Методическая разработка "Лепбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Хабирова Анна Алексеевна

 Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству познавательного развития детей дошкольного. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в совместной деятельности, так и в индивидуальной работе с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_metodicheskaya_razrabotka.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Лепбук  как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность

Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Для того чтобы заинтересовать ребенка игрой необходимо создать условия предметно-развивающей среды. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для  детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Именно игра с элементами обучения, привлекает детей к действиям, и одновременно развивает его познавательную активность и его способности.

Направленность: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с целью удовлетворения детской любознательности и потребности в познании.  

Предпосылки: дополнение предметно-развивающей среды: центра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста пособием «Лепбук».

Вид: учебно-игровое методическое пособие.

Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста по формированию познавательных интересов.

Продолжительность: в течение учебного года (сентябрь - май)

Основные достоинства:

Учебно-методическое пособие «Лепбук» многофункционально, объемно, легко переносится, оптимально по размерам. Предполагает участие одного ребенка или подгруппу детей.

Современные требования, к качеству воспитательо – образовательной работе, подразумевают, что педагогу важно уметь эффективно выстраивать партнерское взаимодействие как с воспитанниками, так и  с родителями для решения образовательных задач, ориентируясь на требования ФГОС ДО.

В этом мне, как воспитателю, очень помогло новое средство развития познавательных способностей. Я нашла для себя и своих воспитанников новый способ закрепления и осмысления определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой дети участвуют  в поиске,

 анализе и сортировке информации. Это – лепбук.

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую дети, педагог, родитель собирают, склеивают из отдельных частей в единое целое, творчески оформляют, используя, всевозможные формы, цвета.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от  процесса  его  создания  до  готового  результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Самая главная ценность «лэпбука» - он позволяет ребѐнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А может быть еще и формой представления итогов проекта. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

В результате работы с лэпбуком у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
  • структурирует большой объем данных;
  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию;


  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
  • развивает творческое мышление;
  • простой способ запоминания;
  • подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей (можно выбрать задания по силам каждому);
  • форма представления итогов проекта.

На основе анализа изученных материалов, а также немногочисленного опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной  деятельности. Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Одним из показателей результативности использования лэпбуков в образовательной деятельности является наличие положительных результатов.

Данная методика и техника обучения подходит для закрепления, обобщения и повторения изученного материала.


Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения».

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование на уроках методику создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности, подразумевают, что педагогу важно уметь эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями для решения образовательных задач, ориентируясь на требования ФГОС.

В этом мне как учителю очень помогло новое средство развития познавательных способностей. Я нашла для себя и своих учеников новый хороший способ закрепления и осмысления определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой ребенок участвует в поиске,

 анализе и сортировке информации. Это – лепбук.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, представляющее собой одну из разновидностей метода проекта.


В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Это книга, которую дети, педагог, родитель собирают, склеивают из отдельных частей в единое целое, творчески оформляют, используя, всевозможные формы, цвета.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой.

Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от  процесса  его  создания  до  готового  результата. И каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Самая главная ценность «лэпбука» - он позволяет ребѐнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети с разными возможностями (можно выбрать задания под силу каждому). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А может


быть еще и формой представления итогов проекта. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде.В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук        -        эффективное        средство        для        привлечения        родителей        к сотрудничеству.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  1. Проблема – целеполагание, выход на тему.

  1. Планирование – разработка лэпбука.

  1. Поиск информации – выполнение.

  1. Продукт.

  1. Презентация результата проекта.

Лепбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.

В результате работы с лэпбуком у детей развиваются универсальные умения, такие как :

  • умение планировать предстоящую деятельность;
  • договариваться со сверстниками;
  • распределять обязанности;
  • искать нужную информацию, обобщать еѐ, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
  • используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок самостоятельно собирает нужную информацию;
  • структурирует большой объем данных;
  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию;


  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
  • развивает творческое мышление;
  • простой способ запоминания;
  • подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей (можно выбрать задания по силам каждому);
  • форма представления итогов проекта.

На основе анализа изученных материалов, а также немногочисленного опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме, были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе познавательной  деятельности. Эффективность применения лэпбуков позволила предположить возможность его использования в других образовательных областях.

Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

Одним из показателей результативности использования лэпбуков в образовательной деятельности является наличие положительных результатов.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, творчески подходить к оформлению    и объяснению как уже изученного, так и нового материала.

Учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний. Работа над лэпбуком опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия  для совершенствования самостоятельных открытий.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только


знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации, подбору информации и способах ее оформления. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу —   личность,   которая    может    нестандартно    мыслить,    предлагать и реализовывать различные идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Макеты как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»...

Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это но...

Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...

Консультация для педагогов "Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с  английского языка означает...