Первобытные люди
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Интерактивная игра "Первобытные оюди" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervobytnye_lyudi_interaktivnaya_igra.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 34

общеразвивающего  вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Интерактивная игра

«Первобытные люди»

 для детей старшего дошкольного возраста

                         

Автор: воспитатель                                                                                      

                                                                                   Зибарова Елена Александровна

                                             

Санкт-Петербург

2018

Интерактивная игра

«Первобытные люди»

 для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                        Автор: воспитатель                                                                                      

                                                                                   Зибарова Елена Александровна

                

Задачи.

Образовательные:

- Ознакомление детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека: овладением речью, счётом, умением добывать огонь, земледелием, использованием глины для изготовления посуды, приручением животных, наскальной живописью.
- Расширение словарного запаса, введение новых слов: мамонт, древко, шкура, вождь, племя, и др.

 Развивающие:
- Развитие связной речи, словотворчество (придумывание имён для первобытных людей).
- Развитие воображения, фантазии и логического мышления путём создания проблемной ситуации.
- Развитие пантомимических и мимических способностей у детей, развитие мелкой моторики.
- Закрепление умения соотносить цифру с количеством.
- Закрепление умения работать с глиной, используя различные приёмы лепки (расплющивание, скатывание, прищипывание).

Воспитательные:
- Эстетическое восприятие музыки в сочетании с цветом и движением, развитие у детей умение в танце выразить характер изображаемой стихии.

Демонстрационный материал: слайды  с изображением первобытного человека, племени; рисунок с изображением мамонта, жилища первобытного человека.

Раздаточный материал: шкуры – одежды, сделанные из искусственного меха, подвязываются тесёмочкой; бусины, изображающие ягоды, карточки с цифрами; ягодный амулет (ягодка на тесёмочке); древки и наконечники копий, верёвочки – по количеству детей; 3 обруча; игрушки или картинки с изображением мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.

Ход занятия. 1 часть.

Воспитатель: - Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения.

 (Звучит гонг. Гаснет на несколько минут свет. Музыка.)

Воспитатель: Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

 (Показ слайда с изображением первобытного человека.)  Слайд 1.

- У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

- Посмотрите, во что был одет древний человек?      (Дети: в шкуру.) 

- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

- А кто догадается, зачем ему шкура?

- А вам для чего ваша одежда?     (Дети: защита от холода.) 

- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?

 (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) 

- Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

-  Что же он ел?        (Дети: ягоды, траву, мясо). 

-  А где он мог жить?     (Дети: в пещере)

- Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. 

(Звучит музыка. Воспитатель помогает детям одеть шкуры – одежды.) 

- Какие красивые первобытные люди получились! Нам пора на поляну. (Идут на “поляну”.) 

- По команде – начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше – станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою добычу, раскладывайте её на ковре и считайте, у кого сколько ягод.

Физ. минутка.

(По сигналу дети собирают бусины. Воспитатель проверяет, раздаёт детям карточки с цифрой, обозначающей количество собранных бусин.)

- Давайте посмотрим, кто собрал больше всех бусин. Взгляните на свои карточки. 

(Воспитатель спрашивает, какая цифра на карточке у каждого ребёнка.) 

- Как вы думаете, ребята, кто больше собрал ягод Петя или Маша, если у Пети карточка с цифрой 5, а у Маши с цифрой 6? На сколько ягод больше собрала Маша?

Значит, мы объявляем Машу самой ловкой в собирании ягод! И вешаем ей на шею ягодный амулет.

2 часть.

- Какой богатый урожай вы собрали, молодцы! Но кто-то сказал, что можно ещё есть рыбу и мясо.

- Где водиться рыба?      (Дети: В реке.) 

- Как её оттуда достать?      ( Дети: Поймать на крючок, удочкой.) 

- А как раздобыть мясо?     (Ответы детей.) 

- Да, надо идти на охоту. В те далёкие времена на земле водились мамонты. 

(Показ слайда.)  Слайд 2.

- На какого зверя похож мамонт?      (На слона.)

- А чем мамонт отличается от слона?       (Дети: У мамонта – шерсть и огромные бивни.) 

- А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи.

- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?          (Дети: оружие.)     - Из чего его можно сделать?         (Ответы детей.) 

- Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора

.(Показ копья с каменным наконечником.)   Слайд 3.

- Каменное остриё они привязывали к древку с помощью гибких растений – лиан, вот так… Давайте-ка и мы с вами попробуем сделать копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим с вами деревянными, а лианы – верёвками, но для нашей охоты это сгодиться. Согласны? Тогда усаживайтесь на ковёр.

 - Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь    (показ слайда с изображением племени) Слайд 4, а также старейшины - старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому. Сейчас я превращусь в старейшину нашего человеческого стада,    (воспитатель одевает “шкуру”, звучит музыка) и научу вас делать настоящее копьё. 

(Сидя в кругу на ковре, дети после показа изготовляют копья, а воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям. Фоном звучит тихая музыка.) 

- Нужно взять наконечник, приложить его к древку и обмотать крепко-накрепко верёвкой. Вот так. Да, трудные времена. И от хищных зверей надо спасаться: от тигров саблезубых, ягуаров, львов, и еду для всех добывать. А хотите, научу вас на мамонта охотиться? Хотите?

Сначала надо найти тропинку, по которой он ходит на водопой, водички попить. Потом выкопать там большую яму, вниз колья острые вкопать, а сверху веточек накидать, чтобы яму незаметно было. Самим же надо спрятаться в засаде. Как мамонт появится, нужно закричать, зашуметь (звуковая имитация). Мамонт испугается и побежит по тропинке, да и провалится в нашу яму-ловушку прямо на кол. Тут сидящие в засаде должны выбежать, да копья свои прямо в мамонта бросить. Да, осторожнее, близко к яме подходить нельзя, а то мамонт может вас хоботом задеть. Ну что, у всех копья готовы? Тогда пошли тропу искать, да яму копать.

Физ. минутка.

Вот и тропа.   (Воспитатель и дети имитируют проход по тропе, копание ямы, вбивание кольев, закладывание ямы веточками. На месте копания выкладывают “ямы” – обручи. Потом дети отходят, укрываясь в “засаде”. Воспитатель вкладывает в обручи игрушки: мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя.) 

- Знаете, как кричит загонщик? (Имитация звука.) Я вижу, как по тропинке идут дикие звери. Кричим! Звери испугались и бегут к ловушке! Они не заметили ям и провалились в них. Охотники приготовьтесь! Стрелять будем по очереди. Первыми стреляют…(Стреляют по 3 ребёнка каждый в свою лунку.) Близко к яме не подходить, это опасно! Пли!

В яму-западню попали… Самые меткие у нас были… Объявляю их лучшими охотниками племени. (Возможно награждение амулетами.)

3 часть.

- Забираем добычу.

- Кто у нас попался в ловушку?    (Мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь.)                                - Хорошая добыча! Взяли? А теперь пошли. Куда же мы пойдём? Где жили первобытные люди? Как вы думаете?        (Наводящие вопросы воспитателя.)( Дети: в доме, в пещере.)

- Там, где были горы, люди жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных.

 (Показ слайда.  Слайд 5)  

Дети идут за воспитателем к пещере.) 

- Наконец-то дошли. Как я устала и проголодалась. Пора нам покушать. У нас есть дичь, а значит мясо.

- Но его нельзя есть сырым, оно жёсткое,  что надо сделать с мясом?    (Дети: пожарить, сварить.) 

- И мы пожарим его на … чем?         (Дети: огне, костре.)

- Что нужно для костра?     (Дети: дрова, палки.) 

- Собираем палки, поваленные деревья и складываем их вот сюда. Здесь мы разведём костёр.     (Дети имитируют сбор веток.) 

- Теперь садимся вокруг нашего будущего костра. В древности люди не умели сами добывать огонь. Они ждали, когда будет гроза. (Включают звуки грозы.) Молния ударит в какое-нибудь дерево и подожжёт его. Тогда они брали горящую ветку и разводили костёр в своём жилище. Смотрите, от молнии загорелось дерево. Сейчас я принесу горящую ветку. (Воспитатель “поджигает” костёр.) А чтобы огонь не погас и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр. Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Вот и наше мясо пожарилось. (Дети и воспитатель “жарят” и “едят” мясо.) Замечательное мясо мы пожарили, хорошая была охота!

Заключение.

(Звучит тихая музыка.) 

- Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Сейчас погаснет свет, а когда он снова зажжётся, мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. 

(Музыка. Гаснет и включается свет. Воспитатель помогает детям снять “шкуры” и спрашивает.)

- Как назывались люди, в которых мы превращались?       Дети –( Первобытные.) 

- Во что они одевались?        Дети – ( В шкуры) 

-Что ели?       Дети – (Собирали ягоды, охотились.)

-  На кого охотились?     Дети – (На мамонтов.) 

- Где жили?     Дети  – (В пещерах, в хижинах.) 

- Откуда брали огонь?       Дети  – ( От грозы.)

-  Понравилось вам быть первобытными людьми?    ( Ответы детей.)

В следующий раз мы обязательно посетим первобытных людей и узнаем, чему же они научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди"

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди" занявшая 1-е место в территориальном конкурсе "Лучшая методическая разработка сюжетно-ролевых игр среди педагогов дошкольных образовательных учреждений админист...

Конспект НОД области "Музыка"- "Путешествие к первобытным людям"

Конспект непосредствено-образовательной деятельности, область "Музыка" в старшей группе. Знакомство детей с историей появления первых музыкальных инструментов....

Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет

Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные ...

Первобытные люди.

План – конспект занятия.Первобытные люди.Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. Задачи:Образовательные:1.Познакомить с внешним ...

«Что? Где? Когда? О жизни первобытных людей»

Данная разработка помогает обобщить знания детей по теме "Древние люди"...

Интегрированное занятие «Первобытные люди»

Конспект интегрированного занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме: "Первобытные люди"....

Конспект занятия по изодеятельности «Как жили первобытные люди»

Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...