Первобытные люди
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Интерактивная игра "Первобытные оюди" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervobytnye_lyudi_interaktivnaya_igra.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Интерактивная игра
«Первобытные люди»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель
Зибарова Елена Александровна
Санкт-Петербург
2018
Интерактивная игра
«Первобытные люди»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель
Зибарова Елена Александровна
Задачи.
Образовательные:
- Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека: овладением речью, счётом, умением добывать огонь, земледелием, использованием глины для изготовления посуды, приручением животных, наскальной живописью.
- Расширение словарного запаса, введение новых слов: мамонт, древко, шкура, вождь, племя, и др.
Развивающие:
- Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имён для первобытных людей).
- Развитие воображения, фантазии и логического мышления путём создания проблемной ситуации.
- Развитие пантомимических и мимических способностей у детей, развитие мелкой моторики.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством.
- Закрепление умения работать с глиной, используя различные приёмы лепки (расплющивание, скатывание, прищипывание).
Воспитательные:
- Эстетическое восприятие музыки в сочетании с цветом и движением, развитие у детей умение в танце выразить характер изображаемой стихии.
Демонстрационный материал: слайды с изображением первобытного человека, племени; рисунок с изображением мамонта, жилища первобытного человека.
Раздаточный материал: шкуры – одежды, сделанные из искусственного меха, подвязываются тесёмочкой; бусины, изображающие ягоды, карточки с цифрами; ягодный амулет (ягодка на тесёмочке); древки и наконечники копий, верёвочки – по количеству детей; 3 обруча; игрушки или картинки с изображением мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.
Ход занятия. 1 часть.
Воспитатель: - Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения.
(Звучит гонг. Гаснет на несколько минут свет. Музыка.)
Воспитатель: Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.
(Показ слайда с изображением первобытного человека.) Слайд 1.
- У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.
- Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.)
- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.
- А кто догадается, зачем ему шкура?
- А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.)
- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?
(Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.)
- Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.
- Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо).
- А где он мог жить? (Дети: в пещере)
- Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды.
(Звучит музыка. Воспитатель помогает детям одеть шкуры – одежды.)
- Какие красивые первобытные люди получились! Нам пора на поляну. (Идут на “поляну”.)
- По команде – начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше – станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою добычу, раскладывайте её на ковре и считайте, у кого сколько ягод.
Физ. минутка.
(По сигналу дети собирают бусины. Воспитатель проверяет, раздаёт детям карточки с цифрой, обозначающей количество собранных бусин.)
- Давайте посмотрим, кто собрал больше всех бусин. Взгляните на свои карточки.
(Воспитатель спрашивает, какая цифра на карточке у каждого ребёнка.)
- Как вы думаете, ребята, кто больше собрал ягод Петя или Маша, если у Пети карточка с цифрой 5, а у Маши с цифрой 6? На сколько ягод больше собрала Маша?
Значит, мы объявляем Машу самой ловкой в собирании ягод! И вешаем ей на шею ягодный амулет.
2 часть.
- Какой богатый урожай вы собрали, молодцы! Но кто-то сказал, что можно ещё есть рыбу и мясо.
- Где водиться рыба? (Дети: В реке.)
- Как её оттуда достать? ( Дети: Поймать на крючок, удочкой.)
- А как раздобыть мясо? (Ответы детей.)
- Да, надо идти на охоту. В те далёкие времена на земле водились мамонты.
(Показ слайда.) Слайд 2.
- На какого зверя похож мамонт? (На слона.)
- А чем мамонт отличается от слона? (Дети: У мамонта – шерсть и огромные бивни.)
- А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи.
- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями? (Дети: оружие.) - Из чего его можно сделать? (Ответы детей.)
- Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора
.(Показ копья с каменным наконечником.) Слайд 3.
- Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан, вот так… Давайте-ка и мы с вами попробуем сделать копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим с вами деревянными, а лианы – верёвками, но для нашей охоты это сгодиться. Согласны? Тогда усаживайтесь на ковёр.
- Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь (показ слайда с изображением племени) Слайд 4, а также старейшины - старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Сейчас я превращусь в старейшину нашего человеческого стада, (воспитатель одевает “шкуру”, звучит музыка) и научу вас делать настоящее копьё.
(Сидя в кругу на ковре, дети после показа изготовляют копья, а воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям. Фоном звучит тихая музыка.)
- Нужно взять наконечник, приложить его к древку и обмотать крепко-накрепко верёвкой. Вот так. Да, трудные времена. И от хищных зверей надо спасаться: от тигров саблезубых, ягуаров, львов, и еду для всех добывать. А хотите, научу вас на мамонта охотиться? Хотите?
Сначала надо найти тропинку, по которой он ходит на водопой, водички попить. Потом выкопать там большую яму, вниз колья острые вкопать, а сверху веточек накидать, чтобы яму незаметно было. Самим же надо спрятаться в засаде. Как мамонт появится, нужно закричать, зашуметь (звуковая имитация). Мамонт испугается и побежит по тропинке, да и провалится в нашу яму-ловушку прямо на кол. Тут сидящие в засаде должны выбежать, да копья свои прямо в мамонта бросить. Да, осторожнее, близко к яме подходить нельзя, а то мамонт может вас хоботом задеть. Ну что, у всех копья готовы? Тогда пошли тропу искать, да яму копать.
Физ. минутка.
Вот и тропа. (Воспитатель и дети имитируют проход по тропе, копание ямы, вбивание кольев, закладывание ямы веточками. На месте копания выкладывают “ямы” – обручи. Потом дети отходят, укрываясь в “засаде”. Воспитатель вкладывает в обручи игрушки: мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.)
- Знаете, как кричит загонщик? (Имитация звука.) Я вижу, как по тропинке идут дикие звери. Кричим! Звери испугались и бегут к ловушке! Они не заметили ям и провалились в них. Охотники приготовьтесь! Стрелять будем по очереди. Первыми стреляют…(Стреляют по 3 ребёнка каждый в свою лунку.) Близко к яме не подходить, это опасно! Пли!
В яму-западню попали… Самые меткие у нас были… Объявляю их лучшими охотниками племени. (Возможно награждение амулетами.)
3 часть.
- Забираем добычу.
- Кто у нас попался в ловушку? (Мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь.) - Хорошая добыча! Взяли? А теперь пошли. Куда же мы пойдём? Где жили первобытные люди? Как вы думаете? (Наводящие вопросы воспитателя.)( Дети: в доме, в пещере.)
- Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных.
(Показ слайда. Слайд 5)
Дети идут за воспитателем к пещере.)
- Наконец-то дошли. Как я устала и проголодалась. Пора нам покушать. У нас есть дичь, а значит мясо.
- Но его нельзя есть сырым, оно жёсткое, что надо сделать с мясом? (Дети: пожарить, сварить.)
- И мы пожарим его на … чем? (Дети: огне, костре.)
- Что нужно для костра? (Дети: дрова, палки.)
- Собираем палки, поваленные деревья и складываем их вот сюда. Здесь мы разведём костёр. (Дети имитируют сбор веток.)
- Теперь садимся вокруг нашего будущего костра. В древности люди не умели сами добывать огонь. Они ждали, когда будет гроза. (Включают звуки грозы.) Молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжёт его. Тогда они брали горящую ветку и разводили костёр в своём жилище. Смотрите, от молнии загорелось дерево. Сейчас я принесу горящую ветку. (Воспитатель “поджигает” костёр.) А чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Вот и наше мясо пожарилось. (Дети и воспитатель “жарят” и “едят” мясо.) Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота!
Заключение.
(Звучит тихая музыка.)
- Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Сейчас погаснет свет, а когда он снова зажжётся, мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире.
(Музыка. Гаснет и включается свет. Воспитатель помогает детям снять “шкуры” и спрашивает.)
- Как назывались люди, в которых мы превращались? Дети –( Первобытные.)
- Во что они одевались? Дети – ( В шкуры)
-Что ели? Дети – (Собирали ягоды, охотились.)
- На кого охотились? Дети – (На мамонтов.)
- Где жили? Дети – (В пещерах, в хижинах.)
- Откуда брали огонь? Дети – ( От грозы.)
- Понравилось вам быть первобытными людьми? ( Ответы детей.)
В следующий раз мы обязательно посетим первобытных людей и узнаем, чему же они научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди"
Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди" занявшая 1-е место в территориальном конкурсе "Лучшая методическая разработка сюжетно-ролевых игр среди педагогов дошкольных образовательных учреждений админист...
Конспект НОД области "Музыка"- "Путешествие к первобытным людям"
Конспект непосредствено-образовательной деятельности, область "Музыка" в старшей группе. Знакомство детей с историей появления первых музыкальных инструментов....
Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет
Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные ...
Первобытные люди.
План – конспект занятия.Первобытные люди.Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. Задачи:Образовательные:1.Познакомить с внешним ...
«Что? Где? Когда? О жизни первобытных людей»
Данная разработка помогает обобщить знания детей по теме "Древние люди"...
Интегрированное занятие «Первобытные люди»
Конспект интегрированного занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме: "Первобытные люди"....
Конспект занятия по изодеятельности «Как жили первобытные люди»
Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...