Конспект интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Назаренко Людмила Игоревна


Данная интеллектуальная игра посвящена году экологии в России и ставит своей целью: закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в природе, формировать к ней устойчивый интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazarenko_chto_gde_kogda.docx843.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области»     __________________________________________________________________

Конспект                                                                                                                непосредственной образовательной деятельности                                                            для детей старшей группы № 6                                                                          интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»,                                    посвященная году экологии в России.

E:\детский сад\ЗАНЯТИЯ\что где когда\Заставка_Что__Где__Когда__2013.jpg

Воспитатель: Л.И. Назаренко.

Май 2017

Природа – это самая лучшая из книг,                                                                                 написанная на особом языке.                                                                                                        Этот язык надо изучать.                                                                                                                 Гарин Н. (Гарин-Михайловский)

Тема НОД: «Друзья природы».

Возрастная группа: старшая.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Что?  Где? Когда?».                                                                                                                                                                                       

Форма организации деятельности: групповая.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Цель: Закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в природе, формировать к ней устойчивый интерес.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжить формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

Развивающие:

Расширить и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.

Развивать связную речь у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.

Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.

Развивать координацию речи с движениями.

Закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Воспитательные:                                                                                                    Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Оборудование:

Демонстрационный материал: оформление музыкального зала; игровой стол-круг, разделенный на 6 секторов с сектором «блиц» и «черный ящик»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - балерина; комплект шарфиков зеленого и желтого цветов с эмблемами «Друзья природы» участникам команды знатоков; цветные ленты (василькового, голубого и белого цветов) для танца «Не рвите цветы»; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для команды Знатоков, аудиозапись «Пение птиц», 2 плаката: «Живая природа» и «Неживая природа», 2 мольберта, поощрительные подарки для детей, буклеты «Земля – наш общий дом».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природе: «Живая и неживая природа», «Времена года», «Зимующие и перелётные птицы».

Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; пословицы, разучивание наизусть стихотворений о защите природы.

Экологические беседы: «Как помочь птицам зимой»; «Природа и человек»; «Правила друзей леса», «Друзья природы», «Что такое экология?»

Разучивание танцевальной композиции «Не рвите цветы».

Разучивание песни «Земля не спит» (сл. Р. Рождественский, муз. В. Добрынин)

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1.  Мотивация деятельности, постановка цели.

Музыкальная заставка,  Выход ЗНАТОКОВ.

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые друзья.

- Сегодня 17 мая и мы начинаем финальную игру весенней серии игр «Что? Где? Когда?» 2017 года. Встречайте команду знатоков.

(Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями; ведущий объявляет каждого из игроков)

Ведущий:

- Есть мир чудесный – он вокруг

И стоит только захотеть,

Как оживет природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица,

Шуметь березкой кудрявой в лесу….

И я Вас приглашаю окунуться

В природу, в дикий мир и красоту!

- 2017 год в Росси объявлен годом экологии. И сегодня мы хотим ещё раз сказать себе и всем вокруг: Земля – наш общий дом! Давайте дружно заботиться о нем! Тема нашей игры так и звучит: «Друзья природы»!

- Против знатоков играет команда Зрителей. Давайте их поприветствуем.

 - В нашей игре будет необходимо компетентное независимое мнение. Итак представляю вам жюри:….  В конце игры жюри назовет команду победителей, а также Лучшего Игрока среди Знатоков и Лучшего Игрока среди Зрителей. Все эти ребята получат памятные призы.

- Предлагаю Знатокам занять свои места за игровым столом – мы начинаем интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»

Музыкальная заставка

Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. За каждый правильный ответ знатоки получают 2 балла или 1 балл, если ответ был неточный. Далее будет дополнительный вопрос зрителям, за правильный ответ присуждается 1 балл.

- Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

2. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Ведущий:

Итак, 1 – й раунд! (слайд  ВОЛЧОК).

- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

- Внимание! Вопрос «Путаница от Паука»: Уважаемые Знатоки! Я очень люблю плести паутину и Вам предлагаю сплести две паутины: одна из них «Живая природа», а другая «Неживая природа». Будьте внимательны, не запутайтесь – кого в какую паутину надо заплести! Удачи!

- Итак, за 1 минуту Вы должны разложить предложенные картинки по двум паутинкам «Живая природа» и «Неживая природа».

- Время пошло. Слайд  ВРЕМЯ ВОПРОСА.

(Знатоки показывают полученные паутинки и называют объекты в них, а также отвечают на вопрос: Почему данный объект относится к живой или неживой природе)

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите пример, как живая природа зависит от неживой природы?

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

Ведущий: 2 раунд!  (слайд ВОЛЧОК).

 «Сказочная экология». Вопрос Знатокам задают ученики одной из школ. Будьте внимательны – в самом вопросе есть и ответ. Внимание на экран.

Слайд СКАЗКА (просмотр экологической сказки «Ручеек»)

- Итак, за 1 минуту Знатоки должны ответить на вопрос: Откуда взялся ручеек и почему ему нельзя жадничать?

- Время пошло. Слайд  ВРЕМЯ ВОПРОСА.

- Знатоки отвечают (Ручеек появился от таяния снега и, если он будет жадничать, то тропинка к нему зарастет, и сам он постепенно затянется тиной и высохнет).

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите примеры, как человечество вредит различным водоемам: рекам, морям, океанам…?

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

3 раунд (слайд  ВОЛЧОК). 

«Вопрос от наших постоянных зрителей - РОДИТЕЛЕЙ»

Внимание на экран.(Видео-вопрос задает родитель: «Уважаемые Знатоки! В нашем городе друзья природы установили вот такие контейнеры. А Вы знаете, для чего установили эти контейнеры и как это помогает природе?!»)

- Время пошло. Слайд  ВРЕМЯ ВОПРОСА.

Ответ Знатоков. (Это контейнеры для сбора макулатуры – использованной бумаги. Сдавая макулатуру, мы спасаем лес от вырубки. Также сбор старой бумаги сокращает количество мусора на свалке, а спасенные деревья будут выделять для нас кислород).

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите примеры, что делают из использованной бумаги? (Из использованной бумаги делают опять же бумагу, пусть и не очень высокого качества, одноразовую посуду, всевозможную тару, бумажные полотенца, и даже строительные материалы).

4 раунд (слайд  ВОЛЧОК). 

 «БЛИЦ». Блиц предлагает сразу 3 вопроса, время на обдумывание каждого не более 20 секунд.

Ведущий:

- Сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей:

Ваш блиц будет из трех вопросов на сообразительность:

- Кто громче мычит: петух или курица? (Никто, они не мычат)

- Что едят крокодилы на северном полюсе? (Крокодилы там не живут)

- Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок? (Утенок).

(Подводим итог в баллах)

Музыкальная пауза.

Ведущий: - А сейчас нам всем надо немного отдохнуть и подвигаться.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок.

Если я и ты, вместе мы сорвём цветы.

Опустеет вся планета и не будет красоты!

Не рвите цветы, друзья!

Танцевальная композиция «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»

Знатоки: Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей

Станет Земля и богаче и краше!

5 раунд – (слайд  ВОЛЧОК). 

Черный ящик (слайд ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

- Я предлагаю Вам определить на ощупь, что за предметы находятся в черном ящике? (Зонт, лампочка, самолет)

Природа – прекрасный учитель, и если мы будем внимательны к ее урокам, то сможем многое, например, изобрести полезные вещи, такие как зонт, лампочка и самолет. У вас будет 1 минута, чтобы нарисовать тот объект природы, по подобию которого человек создал эти предметы.

- Время пошло. Слайд  ВРЕМЯ ВОПРОСА.

Ответ Знатоков (гриб, солнце, птица).

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: такой же вопрос, как и знатокам, только необходимо назвать по подобию чего были созданы ковер и душ? (Трава, тучка с дождем).

6 раунд – (слайд  ВОЛЧОК). 

Вопрос от ПЕРНАТЫХ друзей.

- Назовите, кто прилетел к Вам в гости? (Ведущий показывает изображения птиц, Знатоки называют и каждый берет по карточке)

Сейчас Вы услышите пение птиц и при звуке голоса именно Вашего пернатого друга, Вы должны вылететь на сцену. Капитан команды следит, чтобы все было правильно!

Слайд ПТИЧКИ

- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Как человек может помочь птицам? (Не разорять гнезда, не обижать, подкармливать)

  1. Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия.

Ведущий: Игра подходит к концу и я приглашаю Знатоков на сцену!

Слайд ВЫХОД ФИНАЛ

Уважаемые знатоки, какой вопрос вам понравился больше всего? А какой вопрос был самым трудным?

- В заключении мы хотим ещё раз всем напомнить:

Помните взрослые! Помните дети!

Помните, что красота на планете

Будет зависеть только от нас,

Не забывайте об этом сейчас!

Планету живую сберечь для народа

И пусть восхваляет гимн жизни природа!

ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯ НЕ СПИТ»

- А сейчас я предоставляю слово ЖЮРИ. (Объявление результатов игры и награждение победителей)

Слайд НАГРАЖДЕНИЕ.

- Спасибо всем за игру! Всем гостям нашего праздника на память о встрече мы дарим буклеты и ещё раз говорим: «Земля – наш общий дом! Давайте его сбережем!»

До свидания, до новых встреч!

Слайд «ВЗГЛЯНИ НА ЗЕМЛЮ».

E:\детский сад\фото, видео\2017 год\ВЕСНА\Что Где Когда\10.jpg

E:\детский сад\фото, видео\2017 год\ВЕСНА\Что Где Когда\5.jpg

E:\детский сад\фото, видео\2017 год\ВЕСНА\17-05-2017_11-11-27\IMG_20170517_105630.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» (старшая группа)

НОД: «Естествознание»; «По странам и континентам»; «Обучение грамоте»; «Развитие математических способностей»; «Картинная галерея»; «Природный мир»Возрастная группа: старшаяТема: Интеллектуальная игра...

Непосредственно образовательная деятельность: интеллектуальная игра КВН для детей старшей группы

Непосредственно образовательная деятельность:интеллектуальная игра КВН для детей старшей группы по правилам безопасного поведения на основе сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения ...

Интеллектуальная игра-викторина для детей старшей группы"Что?Где?Когда?"

Цель:закрепление и обобщение знаний детей по разделам программы на конец учебного года.Задачи:закреплять навыки прямого и обратного счета, умение пользоваться в числовом ряду, различать и называть гео...

Диагностика определения интеллектуально творческого мышления у детей старшей группы по Воскобовичу.

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...

Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"

Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...