Теоретический семинар: «Экологические знания первые представления о мире»
методическая разработка по окружающему миру по теме

 Рокотянская Татьяна Михайловна

 

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологического

сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoreticheskiy_seminar.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический  семинар:

«Экологические знания первые представления о мире»

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупности экологического

сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:

*воспитание любви к природе через прямое общение с ней , восприятие её красоты и многообразия;

*формирование знаний о природе;

*развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её  сохранение;

Дошкольный возраст –самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций  личности, которые   проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности  с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом  накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста не являются самоцелью.  Они- необходимое условие  выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.

  Цель работы - осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей на единых подходах и принципах:

-непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается с учётом возрастающей детской компетентности; 

-интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребёнку охватить не только конкретные содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;

-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщённых способов действия;

- формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии,  коммуникативность,   самооценки и т.д.)

- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.

-рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных ,двигательных и эмоциональных нагрузок)

- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью

детей.

- отношение к ребёнку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

       В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:

- формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и не живой природе;

-развитие понимания взаимосвязей в природе и место человека в них;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе;

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

- развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

Природа - человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы); Человек - природе (положительность и отрицательность человека в природе)

Правила охраны природы - личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическое воспитание детей требует наличия определённой материальной базы:

*уголок живой природы

*растительный мир на участке

*учебно - наглядные пособия для проведения занятий.

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать  эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать  

свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

Поэтому использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно - действенное мышление, поэтому познание какого- либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д)

Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. (кружатся листья, падают снежинки, ходит котик и т. д.)Затем все впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.

Основным методом в экологическом развитии является наблюдение.

Наблюдение, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно - образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания , обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать:

-объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

-окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно растёт.

Важный метод экологического воспитания - слово, его  правильное  использование в разных формах работы с детьми.

Причём наибольшее значение имеет беседа – чёткая, гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно - следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщение, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Так же огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

- занятия;

- экскурсия;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- работа кружков и клубов  с природоведческой тематикой;

- проведение экологических викторин;

- выпуск экологических листовок.

Главная цель занятия – не передача знаний, от педагога к ребёнку, а приобщение детей к систематической и творческой деятельности.

Для этого необходимо:

-разнообразить структуру и методы проведения занятий, способствующие развитию логического мышления активности детей;

- шире использовать натуральные наглядные пособия, практическую и опытническую деятельность детей;

- для снятия умственного напряжения применять физкультминутки и игры с природоведческим содержанием;

-использовать самостоятельную работу детей в решении проблемных задач и ситуаций.

     Дети дошкольного возраста имеют специфические возрастные особенности:

Неустойчивое внимание, преобладание наглядно - действенного мышления, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

И чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом  помогают нетрадиционные занятия: например, урок - путешествие, урок - сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей).

Занятия могут проводиться в группе, в зимнем саду, в музее природы, на участке, в парке и т. д.

На занятиях широко используются:

- блиц опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы).

- проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих открыть новые знания)

- практическая работа и поисковая деятельность;

- игровые приёмы.

  Большое значение в экологическом развитии детей придаётся экскурсиям , где происходит ознакомление с многообразием органического мира , проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.  

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему "Экологические знания - первое представление о мире".

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ - ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ...

Экологические знания - первые представления о мире

Выступления на городском семинаре: "Экологические знания - первые представления о мире"...

Семинар – практикум «Экологические знания первые представления о мире»

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Первые элементарные представления об окружающем мире человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, сост...

Опыт работы по эконолии. Экологические знания - первые представления о мире младших дошкольников.

Опыт работы по эконолии. Экологические знания - первые представления о мире младших дошкольников....

ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О МИРЕ СЕМЬИ

В статье рассматриваются формы организации и обогащении опыта детей знаниями и представлениями о мире семьи. Выделены информационные блоки, такие как «Семья в жизни человека», «Прошл...

«Наблюдение за жуком» Цель: продолжать обогащать знания детей о насекомых, выделять их признаки, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида жука.

Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Воспитывать бережное отношение ко всему живому....