Конспект НОД области "Музыка"- "Путешествие к первобытным людям"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Конспект непосредствено-образовательной деятельности, область "Музыка" в старшей группе. Знакомство детей с историей появления первых музыкальных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie____k__pervobytnym_lyudyam_2.docx | 775.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Путешествие к первобытным людям
Конспект непосредственно-образовательной
деятельности область «Музыка»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила
Музыкальный руководитель
Михайлова Марина Григорьевна
Цель: Познакомить с историей музыкальных инструментов, расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов,
Обучающие задачи:
- Способствовать формированию интереса к музыке, музыкальным инструментам.
- Обучать детей слышать и различать тембры музыкальных инструментов
- Совершенствовать умение играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать партию, играть с динамическими оттенками..
- Побуждать к проявлению творчества.
Развивающие задачи:
- Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них..
- Развивать чувство ритма
- Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении игр и танцев
- Развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к музыке.
- Воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование:
- Музыкальный центр.
- Компьютер
- Экран
- Презентация «Музыкальные инструменты первобытного человека»
- Компьютерная дидактическая игра «Узнай и повтори».
- Шумовые музыкальные инструменты (камни, орехи, тыква, ракушки, погремушки, скорлупка фисташек на ниточках, бумага, целлофан, деревянные палочки).
- Детские музыкальные инструменты (маракасы, металлофон, ксилофон, треугольник, арфа, свирель, колокольчики, трещотка, барабан, ложки).
- Имитация костра
- Звучание в записи звучание инструментов.
- Видео материал.
- Разделение зала на три зоны (для восприятия музыки, тропа охотника и стоянка первобытных людей)
- Портрет композитора Э.Грига
Звучит музыка Э.Грига «Утро». Дети свободно проходят в зал, садятся на стулья. (Приветствие)
Муз.рук-ль: Какая прекрасная музыка встречает нас сегодня в зале. Ребята, вы ее узнали? Как она называется, и кто ее написал? (ответы детей)
Правильно это музыкальное произведение норвежского композитора Э.Грига (показывает портрет).Называется оно «Утро».
Мы сейчас еще раз послушаем ее, а вы подумайте - какое настроение вызывает у вас это музыкальное произведение.
(слушают, ответы детей)
Да у меня тоже на душе стало спокойно, светло, радостно. А почему , музыка вызвала такое настроение, как она звучала? (нежно, напевно, светло, радостно, спокойно, прозрачно и т.д)
Ребята, а как вы думаете, самые первые люди на земле могли слушать такую музыку? (Нет) Почему? (ответы детей). Да ребята, у первобытных людей не было таких музыкальных инструментов, которые исполняли это музыкальное произведение - флейта, скрипки, фортепиано. Но на чем же тогда играли первобытные люди? (рассуждения детей)
Ребята, я предлагаю вам побывать в прошлом и представить что мы с вами первобытные люди .
Воспитатель: Но как мы попадем в прошлое?
Муз.рук-ль: Нам поможет наш друг Вордик. (подходит к компьютеру). Вордик, просыпайся. Нам нужна твоя помощь.
(На экране появляется радужный фон и голос запись на компьютере)
Вордик: Добрый день, ребята! Я очень рад встретиться с вами, и с удовольствием помогу вам.
Муз.рук-ль: Мы с ребятами хотим, отправится в прошлое, во времена первобытных людей, и узнать на каких музыкальных инструментах играли первобытные люди.
Вордик: (с этого момента роль Вордика берет на себя воспитатель, она садится за компьютер и в микрофон ведет диалог) А не испугаетесь? Нас могут подстерегать опасности.(ответы детей). Хорошо, возьмитесь все за руки, встаньте в тесный кружок и приготовились к полету в прошлое.
(звучит волшебная, таинственная музыка, дети хаотично выполняют движения, не отпуская рук). Вот мы и в каменном веке.
Вот такими были первобытные люди (изображение первобытного человека на экране),которые большую часть времени охотились, добывали себе пищу.
Я предлагаю вам пройти по тропе охотника. Только не отставайте, а то заблудитесь. (дети идут по залу)
Во время охоты, охотник мог набрести на маленький ручеек, весело журчащий вдоль тропы (на экране изображение ручейка и звучание журчанья ручейка);
Муз.рук-ль: Ребята, прислушайтесь, как звучит ручеек. Как музыка, не правда ли?
Вордик: Бывало охотник попадал под дождь ( видео дождя).
Муз.рук-ль: Ой, а у нас нет зонтика. Ребята скорее прикройтесь листьями растений. Прислушайтесь, как шумит дождь.
Вордик: А во время привала охотник слушал, как шелестят листья на деревьях (раздается звук шелеста листьев) и поют птицы (звучит пение птиц в записи). Разве это не музыка?
Муз.рук-ль: Ребята, так это же музыка природы!
Вордик: Когда человек стал наблюдать за происходящим вокруг него, он обнаружил, что музыка была повсюду. И вечерами, когда все собирались у костра, ему очень хотелось поделиться с другими людьми своими впечатлениями. Он старался подражать этим звукам природы своим голосом.
Муз.рук-ль: Ребята, попробуем изобразить голосом, что мы видели и услышали на тропинке. Как журчал ручеек? Как шумел дождь? Как шелестят листья? А как пели птицы? (дети голосом подражают журчанье ручейка, шум дождя, шелест листьев, пение птиц)
Вордик: Молодцы ребята, у вас получилось так же, как и у первобытных людей. Но они еще себе помогали всем тем, что было под рукой. А что всегда под рукой? (рассуждения детей) Конечно, свое тело. Они щелкали пальцами (дети щелкают пальцами), топали ногами (топают), хлопали в ладоши (хлопают), стучали кулаками или ладошами по разным частям тела.
Муз.рук-ль: А почему по разным частям тела?
Вордик: Вы попробуйте, похлопайте , постучите. (дети хлопают, стучат по животу, плечам, рукам, по лбу, по ногам) Да, потому что звуки отличаются. Позже люди заметили, что громкие звуки издают и камни, и куски дерева, и раковины, и плоды деревьев. Мы сейчас присядем у костра и познакомимся с ними. (дети садятся вокруг «костра») Вот посмотрите и послушайте как звучат камни.
(Муз. рук-ль стучит камнями)
Муз.рук-ль: Ребята, послушайте какой звук - звонкий, громкий. Ой, а здесь есть еще ракушки. Послушайте, как они звучат? (стучит)(ответы детей)
Вордик: А сейчас послушайте звук деревянных палочек.
(Муз. рук-ль стучит палочками)
Муз.рук-ль: Ребята, а какой звук у палочек? (ответы детей) Скажите, а эти звуки камней, раковин, палочек, орехов одинаковый? (ответ детей) А чем они отличаются? (ответ детей) Правильно тембром звучания
Вордик: Вот все эти предметы и стали самыми первыми музыкальными инструментами.
Муз.рук-ль: Вордик, но где здесь музыка? Здесь только шумовые, ударны инструменты. Ребята, что в этой музыке не хватает? (ответы детей) Не хватает мелодии.
Вордик: Но для древнего человека музыка – это, прежде всего ритм. Ритм помогал людям четко выполнять движения во время работы, танца. Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести такой танец. Одни будут исполнять музыку на музыкальных инструментах, а другие под эту музыку танцевать.
Исполняется ритмическо -танцевальная импровизация.
(Одна подгруппа берет инструменты- камни, ракушки, палочки, орехи; кто-то играет – хлопает в ладоши, по различным частям тела; другая подгруппа – танцуют. Потом меняются)
Муз.рук-ль: Молодцы ребята, как хорошо у нас получилось. Музыканты играли ритмично, а танцоры двигались в ритме музыки.
Вордик: Вот так и дети первобытных людей старались подрожать взрослым. Учились так же ритмично играть и танцевать. А еще они играли с этими музыкальными инструментами в разные игры.
Муз.рук-ль: Вордик, мне так хочется поиграть в игры первобытных людей.
Вордик: Ребята, а вы хотите поиграть? (ответы детей) Хорошо мы поиграем в игру «Угадай и сыграй» .
Музыкально-дидактическая игра (компьютерный вариант)
На компьютере звучит ритмический рисунок на одном из инструменте (камне, ракушке, палочками, орехами). Ребенок должен отгадать, что звучало и повторить ритм этим инструментом. А остальные все ребята прохлопать или протопать этот ритм. Если они выполняют правильно, на компьютере звучит торжественная музыка.
Вордик: Вот так играли взрослые и дети на первых музыкальных инструментах.
Муз.рук-ль: Отсюда, очевидно и появился ударный инструмент – БАРАБАН.
Вордик: Вы правы. Вначале барабаны были очень простыми – полено дерева,
(раздается звук)
Или плод растения, например тыквы. (показ изображения на экране, звучит)
Но потом люди научились натягивать на тыкву или на полено шкуру убитого животного. А чтоб звук был звонче из плода и полена вырезали середину.
Послушайте, как он звучал (звучит запись)
Проходили года. Человек изобретал новые орудия труда и охоты, изменял и улучшал музыкальные инструменты.
Так он обнаружил, что если связать несколько дощечек или плоских камней получится новый музыкальный инструмент. (изображение на экране)
Муз.рук-ль: Ой, Вордик, а нам знаком этот инструмент. Он существуют и в наше время. Этот инструмент называется…, ребята, кто мне подскажет? (ответ детей) Правильно трещотки. (в записи звучат трещотки)
Вордик: Еще первобытные люди заметили, если в емкость насыпать мелкие камешки, орехи или семена растений, получится тихий, шуршащий звук. Отсюда и пошли погремушки, маракасы. (показ на экране изображений этих инструментов и звучание).
Муз.рук-ль: А наши ребята со своими родителями делали самодельные маракасы и погремушки. Мы их тебе обязательно покажем.
Вордик: Буду рад посмотреть. Человеку очень хотелось, чтоб его музыка была не только ритмичной, но и мелодичной. Он стал искать в природе материал, который менял звуки. Так он обнаружил, что дощечки и палочки разной длины звучат по-разному. Так появился такой инструмент как «Дрова»
Муз.рук-ль: Я знаю как выглядит этот инструмент, и где-то я его видела. Вот он (показ инструмента) Ребята, послушайте, как звучит этот инструмент и скажите чем отличается звучание длинных и коротких палочек (играет). (ответы детей)
Правильно звук длинных палочек низкий, а у коротких – высокий.
Вордик: А со временем появился и такой инструмент. (показ на экране)
Муз.рук-ль: Ребята, посмотрите внимательно, какой инструмент он нам напоминает ? (ответы детей) Правильно – ксилофон.
Вордик, выходит у первобытных людей были только ударные инструменты?
Вордик: Вначале да. Но вот однажды, первобытный человек во время еды, подул в косточку. И из косточки раздался звук .Он наверное испугался, но не выкинул кость, а превратил его в духовой инструмент. Он стал искать похожие предметы, в которые можно дуть. И как вы думаете, что он смог найти? (ответы детей) Правильно – это раковины с отверстиями, рога и зубы животных, и пустотелые стебли растений. А чтоб они звучали разнообразно, человек проделал в них отверстия. Так появились дудочки, свистки, флейты, жалейки и трубы.
Как я вам уже говорил, первобытные люди изобретали орудия для охоты. Вначале они охотились каменными топорами, копьями с каменными наконечниками.
А потом появился и лук со стрелами. (изображение на экране лука) Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт».
Ещё, древние люди заметили, что натянутые на полый (пустой) предмет струны звучат громче и сочнее. Так появились первые струнные инструменты Лира и Арфа. (показ изображения инструментов на экране и звучание)
Вот так и появились самые первые музыкальные инструменты.
Муз.рук-ль: Как интересно. Ребята вам понравилось? (ответы детей)
Вордик: Как они изменялись, развивались, я вам расскажу в следующий раз. А сейчас нам пора возвращаться в будущее. Вставайте скорее в круг.
Муз.рук-ль: А эти инструменты мы возьмем с собой на память о нашем путешествии.
(Дети становятся в круг, звучит таинственная, волшебная музыка; дети хаотично выполняют движения, не отпуская рук)
Муз.рук-ль: Вот мы и дома. Спасибо Вордик, за путешествие.
Вордик: Пожалуйста. Я рад, что вам понравилось. Но сейчас я очень устал, мне пора отдохнуть. Отключается.
Муз.рук-ль: Ребята, а вы устали? (ответы детей) Если не устали, я предлагаю вам спеть нашу веселую песню о весне и подыграть себе на музыкальных инструментах. Давайте вначале мы с вами распоемся. Вспомните, как первобытные люди изображали голосом все увиденное. Мы повторим это, только с мелодией.
Распевание
А сейчас подумайте какие инструменты помогут изобразить нам солнышко, первый луч, ручей и т.д (дети выбирают какой инструмент подходит для музыкальной фразы песни, обосновывают свой выбор
)
Песня с оркестровым сопровождением
«Веселая песенка» - муз. А. Ермолова; сл.В.Борисова.
Муз.рук-ль: Вот и закончилось наше необычное путешествие. В этом путешествие мы узнали, что самыми первыми музыкальными инструментами были…. Какие? (ответы детей) Шумовые инструменты – камешки, палочки, ракушки. После них появились… Какие? (ответы детей) Ударные – барабаны, ксилофоны, дрова. Потом появились … (ответы детей) духовые – дудочки, свирели, флейты, трубы. И в конце появились ….. (ответы детей) струнные – лира, арфа. Молодцы, ребята, вы все правильно запомнили.
(прощаются и уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изодеятельности «Как жили первобытные люди»
Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...
Конспект занятия В подготовительной группе из истории развития спорта «Первобытные люди»
Конспект занятия...
Конспект НОД по физическому развитию на тему "Первобытные люди"
Конспект НОД включает в себя историческую справку через использования ИКТ....
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Первобытные люди» с использованием ИКТ-технологий
Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.Задачи:1.ОбразовательныеПознакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного ч...
Конспект «Путешествие в прошлое. Первобытные люди»в старшей группе
Создать условия для развития у детей интереса к жизни первобытных людей и вовлечения детей в поисковую деятельность в рамках проекта: «Я – человек»....
Конспект открытого занятия по проекту "Первобытные люди"
Конспект итогового открытого занятия "Путешествие в Древний мир" по проекту "Первобытные люди" для детей подготовительной группы...