Проект « ВКУСНО НАМ ЛЕТОМ» в подготовительной группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Чаганова Любовь Владимировна

             Актуальность проекта.  Как-то, во время игры «Назови овощи, фрукты, ягоды по описанию» дети в группе поспорили между собой, что вкуснее яблоко или груша, что слаще клубника или малина, что полезнее огурец или помидор. Детей заинтересовало: откуда появляются фрукты, овощи, ягоды, какие разнообразные виды существуют, какими свойствами они обладают, и какие блюда из них можно приготовить.  Для решения этой проблемы возник проект: «Вкусно нам летом».

        Цель:

Формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности.

      Задачи:

Развитие у детей интереса к своему здоровью и окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.

Развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных овощей, фруктов, ягод.

Формирование у детей познавательных умений:

- активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;

- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно – следственных связей;

- творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.

 Углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем                    виде, свойствах и значении овощей, фруктов и ягод для здоровья человека. Уточнить и расширить знания детей об овощах, фруктах и ягодах, которые растут в Московской области.

Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растения.

желание помогать родителям, выращивать, полезные продукты.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Учить составлять небольшие описательные рассказы на тему «Как я выращивал овощи»

Закреплять знания о строении растения.

Познакомить детей с профессиями, связанными с природой.

Расширить и уточнить знания детей о природе приморского края

Учить открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного.

Учить различать многолетние растения от однолетнего.

Участники проекта: дети подготовительной и старшей групп, родители, воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре.

Организация проекта.

1. Этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования: На протяжении нескольких лет осенью в нашем детском саду устраиваются выставки урожая овощей, фруктов и ягод, конкурсы осенних поделок (совместно с родителями). Дети с родителями в рамках  этих выставок  составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природн6ого материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т. д.

Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместн6ого обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы): овощи, фрукты, ягоды с огорода являются ценным для организма продуктом, они обладают питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов овощей, фруктов, ягод, делают из них полезные и вкусные  блюда. Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания культурных растений, их виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления  блюд из овощей, фруктов и ягод.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.

Изучение происхождения и разнообразия видов культурных растений, особенности их выращивания.

Анализ полезных для организма и лечебных свойств овощей, фруктов и ягод, их значения в жизни человека.

Знакомство с образами некоторых растений в народных песнях, играх и забавах.

Знакомство с рецептами приготовления блюд из растений с огорода, и освоение некоторых способов приготовления (овощные, фруктовые салаты, варенье).

Результаты исследования:

- Коллекция видов и сортов овощей, фруктов и ягод: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты.

- Сборник «В огороде и в саду»: рассказы, загадки, сказки, игры, подробное описание растения, выбранного ребенком вместе с родителями, о его росте, развитии, об успехах выращивания.

- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Вкусно нам  летом».

- Выставка поделок из овощей «Дары осени».

- альбом рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.

            2. Этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. Сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах выбранного детьми культурного растения, особенностях выращивания, их свойствах и значении для здоровья, способах приготовления:

- Чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи», сказки Д. Родари «Приключения Чиполино», рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста», и  др. Знакомство с происхождением и видами культурных растений, вкусовыми и лечебными свойствами, значением для организма человека, возможностями использования в пищу;

- беседы о разнообразии семян, особенностях выращивания на основе рассматривания иллюстраций в книгах «Юным овощеводам» и «Волшебная грядка»;

- сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; оформление содержания сборника «В огороде и в саду»

- отбор и систематизация детьми, воспитателями и родителями рецептов блюд, фотографий и рисунков с изображением овощей, фруктов, ягод, разных видов и сортов, с описанием особенностей каждого сорта.

- Экскурсии в цветущий сад, прогулка-путешествие в огород.

- Познавательные беседы: «Такие разные семена», Овощи», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Сладкая ягода». Знакомство с лечебными свойствами овощей, фруктов, ягод, их использование в народной медицине.

2 .Творческая познавательная деятельность детей:

- изучение рецептов и приготовление овощных, фруктовых салатов, муссов из ягод;

- подготовка и проведение театрализованного представления «Почему помидор красный?» (роли овощей выполняют дети подготовительной группы»;

-рисование детей на тему: «Мой подсолнух» (например).

- аукцион загадок, стихов и пословиц;

- организация с детьми дидактических игр: «Чудесный сундучок», «Что необходимо растению для роста?», «Приготовь салат»; «В огороде и в саду»;

- разучивание народных игр с тематикой огородничества.

3. Этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.

1. Организация  выставки: «Вкусно нам  летом» с использованием коллекции видов культурных растений: фотографии, муляжи, картинки, натуральные продукты, с описанием каждого вида; альбомом с рецептами блюд, рисунков детей.

2. «В огороде и в саду»: рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми.

3. Выставка рисунков детей на тему: «Вкусно нам  летом».

4. Выставка поделок из природного материала: «Дары осени».

5. Праздник: «Урожай собирай».

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у детей познавательных умений

 

Создание благоприятной среды для изучения культурных растений

Внедрение в досуговую деятельность специальных программ по ознакомлению с овощами, фруктами, ягодами

Внедрение пособий к дидактическим играм,

Организация работы с родителями

 

ПУТИ

 

Ресурсное обеспечение проекта

Конспекты: бесед, занятий, досугов

фото овощей, фруктов, ягод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

Перспективный план  экскурсий, игр, развлечений и досугов.

Подбор методической литературы, организация выставок

Огород, сад, приусадебный участок детского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта

«Вкусно нам  летом»

 

 

Разработчик проекта

Чаганова Любовь Владимировна – воспитатель подготовительной группы.

Адрес

Московская обл. г. Клин -9.

Проблема

Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания культурных растений, их виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления  блюд из овощей, фруктов и ягод.

 

Цель проекта

 Формирование мотивации у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной активности.

 

Задачи проекта

Развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных овощей, фруктов, ягод.

Формирование у детей познавательных умений:

- активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;

- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно – следственных связей;

- творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.

 

Срок реализации проекта

Май – Сентябрь

Ожидаемые результаты

- Коллекция видов и сортов овощей, фруктов и ягод: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты.

- Сборник «В огороде и в саду»: рассказы, загадки, сказки, игры, подробное описание растения, выбранного ребенком вместе с родителями, о его росте, развитии, об успехах выращивания.

 - Организация фотовыставки: «Вкусно нам летом».

- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Вкусно нам  летом».

- Выставка поделок из овощей «Дары осени».

- Альбом рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.

 

 

Этапы реализации проекта

Май.

- Занятие по экологическому воспитанию «Чудесная кладовая»;

-Беседа «Части растения» и рассматривание семян культурных растений;

-Рассматривание иллюстраций культурных растений;

-Беседы: Овощи?», «Какие бывают корнеплоды»; «Ягоды приморского края»;

- Дидактическая игра: «Чудесный сундучок», «Такие разные семена», знакомство с семенами овощных растений;

-Беседы с родителями на тему: «Какое растение они хотели бы вырастить с ребенком»;

- Чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Легумии» и «Где щи, там и нас ищи», сказки Д. Родари «Приключения Чиполино», рассказа А. В. Евстигнеева «Капуста», и  др. Знакомство с происхождением и видами культурных растений, вкусовыми и лечебными свойствами, значением для организма человека, возможностями использования в пищу;

-Домашнее задание детям: узнать, какой овощ,  они с родителями хотят посадить и вырастить. Или они хотят рассказать о многолетнем растении, (например), ягоды: клубника, малина, смородина, крыжовник;

Июнь.

- Экскурсия в цветущий сад (в это время цветут ягодные, фруктовые культуры);

-Создание дидактической игры «Что необходимо растению для роста»; «В огороде и в саду»;

-Беседы о ягодных культурах Приморского края, показ иллюстраций;

 -Дидактическая игра «Назови ягоду по описанию»;

- Сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; оформление содержания сборника «В огороде и в саду»;

-Составление описательных рассказов о выбранной культуре;

-Сбор информации у родителей о том растении, которое выбрал ребенок.

Июль.

- Составление. Альбома  рецептов блюд из растений с огорода, составленный с помощью родителей.

- Беседа о фруктах с опорой на стихи Н. Григорьевой. «Что такое фрукты».

- Наблюдения за ростом и развитием растений.

- Выставка рисунков на тему (например) «Мой подсолнух».

- Наблюдение за трудом взрослых (прополка  растений от сорняков).

- Беседа: «Солнечный цветок».

- Элементы психогимнастика «Я подсолнух».

Август.

- Высказывания детей о своем растении, составление описательных рассказов.

- Разучивание стихотворения Н. Григорьевой: «Я люблю суп».

- Викторина: «Что мы знаем о картофеле?»

- Подбор фотографий на тему «Вкусно нам лето»

- Беседы о профессиях: садовник, лесник, агроном, эколог.

- Прогулка – путешествие в огород, наблюдение за состоянием объектов природы на участке

- Организация фотовыставки: «Вкусно нам летом»

Сентябрь.

- Показ спектакля «Почему помидор красный».

- Выставка детских рисунков и фотографий на тему «В огороде и в саду».

- Экскурсия в огород «Урожай собирай и на зиму запасай».

- Выставка поделок из овощей «Дары осени»

- Праздник «Урожай собирай».

Заключительный этап.

     Наш проект – продукт сотрудничества детей, воспитателя и родителей. С энтузиазмом откликнулись родители принять участие в проекте. Они делали снимки детей с разными культурными растениями, собирали информацию о них. В течение лета дети приходили в группу и каждый участник проекта рассказывал о важности, полезности того или иного растения.

    У детей повысился интерес к своему здоровью посредством организации здорового питания; интерес к природным объектам, культурным растениям.

    Сформировались познавательные умения: дети активно вступают в обсуждение проблемы, аргументируют свою точку зрения; дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.

     Воспитанники научились открывать для себя как можно больше прекрасного и удивительного.