Методической разработка конспекта по НОД «Экскурсия по родному краю».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Гусакова Елена Александровна

В данной методической разработке представлен материал по ознакомлению детей с заповедными местами родного края (Ленинградская область).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_rodnomu_krayu.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию «Экскурсия по родному краю».

Цель: развитие познавательной сферы старших дошкольников. Формирование целостных представлений о родном крае.

Задачи:

Образовательные области:

«Познавательное развитие»: Формировать у детей представления о Зубровнике и о заповеднике «Вепсский лес». Развивать интерес любознательность, расширять кругозор. Обобщить, систематизировать и расширить, знания детей о родном крае.

«Речевое развитие»: совершенствование умения в составлении коротких рассказов на заданную тему.

«Социально – коммуникативное развитие»: воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. Формирование эмоционально – положительного отношения к людям малых народностей России. Воспитывать бережное отношение к природе родной земли. Воспитывать чувство любви и уважения к Ленинградской области и планете Земля.

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности.

Ход занятия.

В. Дети, сегодня у нас в группе гости. Давайте по здороваемся с ними.

    Ребята! 22 апреля международный день Земли.

    Что такое Земля?

Д. Планета.

В. На планете есть страна, в которой мы с вами живем.

   Как она называется?

Д. Россия.

В. В России много разных городов. Город, в котором мы живем называется …

Д. Санкт-Петербург

В. А Санкт-Петербург и его окрестности, как называются?

Д. Ленинградская область

В. И вот в честь международного дня Земли, нам туристическая фирма «Родина» прислала приглашение.

Давайте прочитаем его. (дети читают приглашение)

Дети, мы примем их приглашение? (отв. детей)

Тогда, нам надо выполнить задание: вы должны соединить точки и у вас получится четкая картинка. (дети обводят)

 - Что у вас получилось?

Д. Автобус.

В. Значит мы поедем на экскурсию на чем?

Д.  На автобусе.

 В. Молодцы! Давайте построим автобус. (д. строят автобус из стульчиков)

  Теперь выберем водителя. (считалка)

  Водителем будет Вова, а я тогда буду экскурсоводом.

 - Что еще нам не хватает?

 Д. Карты.

В. А вот и карта наше области. (достаем из конверта карту и рассматриваем, на карте отмечен маршрут экскурсии)

 - Что обозначено на карте под №1?

Д. Природный заповедник Вепсский лес.

 В.  Значит мы с вами отправляемся на экскурсию в природный заповедник Вепсский лес.

  Водитель берет руль и занимает свое место, а мы с вами выбираем места в салоне автобуса.

 - Все готовы? Отправляемся в путь!

Беседа:

 - Ребята, а что такое заповедник?

 - А зачем надо охранять такие места?    

 - А надо ли беречь природу в других лесах?

(проблемная ситуация «На отдыхе в лесу»)

 В. Дети, что же произойдет, если мы не будем беречь природу? (отв. детей)

  Вот мы и приехали. Выходим из автобуса.

 -  Ребята! А вы знаете правила поведения в заповеднике?

Д. Да.

В. Вот мы сейчас и проверим, поиграв в следующую игру.

 Игра «Не ошибись» (дети берут картинки с изображением поведения людей в природе и объясняют изображенное действие, а за тем картинку прикрепляют к ковролину. На ковролине появляется картина «Правила поведения в природе»)

В. Молодцы! Вы готовы к экскурсии.

 -  А, кто из вас хочет стать экскурсоводом?

  Экскурсоводом в природном заповеднике будут… (по желанию детей)

   Послушаем экскурсоводов.

(Рассказы детей)

 Вепсский лес находится на самом краю Ленинградской области, между Онежским и Ладожским озером. Это уголок нетронутой природы, экологически чистый, заповедный край. Здесь в первозданном виде сохранились бескрайние лесные массивы, вековые ельники и сосняки, древние болота. Это край сотен озер, множества рек, родников с хрустальной водой. Там еще есть висячие озера.

Природный парк «Вепсский лес», создан самой природой. Это музей под открытым небом, который находится в краю сосен. Край где растут грибы, ягоды, плещутся в живописных озерах рыбы, воздух чист и свеж.

Здесь можно увидеть малочисленные и редкие породы птиц: белая куропатка, сокол – сапсан, совы и др. птицы.

В заповеднике живут рысь, медведь, волк, выдра, лесная куница, норка, барсук, енот, лось, кабан, заяц и заходит росомаха.

В озерах, в реках водится плотва, окунь, лещ, налим, щука. В некоторых озерах встречаются судак, ряпушка, хариус, форель.

На территории парка проживает малая народность России – вепсы (чудь, т.к. их считали чудными). Они имеют собственную культуру, традиции и свои национальные костюмы. Здесь созданы краеведческий музей и центр вепсской культуры, для того чтобы сберечь культуру малого народа и возродить традиционные промыслы и ремесла. В поселке Винницы ежегодно в июне проводится вепсский фольклорный праздник- фестиваль «Древо жизни». Съезжаются вепсы со всей страны. Поют свои национальные песни, водят вепсские хороводы, играют. Расставляют прилавки, на которых продают вепсские изделия и еду. Это игрушки, полотенца с вышивкой, керамика, варенье из морошки и березового сока.

В каждой деревне свои особенности: гончарное дело, вязание крючком, с топором работали по деревням, плели из бересты, пекли пироги, вышивали.

В семье главой был мужчина – старейшина (дед или отец). Он руководил хозяйственной жизнью семьи. Его жена – хозяйка. Она ухаживала за домашними животными, готовила пищу, ткала и шила одежду.

В. Молодцы дети! Спасибо экскурсоводам. Мы услышали интересные рассказы.

Да, действительно Вепсский лес – это край озер и рек, не тронутых участков тайги с     разнообразным растительным и животным миром и проживающей малой народностью России – вепсы.

А теперь мы поиграем с вами в вепсскую хороводную игру.

Физминутка.  Вепсская хороводная игра «Клубок»

В. Ребята, а у меня для вас есть еще одна игра она называется «Нарисуй пейзаж» (На полу выкладывается картинка вепсского леса)

В. Молодцы! У нас получился мини вепсский лес.

А теперь возвращаемся в автобус и едем дальше. Куда? Что у нас под №2 на карте?  (рассматривается карта), (ответы детей)

Правильно, едем в парк отдыха в Токсово в Зубровник.

Давайте выберем нового водителя. (жребий: свернутые бумажки, на одной из которых написано – водитель)

В. Хорошо. Водителем будет …

Садимся в автобус и едем дальше.

Дети! Пока мы едем до Зубровника попробуй те отгадать загадки.

Игра «Отгадай и объясни.»

1.Чем-то на быка похож,

 Только помощнее, обитает он в лесу,

 Бороду имеет.      (зубр)

2.Крепкие ноги, большие глаза,

 А над глазами,

 Большие рога.

Мощное тело,

И горб на спине,

Но не верблюд

Поверьте, же мне.          (зубр)

В. Правильно, это зубры. Мы с вами подъехали к Зубровнику. (выходим из автобуса)

  Кто в Зубровнике будет экскурсоводом?

  Сейчас Максим и Ваня расскажут нам об этом замечательном месте. (рассказы детей)

Зубровник – это необычное место, где проживают зубры в естественной среде обитания. Наш Зубровник находится в п. Токсово Ленинградской области. Более 40 лет тому назад из городского зоопарка в поселок Токсово завезли двух молодых зубров Лиру и Малыша. Для вольера было выделено 5 га дикого леса и зубры достаточно быстро привыкли к новому месту проживания. Через 2 года у зубров появился малыш, которого назвали Лима и сейчас в Токсовском Зубровнике проживают 4 зубра.

В зубропитомнике «Токсово» содержатся зубробизоны – гибрид зубра и американского бизона. При посещении зубровника рекомендуется захватить угощения для зубров: яблоки, морковь, сухари с солью. Рядом с Зубровником располагается мини – зоопарк и конюшня, в которой есть возможность выбрать лошадь или пони и покататься на них верхом, прокатиться в тележке, получить урок верховой езды. Зимой в Зубровнике работает упряжка собак-извозчиков.

 В.  Молодцы, мальчики. Спасибо.

Ребята, в Зубровнике живут не только зубры, но и другие животные, они живут в мини-зоопарке.

 Игра «Собери картинку»

Что бы узнать кто еще живет там, надо сложить эти картинки.  Давайте разделимся на 4 группы и соберем картинки. Дети собирают картинки, а потом рассказывают каких животных они собрали.

В. Наша экскурсия подошла к концу. Надо возвращаться в детский сад.

 -Ребята, где мы сегодня побывали? (отв. детей)

 -  А, где еще вы хотели бы побывать? (отв. детей)

 - А, что за день -  22 апреля? (отв. детей)

В. Наша Земля прекрасна и богата. И на этой Земле есть страна с удивительно красивым   именем– Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной Россией, нашей Ленинградской областью.

А я люблю свой ленинградский край

До самой до заброшенной деревни.

Пусть называют климат наш сырым,

Пусть говорят: земля -  песок да глина.

Мой край! Я воздухом дышу твоим –

И потому с тобою мы едины.

Здесь в первозданном виде сохранились бескрайние лесные массивы, вековые ельники и сосняки, древние болота, сотни чистейших озер, родники и водопады, редкие виды растений и животных.

Основная часть заповедника покрыта лесами. Ельники достигают возраста от 200 до 300 лет при высоте 25-30 м. небольшие участки осиново-еловые леса и чисто осиновые.

Богат травяной покров с костяникой, осоками, ландышем, геранью, вороньим глазом. Встречаются черничные и брусничные боры.

Здесь можно увидеть малочисленные и редкие виды птиц: овсянка-ремез, овсянка крошка, дубровник, белая куропатка, совы, сокол-сапсан и другие.

В заповеднике живут рысь, медведь, волк, выдра, лесная куница, лось, кабан, заяц, норка, куница, барсук, енот и заходит сюда росомаха.

В озерах и реках водится плотва, окунь, лещ, налим, щука. В некоторых озерах встречаются судак, ряпушка, хариус, форель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно - ролевых игр по теме «Мой край родной»

Методическая разработка предназначена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Разработка может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для сам...

конспект экскурсии по родному краю

: Раскрыть познавательное, оздоровительное, эстетическое, практическое значение леса в жизни людей; желание беречь и охранять окружающую среду; формировать нормы поведения в природе....

Виртуальная экскурсия по родному краю «Мой любимый край!»

Цель: формировать преставления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории Кемеровской области; закрепить знания символики Кемеровской области; бережного отношения к природе; воспи...

Отчёт Виртуальная экскурсия по родному краю "Мой любимый край!"

Цель: формировать преставления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории Кемеровской области; закрепить знания символики Кемеровской области; бережного отношения к природе; воспи...

Методическая разработка линейный - квест   для старших дошкольников «Мой край родной!»

Цель:  Расширять представление детей о крае, в котором они живут.Задачи:  Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания детей о растительном и животном мире ...

Конспект НОД "Экскурсия по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы  с использованием ИКТ...

Методическая разработка. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Край наш Кубанский - сказочный дом"

Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Край наш Кубанский - сказочный дом" «Край наш Кубанский - сказочный дом».Цель: Расширя...