Конспект по познавательному развитию на тему: "Кубань наша малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа)

Задачи: • Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа.

• Расширение представлений детей об истории возникновения Кубани.

• Совершенствование умения отвечать на вопросы полными предложениями.

• Упражнение в анализе пословиц и подборе прилагательных.

• Развитие памяти, мышления, речевой активности.

• Воспитание познавательного интереса.

Материал и оборудование:

• Иллюстрации «Кубань – родина моя», «Жизнь и быт казаков», «Народные промыслы и ремесла Кубани».

Предварительная работа: • Рассматривание иллюстраций, беседа «Мой край», д/и «Добавь слово», д/и «Составь предложение».

Технологии:

• Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность) .

• Теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность).

• Технология сотрудничества (совместные игры).

• ТРИЗ технология (активизация мыслительной деятельности) .

• Теория развития познавательного интереса (активное использование накопленных знаний) .

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Веселый мячик»: Ты катись веселый мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался мячик, тот сейчас расскажет нам (воспитатель задает вопросы, дети отвечают полными предложениями) .

Вопросы: Как называется страна, в которой мы живем?

Какой город самый главный в нашей стране?

Как называется наш край?

Какой город главный в нашем крае?

Как называется наш город?

А почему он так называется?

Воспитатель: Да ребята, мы с вами живем в Краснодарском крае, он у нас самый теплый, а кто мне скажет, как по-другому называют наш край?

Дети: Кубань.

Воспитатель: Да ребята, Кубань называют жемчужиной России: Высокие горы, степные просторы, Лазурного берега грань. Леса и поляны, сады и лиманы – Все это вместила Кубань.

Воспитатель: Наш Краснодарский край – один из крупнейших в нашей стране. Южные границы нашего края проходят по Главному Кавказскому хребту, на севере его степные просторы сливаются с донскими степями, на востоке наш край граничит со Ставропольским краем, а с запада Кубанскую землю омывают два моря.

А вы знаете, какие моря?

Дети: Черное море и Азовское море.

Воспитатель: Образовался наш край 13 сентября в 1937 году. Большинство современных городов и поселений нашего края были основаны казаками – переселенцами. Одно их первых селений было названо Екатерининским, оно и стало столицей казачьего края, а потом его переименовали в Екатеринодар, а затем в Краснодар.

Ребята, а скажите кто такие казаки?

Дети: Казаки – это солдаты, защитники границ.

Воспитатель: Да ребята, в старину казаками называли свободных, вольных людей, которые служили разведчиками и охраняли границы Руси.

Казаки – переселенцы строили на Кубани первые станицы по плану, в центре станицы обязательно находилась площадь с церковью, школа и станичное правление.

А кто мне скажет, как называли жилище казаков?

Дети: Жилище казаков называли хатой

. Воспитатель: А как вы думаете, из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из глины и соломы.

Воспитатель: Правильно, казаки строили хаты из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Делался каркас из прутьев, обмазывался с двух сторон глиной, пол тоже был из глины, а крыша из соломы или камыша. Снаружи хату обязательно белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Строительство хаты у казаков считалось большим событием в жизни семьи и поэтому в стройке принимали участие жители всей станицы. Во время строительства обязательно проводились обряды: на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – чтобы все водилось, в передний угол в стену вмуровывали деревянный крест. Призывая этим Божье благословение обитателей дома.

Воспитатель: Ребята, а какие народные промыслы были и есть у нас на Кубани? (если дети затрудняются можно показать гончарные, деревянные изделия, изделия рук кузнецов).

Дети: На Кубани из глины лепили посуду, вырезали из дерева разные предметы необходимые в быту.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Кубанская земля славилась своими мастерами, из простых материалов – дерева, металла, камня, глины создавались истинные произведения искусства, а каждый шестой казак был профессиональным кузнецом, умение ковать своих коней, оружие, всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как и возделывать землю. У нас на Кубани земля плодородная, поэтому казаки традиционно возделывали и выращивали на своей земле пшеницу, картофель и т. д.

Ребята, а кто такой атаман?

Дети: Атаман – это предводитель казачьего войска.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем проанализировать пословицы: Терпи, казак, - атаманом будешь. Без коня казак кругом сирота.

Дети: Если будешь терпеть и учиться, то станешь атаманом. Конь для казака, как друг, везде вместе.

Воспитатель: Что можно сказать о казаках, какие они?

Дети: Сильные, смелые, заботливые, бесстрашные, веселые.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в Кубанскую народную игру «Петушок».

Описание игры: Все дети сидят, ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной, среди оставшихся детей назначается Петушок.

Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (петушок) выбранный ребенок определяет, кто его позвал.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что наш край называется Кубань, узнали, где расположен наш край, что омывают его два моря, что первые жители были казаки – переселенцы, дома у казаков назывались хатами, строили хаты из глины, соломы и камыша, что главный у казаков был атаман.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"

Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь  к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"

Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь  к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...

Конспект нод по познавательному развитию в средней группе "Моя малая Родина станица Ладожская"

Представляю  вам презентацию  и  конспект для  средней группы "Моя  малаяРодина - Ладожская"...

Конспект по Познавательному развитию в старшей группе « Моя малая Родина — мой город.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Моя малая Родина".

Занятие расширяет представление детей о родном крае,культуре,народном творчестве....

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «ФЦКМ» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя

Цель: формирование представления детей о родном городе.Проводя это занятие, мы   способстуем формированию  понятия «Малая Родина»;  пополняем знания детей о памятных ме...

Познавательное развитие в подготовительной группе: "Наша малая родина".

Конспект ООД "Познавательное развитие в подготовительной к школе группе «Наша малая родина» представляет собой программу, направленную на расширение представления детей о малой Родине...