"ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Кудрявцева Елена Григорьевна

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_kopiya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

       Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

        Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

      3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

    В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.

Наша цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Наши задачи: вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги,   с нетрадиционной техникой рисования;

  • развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы;
  • воодушевить родителей на совместное творчество;
  • побудить  к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

 

Организуя исследовательскую деятельность детей, мы создаем специальные проблемные ситуации, проводим занятия. В группе созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудован уголок экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы, таблицы и т. п.)

В процессе моей работы в этом направлении возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу. Постаралась наладить тесный контакт с родителями.

Для заинтересованности и вовлечения их в познавательно-исследовательский процесс использую в работе различные мероприятия:

  • Родительское собрание «Роль родителей в познавательно-исследовательской деятельности детей»
  • Круглый стол «Познавательное развитие»
  • Участие в конкурсах, выставках
  • Акция «Покормите птиц зимой!»
  • Консультация на тему «Проведем опыт дома» - совместно-исследовательская деятельность

Таким образом, добилась следующих результатов:

В группе сложились взаимообогащающие отношения между родителями, детьми и воспитателями.

Увеличилось число активных родителей, заинтересованных в соучастие в познавательно - исследовательской деятельности

       Несложные опыты и эксперименты рекомендую организовать и в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

   Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

   Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

     Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

  С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты.  

     В процессе исследовательской деятельности ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

    Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

     Если ребенок-исследователь найдет поддержку у родителей – дома, у педагога - в детском саду, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

     Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

         Вся наша работа способствует эмоциональному сближению ребенка и родителей, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность влияет на всестороннее развитие детей, что любое совместное дело объединяет, улучшает межличностные отношения, а значит, послужит укреплению семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Организация познавательно- исследовательской деятельности детей в домашних условиях».

Родителям даны рекомендации к проведению исследовательской деятельности с детьми  в домашних условиях, а также предложен практический материал для их проведеня....

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по организации разных видов деятельности детей в домашних условиях....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...

Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто рас...

организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях

организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях...