Конспект ООД "Строение вещества"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ахметова Анна Сергеевна

Конспект ООД "Строение вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_poznovatelnaya_deyatelnost_stroenie_veshchestv.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

 Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованно-образовательной деятельности

образовательная область: «Познавательное развитие»

раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность

тема: «Строение вещества»

возрастная группа: подготовительная к школе группа

Воспитатель:

Ахметова Анна Сергеевна          Образование: высшее

                                               Педагогический стаж: 5 лет

                                         Имеющаяся категория: первая

                                         

г.Туймазы.

Цель: Развивать познавательную активность детей, расширять представления о строении знакомых вещесвт в процессе узучения их с помощью лупы.

Задачи:

Образовательные: 

  • дать представление о свойствах речного и сахарного песка;
  • формировать мение осуществлять осознанную деятельность (как это делать? что я узна? что сделано?).

Развивающие:

  • создать условия для развития у детей внимания, памяти, мышления;
  • развивать умение работать самостоятельно;
  • развивать умение аргументировать свои суждения, делать выводы.

Воспитательные:

  • закреплять навыки организационного поведения на занятии;
  • способствовать формированию интереса, доброжелательности, ответственности, навыков сотрудничества и культуры общения со сверстниками.

Словарная работа: исследователи, сыпучий, песчинки, кристаллы.

Материал: Речной песок, сахарный песок, лупа 3 или 5 кратного увеличения , по два стакана с теплой водой, тарелочки, чайные ложки на каждого ребенка, бейджики, письмо о Незнайки, правила поведения в лабратории.

Ход занятия

Дети стоят на ковре, раздается стук в дверь. Почтальон вносит письмо

Воспитатель: Посмотрите письмо от «Незнайки». Давайте, прочитаем, что он пишет. Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал…(Песок)

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахар)

Воспитатель читает письмо: «Недавно, я был в магазине, и увидел на витрине сахарный песок. И мне стало очень интересно, чем он отличается от речного песка. Помогите мне, пожалуйста, разгадать эту загадку».

Воспитатель: Ну что, ребята поможем «Незнайке»?

Дети: Да! Поможем!

Воспитатель: А чтобы ответить на все вопросы, мы с вами будем экспериментировать, проводить настоящие исследование и изучать что-то новое. А вы хотите стать исследователями?

Дети: Хотим!

Воспитатель: А как вы думаете кто такие исследователи?

Дети: Это люди, которые изучают что-то, смотрят в микроскопы, пишут научные труды.

Воспитатель: Итак, мы с вами исследователи, и я приглашаю вас в настоящую лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где ученые проводят свои опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места. Прежде всего, я хочу познакомить вас с правилами поведения в лаборатории: без разрешения ни чего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять только то, что я говорю. Итак, что же будет объектом нашего сегодня исследования?

Дети: Речной песок и сахарный песок.

Опыт 1 «Свойства веществ»

Воспитатель: Ну что начнем наши исследования. Возьмите мерной ложкой немного речного песка и насыпьте его на тарелочку. (дети выполняют). Легко ли он сыпется?

Дети: Да, легко!

Воспитатель: Значит речной песок какой?

Дети: Сыпучий!

Воспитатель: А теперь возьмите мерной ложкой немного сахарного песка и насыпьте его на тарелочку. (дети выполняют). Легко ли он сыпется?

Дети: Да, легко!

Воспитатель: Значит сахарный песок какой?

Дети: Тоже сыпучий!

Вывод: сахарный и речной песок – сыпучие вещества.

Опыт 2 «Работа с лупой»

Воспитатель: Возьмите лупы и рассмотрите речной песок. А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит речной песок? Рассмотрите внимательно и найдите

Дети: Из песчинок.  

Воспитатель: А песчинки твердые или мягкие?

Дети: твердые!

Воспитатель: Рассмотрите внимательно и найдите как можно больше особенностей у песчинок: чем они похожи и чем отличаются? Как выглядит речной песок? Какого цвета и размера песчинки? (Дети рассматривают в лупу песок)

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок, которые не скреплены между собой. Они темного и светлого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки.

Воспитатель: А ответьте, возьмите лупы и рассмотрите сахарный песок. Подумайте и ответьте, из чего состоит сахарный песок? Как выглядит сахарный песок? Какого цвета и размера кристаллы?

Дети: Из кристаллов.  

Воспитатель: А кристаллы твердые или мягкие?

Дети: твердые!

Воспитатель: Как выглядит сахарный песок? Какого цвета и размера кристаллы?

Дети: Белого цвета, кристаллы одинаковые по размеру.

Воспитатель: Похожи сахарные кристаллы на обычный песок?

Дети: Похожи.

Воспитатель: А чем отличается сахар от песка?

Дети: Сахар сладкий, а песок нет.

Вывод: 

  • Речной песок состоит из отдельных песчинок, они твердые и не скреплены между собой. Они темного и светлого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки.
  • Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте немного отдохнем. Выходите все на ковер. Незнайка приготовил для нас физ.минутку.

Физ.минутка: на ковре.

Незнайка просит научить играть на флейте и трубе,

(наклоны головы вперёд, назад)

Машины разные водить, рисунки делать на холсте.

(бег по группе, махи руками вверх –вниз)

Он хочет малышей лечить, (наклоны вперёд)

Как Знайка многому учить, (руки в стороны)

И сочинять стихи как Цветик. Он хочет всё уметь на свете!

(руки на пояс, руки вверх)

«Незнайка, чтобы научиться,

Трудиться надо – не лениться». (дети говорят хором)

Дети садятся на свои места.

Опыт 3 «Растворимость веществ в воде»

Воспитатель: Если мы положим речной и сахарный песок в воду, что будет?

Дети: сахар раствориться, а песок нет

Воспитатель: Сейчас проверим.

Воспитатель: Положите речной и сахарный песок в стаканчики с водой и помешайте ложечкой.

Воспитатель: Размешали сахар? Что же получилось? Сахара нет!

Куда он исчез?

Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился»

Воспитатель: Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

Дети: Нет, не растворяется.

Воспитатель: Вывод: Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

                        «В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий-сладкий

Растворился без остатка!»

Воспитатель: Ребята, что мы хотели сделать в начале занятия?

Дети: Помочь Незнайке выяснить, чем отличается речной песок от сахарного песка.

Воспитатель: Что мы делали?

Дети: Исследовали.

Воспитатель: Что было объектом нашего исследования?

Дети: речной и сахарный песок.

Воспитатель: Мы с вами и узнали, чем отличается сахарный песок от песка речного.

Дети: да, узнали.

Воспитатель: Что мы для этого делали?

Дети: проводили опыты.

Воспитатель: Что вам самим понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: И теперь мы можем написать письмо «Незнайке» с ответом на его вопрос.

Дети: Да, можем.

Воспитатель подводит итоги занятия: чем же похожи и чем отличается речной и сахарный песок. Вместе с детьми отправляют письмо с ответами Незнайке.

Вывод: сахарный и речной песок – сыпучие вещества.

Вывод: 

  • Речной песок состоит из отдельных песчинок, они твердые и не скреплены между собой. Они темного и светлого цвета, неодинаковые по размеру, есть крупные и мелкие песчинки.
  • Сахарный песок состоит из отдельных твердых кристаллов, которые не скреплены между собой. Они светлого (белого) цвета, одинаковые по размеру.

Вывод: Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по познавательной деятельности «Красящие вещества фруктов»

Экспериментальная деятельность на занятии по познавательной деятельности с детьми второй младшей группы....

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства вода" для среднего дошкольного возраста.

Конспект экспериментальной нод по формированию целостной картины мира "Самое удивительное вещество на Земле. Свойства воды." Для среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия во второй младшей группе Тема: "Растворимость вещества"

Тема: «Растворимость вещества»Цель: Систематизировать и обобщить знания и представления детей о свойствах и качествах воды: прозрачность, отсутствие запаха, способность растворять некоторые веще...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми раннего возраста. «Экспериментирование с веществами . Знакомство со снегом»

Интеграция образовательных областей  :познавательное развитие ,Социально-коммуникативное развитие  ,речевое  развитие...

Конспект НОД по теме "Растворимость веществ в воде".

Конспект НОД по теме "Растворимость веществ в воде"....

Беседа: Порядок действия при выбросе сильнодействующих ядовитых веществ, связанных с аварией на трубопроводах, предприятиях, использующих в производстве ядовитые вещества и ядовитые технические жидкости (хлор, аммиак, метан.)

Познакомить родителей с правилами безопасности при выбросе сильнодействующих отравляющих веществ. Беседа поможет родителям в доступной форме рассказать детям о способах защиты своего организма при выб...

Конспект занятия по экологическому воспитанию во 2-й младшей группе. «Красящие вещества фруктов и овощей»

Закрепить знания детей о фруктах и овощах. Познакомить детей с тем, что во всех овощах и фруктах есть сок, он имеет цвет. Опытным путем показать, что если капнуть соком на бумагу, то при высыхании ...