Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Разумова Татьяна Викторовна

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экспериментированию в подготовительной группе

Подготовила: Разумова Татьяна Викторовна

воспитатель первой квалификационной категории

Тема: «Свойства магнита»

Задачи: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Формирование умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитание  навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Материалы и оборудование: магнит по количеству детей, металлические предметы,  пластмассовая пуговица, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, стаканы с водой и скрепки, 2 удочки с магнитом и рыбки металлические, 2 таза с водой, картинки с изображением металлических и неметаллических предметов.

Ход занятия

Мотивация:

Воспитатель. Ребята, я сегодня нашла какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, это магнит. И этот необычный камень натолкнул меня на мысль: а не отправится ли нам в удивительный мир магнитов, и поближе познакомимся с их свойствами?! (ответы детей)

Воспитатель. Ребята, я рада, что вы со мной! И я приглашаю вас в нашу лабораторию, чтобы познакомиться удивительными свойствами магнита. Лаборатория эта не простая, а волшебная. А чтобы в неё попасть, нужно закрыть глаза и повернуться три раза (звучит волшебная музыка).

Воспитатель. Ну, вот мы с вами в волшебной лаборатории. (Дети садятся за столы)

Воспитатель. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (ответы детей) Правильно,  холодный, твердый, тяжелый.

Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель. У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа положите все предметы, которые, по вашему мнению,  магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Воспитатель.  Как мы это проверим? (ответы детей).

Воспитатель. Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!

Воспитатель. Расскажите, что вы делали? И что получилось? (ответы детей)

Воспитатель. А какие предметы магнит притянул, а какие  не притянул? (ответы детей)

Воспитатель.  Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Воспитатель. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Опыт №2. «Достань без помощи рук»

Воспитатель.  Действует ли магнит через другие материалы? (ответы детей).

Воспитатель. Ребята, вот вам загадка: достаньте скрепку из стакана с водой, не замочив руки. (версии детей).

Воспитатель. Давайте возьмём магнит и проведем по внешней стороне стакана. (дети выполняют) Расскажите, что получилось? (ответы детей).Что же двигало скрепку? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитная сила проходит через стекло и воду.

Игра  «Рыбалка». Дети делятся на две команды. С помощью удочки с магнитом вылавливают металлических рыбок. Кто больше наловит рыбы.

Воспитатель. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Опыт№3. Игра «Бумажные гонки».

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, можно ли заставить двигаться металлическую машинку через картон  с помощью магнита? (ответы детей) 

Воспитатель. (приглашает двух детей) Поставьте машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам. Чья машинка быстрее приедет к финишу!  Приступаем к гонкам.

Воспитатель.  Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

Вывод: Магнитная сила проходит через бумагу и картон.

Воспитатель.  Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Игра-опыт № 4. «Летающая бабочка»

Воспитатель. Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус (показ полета бабочки).

Воспитатель. А кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)

Воспитатель.  К бабочке прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает (приглашает одного ребенка управлять бабочкой с помощью магнита).

Дети по желанию выходят  и показываю фокус сами.

Воспитатель.  Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

Физкультминутка.

Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути), а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте и делают наклоны в стороны.

Опыт №5. «Противоположности притягиваются»

 (приглашает одного ребенка к доске, дает в руки два магнита).

Ребенок берет два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.

Воспитатель. Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу) Поднеси магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).

Воспитатель. Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: плюс и минус. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Рефлексия: 

Воспитатель. Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает? (ответы детей)

Вывод: Магнит притягивает железные предметы. Магнитные силы проходят через разные материалы: стекло, воду и картон. Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! Конечно, жаль, но нам пора покидать волшебную лабораторию. Надо закрыть глаза и повернуться три раза (звучит волшебная музыка).

Воспитатель. Вот мы и вернулись. Понравилось быть учеными? А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект ННОД познавательное развитие для детей старшей группы "Свойства Магнита"

Закреплять и обобщать знания детей о свойствах магнита...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....