Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"
проект по окружающему миру

Андрющенко Наталья Валентиновна

Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы  "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую направленность, а её содержание будет интересно широкому кругу педагогов, занимающихся проблемой экологического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovat_proekt.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы

Мы изучаем природу - природа нас учит

Разработан: Натальей Валентиновной Андрющенко,

 воспитатель МБДОУ ДС № 28» Светлячок» г. Туапсе

Актуальность.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный интеллектуальный и духовный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления и экологической культуры.

Большинство современных городских детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Цель проекта.

Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира. Знакомство детей с многообразием представителей флоры и фауны, живущих на территории детского сада; обобщение представлений детей о сезонных изменениях в жизни живой природы, воспитание интереса к природоведческим наблюдениям, умения любоваться красотой природы, эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта.

1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в среде обитания, бережного отношения к природным объектам.

2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

Тип: ознакомительно – ориентированный

Сроки: долгосрочный

Участники: дети, воспитатель, родители

 Предполагаемые результаты.

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования

объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

4. Воспитанники узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

5. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.

6. У детей сформируется бережное отношение к экологическому окружению, стремление к правильному поведению в природе.

7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей окажет положительное влияние на экологическое воспитание детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Разработка проекта.

* Выявление объема знаний у воспитанников группы по данному вопросу.

* Доведение до участников проекта важность выбранной проблемы.

* Составление плана мероприятий.

* Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, видео и фотоматериалов.

* Создание презентации для детей «Растения нашего города».

* Подбор дидактических и подвижных игр, игрушек, атрибутов для развития игровой, познавательной и исследовательской деятельности.

* Подбор материала для творческой и продуктивной деятельности детей, включение результатов продуктивной детской деятельности в развивающую среду группы.

2 этап. Практический.

Образовательные области.

Познавательная.

Развитие исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, любознательности, расширение кругозора.

Содержание:

*проведение познавательных бесед, экскурсий, занятий на темы: «Мир растений», «Для чего нужны растения?», «Как взрослые сажают овощи», «Пересадка растения» и т. д.;

*опытно – экспериментальная деятельность «Ветка дерева распускается в тепле», «Для растений нужны тепло и вода» и т.д.;

*наблюдения за улитками, гусеницами, комарами, божьей коровкой, различными жуками;

*рассматривание предметных, сюжетных картинок, альбомов из серии «Кустарники и деревья», «Насекомые», «Овощи».

Физическая культура.

Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Здоровье.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Безопасность.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям и способах поведения в них.

Содержание:

*подвижные игры: «Бабочки», «Попрыгунчики у березы (каштана, сосны), «Раз, два, три мяч у платана лови», «Птицы и автомобиль», «Мотыльки и жуки», «Добеги до куста», «Лягушки и цапля», «Поймай комара» и т. д.;

*хождение по тактильной групповой «экодорожке» здоровья;

*регулярный прием витаминизированного напитка «Валитек»;

Социально – коммуникативная.

Развитие игровой деятельности детей; приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; воспитание патриотических чувств.

Трудовая.

Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Содержание.

*сюжетно – ролевые игры: «Огородники», «Магазин семян»;

*дидактические игры: «Угадай, какое дерево (цветок)?), «Любимые овощи», «Что, где растет?», «С какого дерева лист?» «Инструменты для огорода», «Кто, где живет?», «Назови ласково», «Где мой дом?» и др.;

*режиссерские игры с поделками, сделанными из природного материала;

*вечер загадок и стихов о растениях, насекомых, явлениях природы;

*оформление уголка для родителей на тему «Учимся замечать сезонные изменения в природе с детьми»;

*введение в проект воспитанников и родителей: совместное тематическое пополнение группового книжного уголка книгами с натуралистическим содержанием; родительское собрание с совместным изготовлением родителями с детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр; чтение тематической литературы дома;

*тематическая выставка работ воспитателя и детей «Вот что подарила нам экологическая тропа»;

*тематическая выставка работ родителей и детей «Поделки из даров природы».

Художественно – эстетическая.

Развитие продуктивной деятельности в различных видах творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация); развитие детского творчества; внесение результатов продуктивной деятельности в развивающую среду группы.

Содержание.

*рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Трава для зайчат», «Дождик кап-кап-кап», «Цветы на клумбе», «Сад зеленый» и т.д.;

*аппликация «Ваза для цветов», «Вишня в корзине», «Жуки в траве» и т.д.;

*лепка «Улитка», «Божья коровка», «Витамины на тарелочке», «Птички и

кормушки» и т.д.;

Музыкальная.

Развитие музыкально – художественной деятельности.

*заучивание песен о природе в разные времена года,

*разучивание танцев «Танец цветов», «Урожай», «Веночек» и т.д.

Речевое.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов их устной речи в различных формах и видах детской деятельности, воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание.

*разучивание стихов, загадок о природе и природных явлениях, насекомых;

*чтение научно – познавательной и художественной литературы: А.Толстой «Птицасвила гнездо…», М.Зощенко «Умная птичка», А.Бианки «Купание медвежат»,

Б.Житков «Что я видел», В.Бологова «Энциклопедия для детей. Растения. Животные», И.Александров «Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника» и др.;

*составление тематических рассказов: «Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты», «Почему нужно содержать место, где ты живёшь, в чистоте?», «Загадки из корзинки», «Что нужно растениям для жизни» и т.д.;

*беседы о бережном отношении к окружающему миру, объектам окружающего мира: «Наши хорошие поступки», «Гусеницы – это хорошо или плохо?», «Как мы помогаем птицам», «Насекомые», «Откуда появился огурец» и т. д.;

*обыгрывание ситуаций и беседы о соблюдении правил безопасности в природе и сохранении здоровья;

*словесные игры с учетом тематики проекта: «Съедобное-несъедобное», «Назови одним словом», «Садовник», «Рыбы, птицы, звери», «Я знаю» (3 цветка, дерева,

птицы т.д.), «За каким растением спряталась улитка и т. д.

Результат.

Мониторинг знаний детей, проводившийся на начало образовательного проекта, показал, что сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы экологической тропы и окружающей природы в целом, у детей сформирован на 64%; на момент окончания внедрения образовательного проекта уровень сформированности начальных основ экологического развития дошкольников по группе – 98%.

У детей формируется познавательный интерес к разнообразному миру растений, расширились представления и знания о растениях, о бережном, созидательном отношении к природе. Формируются практические умения по созданию условий для выращивания растений и уходу за ними. Дети научились проводить простые опыты, вести наблюдение за объектами живой природы; объяснять простые связи и цепочки в природе. У детей формируется гуманистическая направленность поведения в окружающих природных условиях. Сформированы первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Продолжают закрепляться знания об элементарных правилах безопасного поведения в детском саду, на экологической тропе, на огороде. Закрепляется умение работать в коллективе. У воспитанников развиваются навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками; происходит формирование всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Родители активно и заинтересованно участвовали в образовательном, воспитательном и трудовом процессе. Участники проекта (дети, родители, воспитатель) ощутили удовлетворённость от совместной деятельности. Экологическое просвещение родителей, послужило импульсом экологическому воспитанию детей в семье.

Практическая значимость проекта.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности; участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. У дошкольников формируются, систематизируются и обобщаются знания о живом и неживом мире природы экологической тропы, появляется интерес к данной теме, обогащается словарь путем введения определенных слов в практику общения. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов, дети задают больше вопросов. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о растительном и животном мире экологической тропы, навыков правильного поведения в природе.

Использованная литература.

1. Л.В. Ковинько Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка Пресс, 2004.

2. А.А. Лопатина Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.

3. Н.Н. Луконина Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис-пресс, 2002.

4. С.Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему "Экологические знания - первое представление о мире".

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ...

Теоретический семинар: «Экологические знания первые представления о мире»

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологическогосознания, экологических чувств и экологической деятельнос...

Экологические знания - первые представления о мире

Выступления на городском семинаре: "Экологические знания - первые представления о мире"...

Семинар – практикум «Экологические знания первые представления о мире»

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, сост...

Проект «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Автор проекта:Воспитатель средней группы "Лягушата"Эргарт Людмила ФедоровнаРодителиИнтеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально-коммуникатив...

Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний детьми среднего возраста

Система игр и упражнений по усвоению экологических знаний  детьми среднего возраста...