"Наш Коста"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наш Коста»

 Задачи:

 - прививать любовь к творчеству К. Л. Хетагурова;

 - воспитывать уважение к нему;

- развивать у детей внимание, любознательность, память;

 - пробуждать у детей желание говорить на родном языке;

 - развивать познавательные и языковые способности детей.

 Предварительная работа: - беседы на тему: «село Нар»; «Родители Коста»;

 - разучивание стихотворений, пословиц;

 - рассматривание картин: «Горянка, идущая за водой», «Дети каменщики».

 Материал и оборудование: - ИКТ презентация: К. Л. Хетагуров;

 - ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска;

 - стенд «Наш Коста»;

 - наборы геометрических фигур с осетинским орнаментом;

- осетинская гармошка.

Ход занятия

 Воспитатель: Абон нӕм уазджытӕ  ӕрбацыдысты, ӕмӕ сын салам раттӕм. (Дети, у нас сегодня присутствуют гости.  Давайте их поприветствуем).

Дети: Уӕ райсом хорз!

 Психогимнастика: Кӕрӕдзийы къухтӕ райсӕм

                                   Кӕрӕдзимӕ бакӕсӕм

                                   Кӕрӕдзимӕ бахудӕм

                                   Ӕмӕ нӕ мидбылхудт

                                   Балӕвар кӕнӕм нӕ уазджытӕн.

 Воспитатель: Ребята, несколько дней назад, 15 октября в нашей Осетии отмечали день рождения К. Л. Хетагурова.

 - Чи уыдис Къоста?

Дети: Ирон поэт ӕмӕ нывгӕнӕг. (Осетинский поэт и художник).

 Воспитатель: Много лет прошло со дня рождения Коста. Но стихотворения и песни, которые написал Коста, живут сегодня и дальше будут жить.

 Сывӕллӕттӕ, радзурӕм ӕмдзӕвгӕтӕ Къостайы тыххӕй.

 Стихи Дети: 1. Нӕ Иры фӕсивӕд!

                            Къостайыл ныззарӕм,

                            Ирон лӕг кӕй уарзы фылдӕр?

                            На хуыздӕр ныхӕстӕй йӕ хорз ном ыссарӕм,

                            Уый махӕн ӕгас у ныр дӕр.

2. Коста вершин, Коста долин

 Неповторимый осетин

 Все выше мужество и честь

 Что были, будут в нас и есть!

                            3. Опять послышался Коста

                                 Со строк из ветхого листа.

                                 Из книги книг «Ирон фндыр»

                                 Юнцом зачитанной до дыр.

Воспитатель: Кӕм райгуырдис Къоста?  (где родился К. Хетагуров?

Дети: Нары хъӕуы. (К. Хетагуров родился в селение Нар Северной Осетии).

 Воспитатель: Где расположено это село?

Дети: Хӕхты. (Высоко в горах).

 Воспитатель: Оно расположено на скалистом выступе и окружено белоснежными вершинами и альпийскими лугами.

Воспитатель:  Къостайы фыд чи уыдис? (Кем был отец К. Хетагурова)

 Дети: Отец Коста был военным и служил в Царской армии.

 Воспитатель: Коста всегда отзывался о нем с большой теплотой и любовью. Мама же Коста умерла рано, он её не помнил, но ему не хватало в жизни материнской любви. Коста часто спрашивал как выглядела его мать, какой характер у нее был.

 Воспитатель: Что сделал К. Хетагуров, когда стал художником?

 Дети: Когда К. Хетагуров стал художником, он нарисовал ее портрет.

 Воспитатель: В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогала ему писать много стихов и картин. В одной из песен, посвященной К. Хетагурову есть такие слова:

«… В детстве ходил в пастухах

Сердце оставил в горах

Птичий язык понимал

Песни ручьям напевал…»

 Воспитатель: Цавӕр афӕдзы афон райгуырдис поэт? (Дети, а вы знаете, в какое время года родился поэт)

 Дети: Фӕззӕджы. (Осенью).

 Воспитатель: Тынг раст! Къоста райгуырдис фӕззӕджы. Правильно осенью.

Фӕззӕджы тыххӕй ӕмдзӕвгӕ  радзурӕм, Къоста кӕй ныффыста. (Давайте расскажем стихотворение про осень, которое написал Коста):

 «Осень»

Желтеют, темнеют  трава и кусты,

На скатах щербатых туманы густы.

 Вот сжали, убрали  мы хлеб наконец;

 Колотят, молотят , стричь будут овец.

Садами, стадами и  хлебом полна,

 О, как ты богата, родная страна!

Коста писал много стихов и на осетинском языке, давайте их вспомним.

Къоста тынг бир уарзта сывӕллӕтты, ныффыста сын бирӕ ӕмдзвгӕтӕ.

« Гино»

 «Гино». Гино, гино, гис!

Иу гӕды нӕм ис,

 Хъарм фӕлмӕн кӕрц дары

 Къонайыл хуыссы,

 Аргъӕутӕ мысы,

 Хъал зӕрдӕйӕ зары.

 «Фыдуаг»

 О, цъиусур, ма мӕм дзур!

 О, рувас, ма мӕм уас!

 – Хуысгӕ ма кӕнын.

 О, цӕргӕс, ма мӕм кӕс

 О,тӕрхъус, ма мӕм хъус!

 – Кӕрдзыныл кӕуын!

«Уасӕг».

О, уасӕг, уасӕг,

 Сызгъӕрин къоппа!

 О, уасӕг, уасӕг,

Сырхзӕлдаг боцъо!

Куыд раджы фестыс,

Куыд хъӕрӕй зарыс?

 Нӕ буц лӕппуйы

 Хуыссын нӕ уадзыс!

 Воспитатель: В детстве Коста играл в разные игры. Цы хьазт уарзта Къоста? (Самая любимая какая была?)

 Дети: Игра «Чепена».

Воспитатель: Фӕнды у ахъазын? (вы бы хотели поиграть в эту игру)

 Дети: Да. (играют под осетинскую гармошку).

 Воспитатель: Уӕд ахъазӕм Чепенайӕ.

 Воспитатель: Коста Леванович Хетагуров очень любил не только свою маленькую Осетию, но и любил свой народ. Поэт беседовал с горцами; наблюдая быт и жизнь народа, он записывал народные песни, собирал пословицы и поговорки. Ребята, о чем были пословицы Коста Левановича Хетагурова?

 Дети: О дружбе, честности, доброте, о Родине.

 Воспитатель: Раст зӕгъут ӕмӕ цавӕр ӕмбисӕндтӕ зонут?

 Пословицы: 1. Кӕд дӕ ирон уӕд  де взаг  зон.

                         2. Мады рӕвдыдӕй адджындӕр ницы ис.

                         3. Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.

                         4. Хӕфсӕн йӕ лӕппын – хуры тын.

                         5. Без людей не проживешь.

                         6. Воду пьют, начиная с младшего.

                         7. Выше правды нет ничего на свете.

 Воспитатель: Тынг хорз!

 Воспитатель: Почему народ Осетии так сильно любит Коста?

 Потому, что так же беззаветно Коста любил свою родину, но больше всего он любил свой бедный народ. Он не только писал о народе, но и рисовал. Наблюдал за жизнью своего народа, и увиденное переносил на бумагу.

Воспитатель:  Бакӕсут нывмӕ. Дети, посмотрите (воспитатель показывает на картины Коста, вот картина «Горянка идущая за водой». (Дети рассматривают и рассказывают). На ней художник изображает тяжёлый труд женщины-горянки. Вон, далеко внизу речка, откуда ей нужно принести воду. Рядом идет ее сын, босиком.

 Посмотрите на другую картину «Дети каменщики». Она изображает мальчиков-горцев на дороге. Они уже в таком возрасте работали, но не могли учиться. Тяжёлым трудом зарабатывают себе мальчики на чёрствый хлеб-чурек. Старший мальчишка тяжёлым молотом бьёт щебень, другой  мальчуган смотрит на него большими печальными глазами в ожидании лучшей доли. При жизни поэта, народ жил бедно. Посмотрите на одежду детей, она грязная и оборванная, ноги босые. Но, на лице мальчика улыбка, глаза ясные, в надежде на радостное будущее.

 Воспитатель: Дети, вы теперь знаете, что Коста Хетагуров был не только поэтом, но и художником, писал портреты, рисовал природу.

 (Обращает внимание на столы, где лежит осетинский орнамент)

Ацы стъолыл цы ис? (Что лежит на столе)

Дети: Осетинский орнамент.

 Воспитатель: А какого происхождения бывает осетинский орнамент?

 Дети: животного-рога, курья ножка; растительного - листья, цветы; геометрического- круг, треугольник.

 Воспитатель: Дети, я вам предлагаю стать юными художниками и выбрать себе по одному орнаменту. Рассаживайтесь по удобному. У вас на столах в коробках лежат части осетинского орнамента. Постарайтесь выложить осетинский орнамент по выбранному образцу.

 Давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику. А потом приступим к работе!

 Пальчиковая гимнастика:

Ацы ӕнгуылдз мӕ фыд у,

Ацы ӕнгуылдз мӕ мад у,

Ацы ӕнгуылдз у ме ӕфсымӕр,

Ай та у мӕ хо.

Ацы ӕнгуылдз мӕхӕдӕг дӕн,

Йумӕ бинонтӕ ыстӕм

 Хъӕлдзӕгӕй цӕрӕм!

 Дидактическая игра: «Выложи правильно орнамент». (Дети работают, воспитатель ходит и следит за детьми, может спросить, что ребенок делает или что получилось).

Воспитатель: Народ Осетии гордится именем К. Хетагурова. Его имя навсегда останется в памяти народа. Сывӕллӕттӕ, Къостайы ном цы хӕссы? (Дети, что названо именем Коста в г. Владикавказе?)

Дети: Именем Коста названы проспект, улица, парк, театр, музей, осетинская школа и Северо- Осетинский Государственный Университет.

 Воспитатель: Коста помимо, как рисовать, сочинять стихи, очень любил осетинскую музыку и танцы своего народа. Ни один праздник не обходился без танцев. Наши дети тоже умеют петь и танцевать.

Танец под песню «САБИТӔ» (один ребенок поет, двое танцуют).

 Нӕ ахуыр кӕронмӕ ӕрхӕццӕ.

Нӕ уазджытӕн «Хӕрзбон» зӕгъӕм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе “Я И МОЁ ТЕЛО” (КОСТИ, СУСТАВЫ, ОРГАНЫ)

Серия занятий из серии "Я — человек" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИИспользуя программу ТРИЗ (автор идеи Г.С. Альтшуллер, дальнейшая разработка технологии М. Шустерман):Дать детям знания о человеческом орган...

Конспект НОД Знакомство старших дошкольников с Холмогорской резьбой по кости

Конспект НОД по знакомству старших дошкольников с Холмогорской резьбой, с одним из промыслов Севера, с родиной М.В. Ломоносова...

Конспект НОД по речевому развитию "Наш Коста"

В конспекте говорится о творчестве известного осетинского писателя К.Л.Хетагурова....

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Наш Коста» в старшей группе.

Коста Хетагуров - выдающийся осетинский писатель, поэт, художник, публицист. Его имя широко известно и любимо не только в Осетии, но и далеко за её пределами....

День рождения Коста Хетагурова

156 лет назад в селе Нар, что находится в одном из самых удивительных уголков Северной Осетии, у одного уважаемого человека – Хетагурова Левана, родился сын. Старейшины села дали ему имя Коста....

Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова "Наш Коста".

Тематический конспект посвященный ко дню рождения К.Л.Хетагурова...