Перспективный план работы по ознакомлению с природой в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Аскарова Расима Халиловна

Перспективный план работы по ознакомлению с природой в подготовительной группе за первое полугодие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_prirodoy.rar75.11 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению с природой в подготовительной группе за ноябрь месяц

Рассказ воспитателя «Как птицы готовятся к зиме»

  1. Уточнить представления детей о характерных особенностях птиц, прилетающих на участок: воробьев, синицах, сороках, воронах и др.
  2. Расширить представления о том, как птицы готовятся к зиме: почти все пернатые переходят на растительную пищу. Так, сороки начинают питаться ягодами ирги, черемухи, пшеницы, могут клевать горох. С самого утра они летают над двором, разыскивая себе корм; воробьиные стайки снуют во дворах, парках, около магазинов. В пищу идет все съедобное: просо,  семена подсолнечника, крошки хлеба и булочек, остатки каши, творога; синицы осенью и зимой сильно голодают. С самого утра она заняты обследованием коры, веточек у деревьев, но могут питаться семенами и плодами клена, березы, ирги, подсолнечника, пшеницы, пищевыми отбросами (кусочки сала, мяса); зимой вороны питаются чаще растительной пищей (семенами пшеницы, ячменя, гороха), но могут и охотиться за воробьями и другими мелкими птицами.
  3. Учить детей сравнивать птиц по внешнему виду, подводить  их к пониманию связей между характером питания и сезоном, строением клюва и особенностей питания. Формировать у детей обобщенное представление: зимующие птицы.
  4. Способствовать появлению у детей желания систематически подкармливать птиц.
  5. Активизировать словарь за счет слов, обозначающих признаки пернатых, подбора слов-синонимов.

План

  1. Предложить детям послушать рассказ Н.Сладкова «Помогите!»

«Пришла весна - спасайся кто может! А кто не может? Вот мы, синицы: большие, хохлатые. И мы: воробьи, поползни, сороки. Что делать нам? Мы не улетаем в жаркие страны, как перелетные птицы. Мы не прячемся в ох, как лягушки и ящерицы. Мы не впадаем в спячку, как ежи и медведи. Нам каждый день надо есть. А еда вся под снегом!

Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем в окна носами стучать. Мы напоминаем: слушали весной и летом наши песни? Ели осенью груши и яблоки? Это мы ваши сады от вредителей оберегали. Долг платежом красен. Теперь ваш черед».

  • О каком долге напоминают нам птицы?

Обобщить детские рассуждения: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Предложить поговорить о том, как придти на помощь птицам, что нужно делать, чтобы их называли друзьями птиц.

  1. - Назовите птицу, которую чаще всех наблюдали на участке! После ответов повесить картину «Воробьи» (альбом С.А.Веретенниковой «Птицы»).

Обсудить, как они узнают воробьев среди других птиц, обобщите детские ответы загадкой:

«Птичка - невеличка ножки имеет,

а ходит не умеет.

Хочет сделать шажок, получается

прыжок».

Вспомнить, что интересного они наблюдали в поведении этих птиц? Почему воробья называют «совершенно бесстрашной птицей»? дополнить детские рассказы: зимой эти птицы чаще летают стайками, так проще прокормиться. Увидев крошку, воробей подает сигнал. На крик сразу слетаются другие птицы. Зимой по внешнему виду воробьев можно угадать погоду. «Если воробьи гладенькие и поджатые, значит на улице тепло, а если пухлые и взъерошенные, словно надутые шарики, значит мороз трескучий, береги уши и нос!» (Н.Сладков)

Дать задание отдельным детям понаблюдать на прогулке за птицами, а пред обедом рассказать, действительна ли по воробьям можно погоду узнать?

Предложить детям отгадать, о какой птице идет разговор дальше:

«Ты с модницей этой, конечно знаком:

Вертушка на месте никак не сидит -

Все хвастается синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится» ( Е.Ильин)

После ответов показать картинку и выяснить, почему этих птиц называют «модницами» (словарная работа).

  • Почему их называют вертушками? Дополнить, что в поиске пищи синица ловко цепляется своими сильными ногами с острыми ноготками за ветки и обшаривает каждую щелочку и трещинку.

Уточнить, кого она там ищет и зачем ей нужен такой тонкий, как шильца, клюв? Закрепить, какими словами можно еще назвать эту удивительную птицу.

Выяснить, как можно помогать синицам зимой, показать детям приготовленную кормушку «булавку» с наколотыми на нее кусочками сала. Пояснить, чем удобна такая кормушка для птиц. Предложить детям показать картины с изображением птиц, прилетающих на участок.

Выяснить, чем отличается сорока от других птиц, почему ее называют сорокой - белобокой, трещоткой?

  • Чем можно помочь этим птицам? Дополнить, какой корм нужно выносить на кормушку и т.д. после разговора обо всех птицах выяснить, как и почему их можно назвать одним словом «Зимующие» птицы.
  1. Предложит детям послушать и решить логическую задачу: «Положили дети в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, кусочек сала, насыпали пшеницу и горсточку гороха. Прилетела стайка маленьких сереньких птичек сразу начала клевать крошки хлеба. К ним подлетели желтогрудые птицы - поклевали сало. Сели на кормушку трещотки - остались только ягоды».

Обсудить, что это были за птицы? Как дети догадались?

  • Какие птицы еще могут прилететь на кормушку?

Заканчивая разговор, предложит детям подумать, что надо делать, чтобы их называли друзьями птиц? «Их надо кормить. И тогда им будет легко пережить холода».

Методы и приемы работы в уголке природы.

  1. При уходе за растениями совершенствовать у дежурных технику полива и рыхления.
  2. С подгруппой детей планировать наблюдения за внешним видом комнатных растений. Учить по внешнему виду определять, чего не хватает растению: вянут листья - е хватает воды; бледнеют листья - не хватает света. Напомнить, что с наступлением зимы большинству растений  нужна умеренная поливка, т.е. через 2-3 дня. Показать, какие растения нужно поставить близко к свету (колеус, бегонию), какие убрать в прохладное место (герань).
  3. Для закрепления названий растений планировать дидактические игры: «Узнай растение», «Найдите, что опишу» и т.д.
  4. В свободное время продолжать чтение и рассматривание книг Г.Скребицкого «Всяк по-своему». Уточнить, какие изменения к началу зимы происходит с зайцем, чем питаются звери в лесу зимой? Е.Чарушин «В лесу» (рассказы «Волк», «Заяц», «Лиса» и др)
  5. Для рассматривания использовать репродукции пейзажных картин: Грабарь И. «Рябинка», Осенев Н. «Осень», Гяузов Е.»Начало зимы» и др. Развивать эстетическое восприятие природы.

Содержание и приемы ознакомления с природой на участке

Задачи: уточнить представление о последних осенних изменениях в природе: часто идут дожди со снегом, преобладает холодная погода, порывистый ветер. Пожухли последние листья у карагача, сирени, вместо опавших листьев появились почки. Птицы собираются стайками, они нуждаются в подкормке. Со второй половины месяца устанавливается постоянный снежный покров. Он является сигналом наступления зимы. В процессе организации практических дел( подкормка птиц, ребята на участке, огороде) формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе, развивать эстетическое восприятие окружающих явлений природы.

Содержание и приемы ознакомления с природой на участке.

                Задачи: Уточнить представления о последних осенних изменениях в природе: часто идут дожди со снегом, преобладает холодная погода, порывистый ветер. Потухли последние листья у карагача, сирени, вместо опавших листьев появились почки. Птицы собираются стайками, они нуждаются в подкормке. Со второй половины месяца устанавливается постоянный снежный покров. Он является сигналу наступления зимы.

        Развивать у детей познавательную активность, стремление делать выводы, обосновывать свои суждения.

                В процессе организации практических дел (подкормка птиц, работа на участке) формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе, развивать эстетическое восприятие окружающих явлений природы.

                Методы и приемы:

  1. Предложить детям ответить, почему ноябрь называют листогноем? Где найти отгадку на вопрос? Обратить внимание на состояние опавших листьев на газонах. Выделить, на каких деревьях продолжает висеть зеленые листья.
  2. Организовать наблюдение за тем, как «борются» осень и зима. С помощью календаря отмечать, каких дней (погожих или пасмурных) в этом месяце больше?

«Не зима – но снежок на земле белеет» или

«Стало холодно кругом, птицы улетели.

Скоро будут за окном снежные метели» (Е.Карасева)

  1. Продолжать наблюдение за поведением птиц: где чаще их встречают дети, какие у них заботы? Напомнить, что трудно птицам зимовать, надо птицам помогать, поощрять инициативу детей. Захватить на прогулку горсточку семян, зерен, крошек.

                    «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли,

                Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед» (З.Александрова)

                «Скоро на землю выпадет снег,

                Голодных животных спасает человек.

                Кормушки расставят и корм принесут,

        Птицы, летите, ребята вас ждут» (Л.Иванов)

  1. Рассматривание деревьев в безлистном состоянии. Обратить внимание, что на деревьях появились почки. Пояснить, что это будущие листочки, покрытые от холодов кожистыми чешуйками-шубками. У всех деревьев они разные. Так, у березы почки мелкие, заостренные, покрыты коричневыми чешуйками, у акации – светло-бурые, волосистые, с каждой стороны сидит по колючке и т.д. А что будет с почками, если срезать 1-2 веточки и поставить в воду? (В группе с помощью календаря организовать длительные наблюдения за изменениями у веток).
  2. Наблюдение за первым снегопадом. Отметить, каким нарядным, волшебным стал участок. Направить внимание детей на то, как зима «укутала все почки и пенечки», какие «рукавички белеют на веточках берез», какой пушистый платок накинула Зимушка на другие кустарники.

«Машет варежкой Зима – чудо совершается:

Все деревья и дома в шубы наряжается».

  1. В процессе наблюдения за состоянием погоды подводить детей к установлению связи между погодой и поведением птиц: осадками и состоянием неба. Отмечать, как выглядят птицы в холодную погоду, одинаково ли их поведение.

«Скоком-боком, скоком-боком, ходит галка между окон,

Ветром воя взъерошена, снегом запорошена» (Е.Трутнева)

  1. Во время снегопада рассмотреть падающие снежинки. Понаблюдать, как они падают. Отметить связь между состоянием погоды, ветром и особенностями снегопада: когда падает снег крупой, хлопьями, отдельными снежинками? Рассмотреть узоры снежинок.

«Стали звездочки кружиться, стали на землю они ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки, не пушинки, а снежинки» (О.Высотская)

  1. Наблюдать за поведением птиц на кормушке. Отмечать, ожидают ли птицы корм, сразу ли подлетают к кормушке, какой корм охотнее хватают. Выделять интересные ситуации во взаимоотношениях пернатых, замечать постоянных посетителей птичьей столовой.
  2. После снегопадов организовывать коллективный труд. Укутывать стволы деревьев и кустарников, расчищать дорожки. Закреплять представления о свойствах снега, в связи с состоянием погоды.

«Деревянною лопатой раскидаю рыхлый снег.

Поработаю немножко, будет жарко, словно в зной!

Сам пойду я по дорожке, все потом пойдут за мной!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по решению математических задач в подготовительной группе.

Обучение детей счету в пределах 10. Обучение детей арифметическим действиям (сложение и вычитание). Обучение детей решению задач. Знакомство детей с величиной. Ознакомление детей с геометрическими...

Перспективный план работы по решению экологических задач в подготовительной группе.

Экологические знания и умения Экологическое мышление (умственные действия) Ценностные ориентации (Этические нормы поведения) Экологически оправданное поведение...

перспективный план работы с родителями от младшей до подготовительной групп

Перспективный план включает в себя не только таблицу с мероприятиями, но и расписывает актуальность плана, теоретические основы для его составления и реализацию плана в практической части работы с род...

Перспективный план работы в мини-музее «Затерянный мир» подготовительная группа

Перспективный план работы в мини-музее подготовительная группа...

Перспективный план работы по ознакомлению с окружающим детей подготовительной к школе группы

1.                  Определить какие изменения произошли в предметном мире группы, с чем это связано2....

Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в подготовительной группе

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка. Задача педагога повысить педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активном...

Перспективный план работы кружка по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству  "Волшебный завиток"...