"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель

МДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова

Авдонина Ольга Васильевна

ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ

(занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)

Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом.

Активизировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия.

Материалы и оборудование: мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», фотографии в разные возрастные этапы, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя».

Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».

Ход занятия

Краткий рассказ воспитателя о праве на имя.

- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе – дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Дружат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья!

                  /О. Данилова/

Беседа «Что означает твое имя?»

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

- Почему им дали это имя?

- Нравится ли тебе твое имя?

- Как называют тебя в семье?

- Что означает твое имя?

- В честь кого тебе дали имя?

- Что ты знаешь о своей фамилии?

- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы.  Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.

- У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

ИМЯ

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

                 /Т.Шорыгина/

Воспитатель: Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители.

Фамилия, так же как и имя, может что – то означать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия?

- Назовите фамилии известных всем людей и объясните, чем эти люди знамениты. (А.С. Пушкин, Ю.А. Гагарин)

Игра «Назови имя девочки (мальчика).

Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу. Называют имя ребенка, который ловит мяч.

Игра «Обратись по имени».

Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Отгадывание литературной загадки.

МАРУСЕНЬКЕ КОПЕЕЧКУ

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

                                /К.И.Чуковский/

(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна и та же девочка)

Игра «Найди себе пару»

Ребенок называет свое имя. Чье имя рифмуется с названным, должны откликнуться. (Оля – Коля, Галя – Валя и т.д.)

Игра «Как растет твое имя?» (рассматривание фотографий)

- Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Мариночка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Ее мама по-прежнему зовет ее ласково: Мариночка. Ее дети называют ее «мама». А в детском саду она Марина Ивановна. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени  и отчеству

- Подумайте, как будут называть вас?

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)

Обсуждение.

- Понравились вам стихи Незнайки и почему?

- А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища?

- Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.)

- Как нужно обращаться друг с другом?

Итог занятия.

 - Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем.       Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"

Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...

План-конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Я и мое имя»

Цель занятия:Познакомить детей с правом на имя.Задачи:1. Способствовать повышению правовой культуры детей.2. Способствовать социально-нравственному развитию.3. Способствовать формированию умения рассу...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...