Главные вкладки

    Конспект по познавательному развитию на тему: "Кубань наша малая Родина"
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Задачи: • Формирование первичных представлений о Кубани, как о малой родине, о культурных ценностях нашего народа.

    • Расширение представлений детей об истории возникновения Кубани.

    • Совершенствование умения отвечать на вопросы полными предложениями.

    • Упражнение в анализе пословиц и подборе прилагательных.

    • Развитие памяти, мышления, речевой активности.

    • Воспитание познавательного интереса.

    Материал и оборудование:

    • Иллюстрации «Кубань – родина моя», «Жизнь и быт казаков», «Народные промыслы и ремесла Кубани».

    Предварительная работа: • Рассматривание иллюстраций, беседа «Мой край», д/и «Добавь слово», д/и «Составь предложение».

    Технологии:

    • Теория развивающего обучения (самостоятельная мыслительная деятельность) .

    • Теория проблемного обучения (создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность).

    • Технология сотрудничества (совместные игры).

    • ТРИЗ технология (активизация мыслительной деятельности) .

    • Теория развития познавательного интереса (активное использование накопленных знаний) .

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Веселый мячик»: Ты катись веселый мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался мячик, тот сейчас расскажет нам (воспитатель задает вопросы, дети отвечают полными предложениями) .

    Вопросы: Как называется страна, в которой мы живем?

    Какой город самый главный в нашей стране?

    Как называется наш край?

    Какой город главный в нашем крае?

    Как называется наш город?

    А почему он так называется?

    Воспитатель: Да ребята, мы с вами живем в Краснодарском крае, он у нас самый теплый, а кто мне скажет, как по-другому называют наш край?

    Дети: Кубань.

    Воспитатель: Да ребята, Кубань называют жемчужиной России: Высокие горы, степные просторы, Лазурного берега грань. Леса и поляны, сады и лиманы – Все это вместила Кубань.

    Воспитатель: Наш Краснодарский край – один из крупнейших в нашей стране. Южные границы нашего края проходят по Главному Кавказскому хребту, на севере его степные просторы сливаются с донскими степями, на востоке наш край граничит со Ставропольским краем, а с запада Кубанскую землю омывают два моря.

    А вы знаете, какие моря?

    Дети: Черное море и Азовское море.

    Воспитатель: Образовался наш край 13 сентября в 1937 году. Большинство современных городов и поселений нашего края были основаны казаками – переселенцами. Одно их первых селений было названо Екатерининским, оно и стало столицей казачьего края, а потом его переименовали в Екатеринодар, а затем в Краснодар.

    Ребята, а скажите кто такие казаки?

    Дети: Казаки – это солдаты, защитники границ.

    Воспитатель: Да ребята, в старину казаками называли свободных, вольных людей, которые служили разведчиками и охраняли границы Руси.

    Казаки – переселенцы строили на Кубани первые станицы по плану, в центре станицы обязательно находилась площадь с церковью, школа и станичное правление.

    А кто мне скажет, как называли жилище казаков?

    Дети: Жилище казаков называли хатой

    . Воспитатель: А как вы думаете, из какого материала строили хаты?

    Дети: Хаты строили из глины и соломы.

    Воспитатель: Правильно, казаки строили хаты из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста и глины. Делался каркас из прутьев, обмазывался с двух сторон глиной, пол тоже был из глины, а крыша из соломы или камыша. Снаружи хату обязательно белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Строительство хаты у казаков считалось большим событием в жизни семьи и поэтому в стройке принимали участие жители всей станицы. Во время строительства обязательно проводились обряды: на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – чтобы все водилось, в передний угол в стену вмуровывали деревянный крест. Призывая этим Божье благословение обитателей дома.

    Воспитатель: Ребята, а какие народные промыслы были и есть у нас на Кубани? (если дети затрудняются можно показать гончарные, деревянные изделия, изделия рук кузнецов).

    Дети: На Кубани из глины лепили посуду, вырезали из дерева разные предметы необходимые в быту.

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Кубанская земля славилась своими мастерами, из простых материалов – дерева, металла, камня, глины создавались истинные произведения искусства, а каждый шестой казак был профессиональным кузнецом, умение ковать своих коней, оружие, всякую домашнюю утварь считалось таким же естественным, как и возделывать землю. У нас на Кубани земля плодородная, поэтому казаки традиционно возделывали и выращивали на своей земле пшеницу, картофель и т. д.

    Ребята, а кто такой атаман?

    Дети: Атаман – это предводитель казачьего войска.

    Воспитатель: Давайте с вами попробуем проанализировать пословицы: Терпи, казак, - атаманом будешь. Без коня казак кругом сирота.

    Дети: Если будешь терпеть и учиться, то станешь атаманом. Конь для казака, как друг, везде вместе.

    Воспитатель: Что можно сказать о казаках, какие они?

    Дети: Сильные, смелые, заботливые, бесстрашные, веселые.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в Кубанскую народную игру «Петушок».

    Описание игры: Все дети сидят, ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной, среди оставшихся детей назначается Петушок.

    Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» (петушок) выбранный ребенок определяет, кто его позвал.

    Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали?

    Дети: Мы узнали, что наш край называется Кубань, узнали, где расположен наш край, что омывают его два моря, что первые жители были казаки – переселенцы, дома у казаков назывались хатами, строили хаты из глины, соломы и камыша, что главный у казаков был атаман.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"

    Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь  к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...

    Конспект ООД по патриотическому воспитанию Тема: "Кубань - ты наша Родина"

    Тема: «Кубань – ты наша Родина»Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Прививать любовь  к своей Родине Кубани.Программные задачи: познакомить детей с назв...

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (вторая младшая группа). «Моя малая Родина»

    На этом занятии моей задачью было сформировать у детей представление о Родине, о родном городе....

    Конспект нод по познавательному развитию в средней группе "Моя малая Родина станица Ладожская"

    Представляю  вам презентацию  и  конспект для  средней группы "Моя  малаяРодина - Ладожская"...

    Конспект по Познавательному развитию в старшей группе « Моя малая Родина — мой город.»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «ФЦКМ» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя

    Цель: формирование представления детей о родном городе.Проводя это занятие, мы   способстуем формированию  понятия «Малая Родина»;  пополняем знания детей о памятных ме...