

Подготовительная группа

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения черноморского казачества; ознакомить с героями-казаками; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков; воспитывать интерес к родным традициям.

Материалы: Старинные фотографии казаков, иллюстрации, вязаные куклы в национальной одежде.

Воспитатель: Ребята, ко мне в гости приезжает подруга из другой страны. Из Израиля. Я думаю, что такое можно ей подарить, чтобы ей запомнилось и говорило бы о нашей культуре, народе, обычаях?

Ответы детей: Открытки, ракушки, сувениры и др.

Воспитатель: У вас очень хорошие варианты. Я, пожалуй, воспользуюсь одним из них. Возьму в качестве сувенира кукол казака и казачки, таких, как у нас в группе. Но мне надо про них что- то рассказать подруге: кто такие казаки, их историю, почему у них такие костюмы. Вы мне поможете?

Дети: Да.

Воспитатель берет в руки кукол казака и казачки, читает стихотворение:

Отважные казаченьки России-

Вы рыцари и чести , и добра.

На вольных землях солнечной Кубани,

На древних рубежах Тмутаракани

Забудем наши старые обиды

И будем жить, как наши деды жили.

Воспитатель: Ребята, это стихотворение написал замечательный кубанский поэт И.Варавва. Посвящается оно казакам. Кто же такие казаки? Кто знает?

Ответы детей.

Воспитатель: У вас хорошие версии. А хотите послушать, что рассказывают о казаках настоящие историки?

Дети: Да.

Воспитатель: В давние времена, в 1791 году переселились на наши земли казаки по указу царицы Екатерины 2. Казак- это значит вольный человек. Они были призваны сторожить и охранять наши земли. Казаки были прекрасными воинами, проявляли чудеса храбрости. Воевал казак на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие- саблю, пику, верховую лошадь. Посмотрите, ребята, как выглядели казаки. Показывает фотографию казака.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Показывает фотографию казачки.

Воспитатель: Очень интересный наряд у казачек. Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки, сшитый из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете про казаков?

Дети: «Казак без коня- что солдат без ружья»; «Казак сам голодает, а коня накормит», «Конь казаку-лучший друг», «Сам погибай, а коня выручай», «Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой».

Воспитатель: Молодцы! Много хороших пословиц вы знаете.

Сейчас я предлагаю нашим мальчикам поиграть в казаков.

Игра: «Конь до коня»

 Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь».

Ведущий:

Казак до казака,          

Конь до коня.

Кто папаху уронит,  

Тот и вон пойдет.                                                                              

Ведущий бросает одному из играющих папаху.  Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры.  Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу. Игра повторяется 3 раза.

 Мальчик читает стихотворение:

 Вьется лентой степная дорога

И в цветах утопают станицы,

Казаки от родного порога

Защищают родные границы.

 Воспитатель: Ребята, как называют командира казаков?

 Дети: Атаман.

 Воспитатель: Правильно. А первым атаманом казаков- черноморцев был З.А. Чепега. Сейчас мы с вами тоже выберем атамана и поиграем, игра так и называется: «Атаман».

Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров.

 Воспитатель: Казаки- надежная сила Родины во все времена. А  в мирной жизни казаки выращивали хлеб, разводили скот, ловили рыбу, охотились, строили дома, возводили церкви. Показывает фотографию казака.

Казачки были прекрасными хозяйками, а в праздничные дни девушки- казачки водили хороводы и пели песни. Помните, девочки, мы с вами танцевали хоровод?

Девочки: Да.

Воспитатель: Давайте мы его вспомним.

Девочки танцуют хоровод: «Ходила младешенька по борочку».

Ходила младёшенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

 

Воспитатель: Очень любят на Кубани петь частушки. И сейчас наши ребята
исполнят их.

Мы девчата – казачата,
Не умеем мы тужить
Без частушек – прибауток 
Нам и суток не прожить.

Девочки – беляночки,
Где вы набелились?

Мы вчера коров доили – 
Молоком умылись.

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку 
Всем ребятам напоказ!

Не смотрите вы на нас,
Глазки поломаете,
Не из вашей мы станицы,
И вы нас не знаете.

Мы кубанские ребята,
Мы нигде не пропадем,
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поем.
 
Воспитатель: В конце нашего занятия я хочу предложить вам выполнить задание: Давайте попробуем сделать небольшие зарисовки - схемы о нашем крае. Каким вы его себе представляете? Чем он славится? Дети на небольших листах бумаги рисуют схемы и по очереди обосновывают их. Например, «солнце» - наш край солнечный, «волны» - зона отдыха, курортов, «горы» - туризм, отдых, «дерево» - край лесов, «рожь» - край полей, «овощи» - край богатого урожая
и т. д.

· Наш общий дом, наш дом родной –

· Любимый край, где мы живем!

· Земли Кубани широки, необъятны

· Каждый день и хорош и пригож,

· Поезжай за моря – океаны,

· Лучше Кубани ты не найдешь!

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

                       Какая информация запомнилась?

                       Что понравилось больше всего?

                       Как называется край, в котором мы живём?

                       Как называли начальника казаков?

                       Кто подарил казакам эти земли?

                   

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края, его охрана»

Подготовила воспитатель Войнова Г. А.

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира Краснодарского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны; воспитывать бережное, гуманное отношение к растениям и всему живому; развивать речь, внимание, мышление детей, познавательный интерес, расширять кругозор.

Оборудование: картины альпийских лугов; лиственного, хвойного, смешанного лесов; карта - схема растительности; рисунки лекарственных растений; герб Краснодарского края; альбомные листы; иллюстрации правил поведения на природе; цветные карандаши; карточки с набросками веток для каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Воспитатель:

Ребята, я сегодня нашла свои старые фотографии, где я в лесу. Вы были в лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Хотите я вам фотографии покажу?

Дети: Да.

Воспитатель: Устраивайтесь поудобней, смотрите.

Воспитатель читает стихотворение:

Войдите в мир

Где горы и лазурь.

Где кедры поднялись

Как буд-то для полета

Где моря запахи

И зной песчаных бурь

Войдите!

Настежь вам распахнуты ворота! 

Воспитатель: А что такое лес?

Дети: это дом для животных и растений, там много деревьев.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Лес- это настоящий дом для растений и животных. А леса Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев. Лес у нас не обычен, преобладает степной. Деревья не слишком высоки. Больше напоминают кустарниковые, очень близко расположены друг к другу. Не Сибирская тайга, но все же и у нас есть кряжи, куда не пройдет нога человека. Не пустят горы. Но чем выше горы, тем выше деревья и тем реже лес. 

Посмотрите, ребята, на этой фотографии мы видим лиственные деревья и заросли кустарников. А какие вы знаете лиственные деревья и кустарники?- Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это и дуб, и липа, и клён, и ясень, а также в наших лесах живут родственники наших садовых деревьев: дикая груша, алыча, яблоня и другие. Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья - пихта и сосна. Их ещё называют вечнозелёными. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина. (Звучит кассета «Голоса леса»). Ну ладно, хватит бездельничать, а то совсем заскучаешь.

4. Физминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали

-Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Воспитатель: Да, ребята, лес чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок.... Кстати, о загадках... я вспомнила еще несколько з... Интересно, сможете ли вы их отгадать? По  мере  отгадывания  загадок,  на  доску  выставляются  картинки животных.

1.Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазить.

(Белка.)

2.Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый , краса, кто же это?

(Лиса.)

3.Хозяин лесной, просыпается весной

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)_

4.Это что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?.

И стоит среди травы –уши больше головы.

(Заяц.)

5.На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть.

(Волк.)

6.Сердитый недотрога,

Живет в глуши

лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(Еж.)

7.Трав копытами касаясь,

Ходит по, лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось.)

8.Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень)

Воспитатель: Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки?

Дети: про диких животных.

Воспитатель: а почему их называют дикими?

Дети: потому что они живут в лесу.

Воспитатель: у каждого есть свой дом, как и у людей. И мы сейчас с

вами поиграем в игру «Кто где живет?».

Дети садятся за столы и выполняют задание:

«Соедините линией животное и его жилище, раскрасьте силуэты животных»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что растет под деревьями?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, грибы: лисички, опята, белые грибы, подосиновик. Наш лес дает 2 урожая грибов: осенний и летний. Но в пищу можно употреблять только осенний урожай после проливных дождей, так как грибы, как губка впитывают в себя все ядовитые вещества. Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым. Какие птицы живут в наших лесах?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно: сова, дятел, кукушка, снегирь, дрозд, свиристель. А вы знаете, что лес многоэтажный дом? У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы: дятел, синички, совы еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. У них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже. Чем питаются животные в лесу? В лесу ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они зависят друг от друга. А зависимость в лесу друг от друга называют «Пищевая цепочка». Например, вот такая цепочка питания в лесу происходит. Греет солнышко, растет трава, траву ест заяц, зайца ест волк. Сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками –это первое звено цепочки. Второе звено- все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери как олени и кабаны. Третье звено- охотники, самые разные. Тут множество птиц -они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще звено четвертое, это те хищные птицы и звери, которые охотятся и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить! Нужно запомнить очень важный закон. Какое звено в лесных пищевых цепочках главное? (Растения). От них  зависит жизнь всех лесных обитателей. Лес - наше богатство. Лес даёт древесину. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья.  Леса украшают землю и очищают воздух.

Правила поведения в лесу

-Не оставляй в лесу мусор;

-Не пугай птиц и животных громкими  

звуками;

-Соблюдай правила разведения костров;

-На прогулку в лес можно ходить только

со взрослыми

-Будь другом  для

леса и его обитателей! 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Куда мы отправлялись в путешествие?

-Что запомнилось и понравилось больше всего?

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Анапа. Прошлое и настоящее». Для подготовительной группы.

Выполнила воспитатель Войнова Г. А.

Цель: Формирование знаний об истории города, воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать представление об уникальности родного города, уметь видеть в привычном городском пейзаже элементы необычного.

2. Развивать в процессе работы познавательные способности: память, внимание, словесно-логическое мышление, умение анализировать, планировать, комбинировать.

3. Воспитывать гордость за свой город, свою малую Родину.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

Подготовительный этап: составление рассказа о совместном путешествии родителей с детьми по г-к Анапа, викторина «Узнай в городе», Используемый материал: иллюстрации старого города, герб города, фотоматериал старинной и современной Анапы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, по дороге на работу я сегодня нашла не большую амфорку. Показывает детям амфору. Интересно, откуда она взялась? А вы хотели бы узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Как же можно это сделать? Как вы думаете?

Ответы и предложения детей.

Воспитатель: Вы правы, нам надо отправиться в прошлое время. И узнать из какого периода истории эта амфора. Но как же это сделать?

Дети: На машине времени.

Воспитатель: Точно, мы отправимся на машине времени. Ребята, а что нужно сделать, чтобы машина времени заработала? (подобрать ключи).

- Для того, чтобы машина времени заработала, нужно разгадать кроссворд                о нашем городе. Отгадав его, мы узнаем ключ машины времени.

- Ребята назовите главную улицу нашего города?

- Как называется река в нашем городе?

-Как называются жители нашего города?

-Ребята из чего вы делаете постройки на берегу моря?

-Как называется сигнальная башня, которая указывает путь направления морского судна?

К Р Ы М С К А Я

А Н А П К А

А Н А П Ч А Н Е

П Е С О К

М А Я К

- Вы ответили на все вопросы. Посмотрите какое слово получилось по вертикали. Получилось слово Анапа - это и есть ключ к машине времени. Становитесь скорее в круг и возьмитесь за руки. Повторяйте слова:

Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг дугу улыбнемся.

Звучит музыка и крутится шар.

Закройте глаза, начинаем обратный отсчет - 5,4,3,2,1.

Вот мы и прибыли.

Воспитатель: Внимание, ребята, мы оказались у ворот турецкой крепости Анапа в далёком 1783 году (Слайд). К концу 15 столетия Черноморское побережье было захвачено турками. Турки  здесь воздвигли крепость и назвали ее Анапой. В переводе на русский язык Анапа означает «край стола или мыса». Турецкая крепость была цветущей. Водопровода в крепости не было, но турки собирали дождевую воду в специальные резервуары, которые сохраняли воду свежей долгое время. Но скажите, ребята, наша амфора из этого времени?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда отправляемся дальше. Становитесь скорей в круг. Звучит музыка, крутится шар.

Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг дугу улыбнемся.

Воспитатель: Мы оказались в древнем городе. Здесь повсюду раскопки древнего города. Кто помнит, как назывался наш город в древности?

Ответы детей. (Побуждаю детей ответить Горгиппия, если дети не отвечают, поясняю сама.)

Читаю стихотворение о Горгиппии:

И незаметно шли года,

Играл прибой волною пенной

К причалу шли и шли суда

Со всех портов морей вселенной.

-Много миллионов лет назад на берегу Черного моря существовал древний город Синдика, названный так, по названию народа, проживавшего в нем. Позднее Синдика вошла в Боспорское царство и получила красивое название Горгиппия, по имени наместника, правившего в то время городом. Жителями Горгиппии были древние греки. Это умные, образованные люди, они умели читать, писать. В музее сохранились надписи, сделанные древними греками.

Давайте сядем за столы и попробуем тоже оставить надписи.

Дети садятся за столы.

На подносах стаканчики с водой, стаканчики с песком, длинные палочки. влажные салфетки.

Воспитатель: Для вас на столах лежат какие-то природные материалы, которые древние греки использовали для написания посланий! Давайте посмотрим, что перед вами лежит?

Дети: песок, глина, вода, палка.

Воспитатель: Молодцы, угадали все материалы! Давайте попробуем на них пописать.

Возьмите, пожалуйста, деревянные палочки, острым концом вниз и попишите сначала на песке. Что-нибудь напишите, нарисуйте на песке. Скажите, ваши изображения видны?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь положите ваши деревянные палочки и представим, что мы свою надпись понесли, кому нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге. Потрясите свою тарелочку! Что стало с вашими надписями?

Дети: Её нет! Она исчезла!

Воспитатель: А почему такое произошло?

Дети: Потому что мы её трясли!

Воспитатель: Почему она исчезла?

Дети: Рассыпалась!

Воспитатель: Потому что песок какой?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Песок нам подойдёт для хранения информации?

Дети: Нет!

Воспитатель: Песок нам не подошел для хранения информации.

Давайте теперь попробуем нарисовать на воде!

Интересно, а вода нам подходит для хранения информации?

Давайте попробуем пописать, нарисовать на воде!

Опустите палочку в воду и напишите или нарисуйте что-нибудь!

Получается ребята?

Дети: Нет!

Воспитатель: А как же так? А почему?

Дети: Потому что она невидимая, прозрачная, жидкая!

Воспитатель: У воды нет формы, поэтому, то, что вы рисуете или пишите, вы не видите! Вода нам подходит для хранения информации?

Дети: Нет!

Воспитатель: Вода не подходит для хранения информации.

Давайте, ваш поднос отодвинем в сторону.

Подвиньте доску с глиной!

Возьмите палочку и острым концом поставьте пять точек!

Дети: Самостоятельно ставят точки.

Воспитатель: А теперь отставьте свои палочки и потрясите доску с глиной!

Воспитатель: Что стало с информацией? Она осталась?

Дети: Да.

Воспитатель: Подуйте на неё! Что с ней стало?

Дети: Ничего!

Воспитатель: Значит глина подходит для того чтобы что-нибудь записывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот к этому выводу пришли Древние греки!

Ребята как вы думаете, чем еще занимались древние греки в те далёкие времена?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, а еще -морская торговля была особенно выгодной, т. к. корабли могли доставлять большое количество товаров, среди которых популярностью пользовались украшения, ткани, специи, металлы, меха, кожи, вино, рыба и многое другое. (Слайд). Ребята, как вы думаете, наша амфора из этого времени?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, это так. А хотите вылепить свои маленькие амфоры?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь за столы и приступайте к работе.

Дети лепят из глины маленькие амфоры.

Воспитатель: Какие замечательные амфоры у вас получились. Для чего использовали амфоры?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, для хранения вина, для перевозки оливкового масла.

- А чем сегодня славится Анапа? (задаю наводящие вопросы: что Анапа город воинской славы, детская здравница, черноморское побережье ит. д.) (Слайды)

-Ребята, давайте мы поиграем «Угадай и назови»

Ребята как вы думаете, что изображено на этом фото? (Слайд)

-Правильно-это набережная. (Слайд)

-А это что? (Слайд)

-Правильно. Это Маяк, а так он выглядит сегодня. (Слайд).

 Ребята, вы знаете, что наш анапский маяк был разрушен во время Великой Отечественной войны. Восстановлен в 1956 году. Он представляет собой башню высотой 21 м, с белыми и черными полосами. Светит маяк красным светом 3 через 3 секунды, и 3 через 6.

А какие вы знаете памятные места в нашем городе? (Слайды)

Сегодня наше приключение заканчивается.

Рефлексия детей

-Мы путешествовали, гуляли с вами по Анапе. Ребята, а у вас есть любимое место в нашем городе, где вы гуляете с родными? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша малая родина -Кубань"

                       На современном этапе развития нашего общества остро встал вопрос о нравственно- патриотическом воспитани...

Сценарий праздника "Кубань - моя малая Родина"

Сценарий праздника закрепляет знания детей о Кубани, растительном и животном мире Краснодарского края...

КОНСПЕКТ НОД Тема: «Кубань – моя малая родина»

Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Кубань наша малая Родина"

Задачи: • Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа.• Расширение представлений детей об истории возникновения Кубани.• Сове...

Методическое пособие "Наша малая Родина - Кубань"

Методическое пособие для педагогов по приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Коллективная аппликация "Кубань- моя малая Родина"

Коллективная аппликация "Кубань- моя малая Родина"...