Проект по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группе на тему: « Чудеса в природе —летом »
проект (подготовительная группа)

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  подготовительной  группе  на тему:                                           « Чудеса в природе —летом »  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦСТЬ - ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  подготовительной  группе  на тему:                                           « Чудеса в природе —летом »  

https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2017/09/12-544.jpg

        Разработали:

                                                                               Воспитатели :

Жабина Н.П.

                                                                                                                        Сомер Е.А.

г. Усть-Лабинск

2021г.

Пояснительная записка

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы – летом»  предназначен для детей подготовительной к школе группе (в возрасте 5-7 лет). Данный проект является авторской разработкой,  который построен в соответствии с педагогическими и дидактическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

1.Принцип доступности , учитываются возрастные особенности детей              ( подготовительная группа)                                                                                  

2  Принцип  непрерывного взаимодействия  воспитателя, родителей и детей.

3. Принцип  активного мотивационного интереса детей к разработки проекта.

Лето – самое теплое и прекрасное время года! Это пора, когда ребенок может проявить свою активность, когда он вместе с природой растет и развивается, а так же восхищает окружающих своим оптимизмом и безудержной радостью. Лето, дает возможность не только оздоровить детей,  , но и познать цветущий мир растений, разнообразный мир  насекомых, прекрасный мир птиц, животных , который  так и манят наблюдать за ними!  Это  не только  прекрасный  сезон для общения детей с природой, но и закрепление  правил  безопасного поведения . гуманного   и бережного  взаимодействия  с природой.  

Главной задачей проекта , является  стремление заложить  в детях  предпосылки  гармоничной личности, т.есть развивать  такие качества , как духовность, умение  творить красоту, и стремление делать добро.                 Учить детей наблюдать, экспериментировать , любить и беречь природу.                               При разработки     данного проекта опирались на  знания  и  опыт детей  и использовали  методическую литературу.

Для реализации проекта  мы использовали    разные средства, это: занятия, беседы, игры,  различные наблюдения  в природе, тематические выставки,  выставки совместного    творчества  опыты – эксперименты, экскурсии с детьми по экологической тропе на  территории детского сада!                                                                                                                                        

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

Проект - «Загадки природы – летом» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования Усть-Лабинский район

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой.

Длительность проекта

С 01 июня по 31 августа 2021 года

Разработчик проекта

Основные исполнители проекта

Воспитатель  Жабина Надежда Павловна, Сомер  Елизавета  Андреевна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования  Усть-Лабинский район

Педагоги, воспитанники подготовительной группы,  родители воспитанников, посещающих ДОУ, музыкальный руководитель, социальный педагог.

Социальная значимость проекта

На летней площадке детского сада по экологическому воспитанию у многих детей возникает множество вопросов, таких как: «Что такое погода, почему она  изменчива в разные времена года? Почему летом жарко? Как появляется дождь, гроза и град? Что происходит в неживой природе летом? Как все эти природные явления помогают и мешают человеку? Почему мы видим радугу после дождя? Чем полезна утренняя роса?

Цель проекта

Цель проекта: Дать детям представление о  всех изменениях в живой и не живой природе которые  происходят летом ; Познакомить детей с явлениями природы в летний период времени; Наблюдать за тем, какие изменения в природе происходят летом; Сделать дневник природы и систематически его заполнять и фиксировать данные о погоде; Сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты.

Основные задачи

Задачи проекта:

Обучающие:

- познакомить детей с разнообразными   изменениями  в  в не живой природе  летом;

- углублять и закреплять знания детей об основных явлениях неживой природы: ветер, солнце, вода, облака, туман, дождь, роса;

-  познакомить детей с разнообразными  изменениями в живой природе  летом;

-формировать умения оценивать природные  изменения :

Развивающие:

- развивать   познавательный интерес ко  всему  живому  и не живому в природе,  развивать желание  получать новые знания , наблюдательность, любознательность;

- развивать  понимание взаимосвязей  в природе  и  место человека   в  них;

- развивать мышление, интерес и любовь к природе, а так же чувство красивого;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться и понимать явления природы.

-воспитывать чувство сопереживания  и желание  помочь нуждающимся  объектам  природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

Ожидаемые результаты:

- Знания детей о сезонных изменениях в живой и не живой природе , летнего периода расширились;

- Дети умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между природными, погодными явлениями и изменениями в жизни животного и растительного мира;

- Навыки экспериментирования имеют творческий характер;

- Интерес детей к природе повысил познавательную активность;

- Родители проявили активность в ходе совместных с детьми наблюдений и в творческом выражении результатов наблюдения.

Основные принципы проекта

Помочь максимально  раскрыть  личностные способности  каждого ребенка

 Использовать метод сравнительного анализа, сбор и обработка информации, наблюдений ,  самостоятельного исследования.

Наличие наглядности  ( должны сами  все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию)

Нормативно правовая база проекта

Основная образовательная программа  муниципального бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения, центр  развития ребенка-  детский  № 5 муниципального  образования Усть- Лабинского района.

Федеральный закон « Об  образовании  в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Обеспечение проекта: материально-техническое

 Выставка  книг, рисунков, различных поделок  по тематике, фотографий.                                                                         Изобразительный материал для  продуктивной деятельности детей,                                                                                                  Наличие  разнообразного наглядного  материала .

Учебно-методическое

Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Детство-пресс , 2015                                                                             В союзе  с природой Л.И. Грехова  М. 1999г.

Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева.

               

 Этапы  проекта

Подготовительный  этап

  1. Составление  перспективного планирования на летний период с детьми.
  2. Подборка бесед, наблюдений  стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок  
  3. Подготовка видеоэкскурсий,  презентеций об изменениях в живой и не живой природе  в летний период.
  4. Составление  экологических цепочек                                                   « Изменение в природе»
  5. Насыщение предметно развивающей среды тематическим материалом.
  6. Изучение методической литературы.

              Основной этап

 Беседы:

-« В природе нет ничего лишнего»

-«Куда, летом я пойду, везде цветочек  я найду»

-« Каким было, каким стало!»

 « Путешествие  в мир насекомых, птиц и животных»

-«Что живет и растет у нас под ногами»

Наблюдения

- за птицами

-за насекомыми

-за растениями цветника и луга.

-за  ветром, дождем, небом, облаками, солнцем

-за деревьями и кустарниками.

- за красотой окружающей природы  и ее изменением в летний период.

                             Трудовая деятельность.

- прополка сорняков в цветнике и огороде, рыхление и полив почвы

- наведение порядка на участке

- рыхление и полив песка в песочнице

-полив и окучивание деревьев и кустарников на территории д\сада.

                Опытно-экспериментальная  деятельность:

- «Когда вода теплее ( утром, днем, вечером)

-нагрев почвы в разное время суток.

- песок в песочнице  и его свойства.

- откуда  дует  ветер.

      Заключительный этап

  1. Анализ эффективности деятельности по реализации проекта.
  2. Оценка  результатов работы всех участников проекта:
  3. Презентация  материала проекта на сайте  дошкольного учреждения.
  4. Выставка детских рисунков :                                                                 « Лето красное- пора прекрасная »
  5. Анкетирование родителей на тему: « нам нужно знать!»

           

                    Работа  с родителями.

  1. Консультации « Как знакомить  дошкольника с неживой  природой ?»
  2. Консультации :»Как знакомить дошкольника с живой природой?»
  3. Консультация на тему:» Все прекрасное рядом - умей его беречь!
  4. Рекомендации:  как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой!
  5. Рекомендации: как провести опыты с воздухом !
  6. Оформление фотовыставки: « Лето – это так прекрасно!»
  7. Памятки для родителей : Что было – что стало!», « Берегите природу!».

       

     Формы и методы работы

Методы:  словесный, наглядный,  наглядно –                               практический.

Приёмы:

                               Словесные :

- беседы,

- разучивание пословиц , поговорок, стихов по теме проекта « Чудеса  в природе – летом »

- чтение художественной литературы.

                           Практические:

 -  Рисование на темы: Бабочки на лугу», « Наша клумба», « Радуга-дуга с элементами аппликации»,                         «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

- Изготовление поделок из летнего природного материала .

-Настольно- печатные  игры и дидактические игры :                            « Бывает- не бывает», « Кому нужна вода»,                                « Кто чем питается», « Что изменилось с приходом лета?», « Что поможет расти растениям летом?»,                                 «  Откуда берется дождь», « Приметы летом»,                                   « Пищевая цепочка!».

                    Наглядный:

    - просмотр презентаций , мультфильмов, видио роликов по теме проекта.

-   рассматривание иллюстраций « Чудеса   в природе летом», книг, работ русских художников по теме проекта!,  

                   План  проектной деятельности

              « Летние изменения  в природе»

для детей подготовительной группы МБДОУ ЦРР № 5                      г. Усть- Лабинс

                                           

                                         ИЮНЬ

Образовательные.

  1. Беседа « Живое – неживое», «Что такое природа?», « Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?»,»Правила поведения в природе!»
  2. Целевая прогулка по территории детского сада. «Экологическая тропа»
  3. ООД по изодеятельности:                                                              Рисование: « Веточка рябины», «Живое – неживое»,                    «По малину в сад пойдем», « Мир насекомых»,            Аппликация: « Мое любимое животное», « Погожий июньский день», « НА поляне!»,
  4. Дидактические игры: «Подбери серединку к цветку и бабочке», «Овощи и фрукты», «Кто в лесу живет?», « Что, где растёт?», « Наш огород !», «С какого дерева листочек», «Назови дерево», «Какого цветка не стало».
  5. Пальчиковые игры: «Насекомые», «Улитка рогатая…», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко яркое в небе сияло…», «Два маленьких кузнечика» , «Выросла малинка» , «Солнышко-ведрышко

Воспитательные:

       1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»

       2.Рассматривание альбомов « Живая планета»

       3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»

       4. .Лепка « Мои  любимые животные »

      5.Беседа: «Самые маленькие» , «самые  большие», «Что растет в           июне

Развивающие :

  1. Просмотр мультфильма " Загадки планеты Земля», « Рыжий, рыжий конопатый»,» Львенок и черепаха»
      « Чудеса природы»
  2. Цикл наблюдений  : « Растущая  луна»
  3. Конструирование:  «Украшение своими руками»
  4. Рассматривание альбома : «Тайны живой планеты
  5. Коллективное  рисование « Яркое  лето  и я»
  6. Д\и «Да-нет»

Словесно – дидактические игры.

« Назови цветок по описанию», «Скажи наоборот»,                                                 «Летает- не летает»,»Бывает – не бывает», «Угадай  где растет?»,                            » День – ночь»., « Найди по описанию».

   Работа в цветнике:
1. Изготовление вертушек

2.Вынос комнатных растений на участок, полив их из брызгалок.

3. Сбор природного материала летом,

4.наведение порядка на участке.

5.Полив клумб и огорода.

 Экспериментирование:

  1. Опыты: «Что мы вдыхаем?» « Мыльные пузыри»
  2. Опыты с песком!
  3. Опыты по выявлению свойств воды!

                 ООД Чтение художественной литературы

Стихи:

Барто А.«Гроза»;

Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры».

Синявский П. «Грибная электричка»;

Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор».

Токмакова И.: «Рябина», «Берёза», «Осинка», «Ива».

Рассказы:

 Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,

М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето»,

Ушинский К. «Капустная бабочка»; Пивоварова И.:

«Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза»,

 «Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»;

Усова Н. «Ландыш», «Фиалка».

Сказки:

Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»;

«Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»;

 Селихова Л.: «Машенькина прогулка»,

«День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках».

Экологические сказки:

 «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка».

Энциклопедии:

  «Зеленая планета», «О планете Земля».

ИЮЛЬ

Образовательные.

  1. Беседа «  Правила поведения в лесу!», «Что такое  дождь, откуда он берется?», «  Что мы знаем об овощах и фруктах?»,»Правила поведения во время купания!»
  2. Целевая прогулка по территории детского сада. «Изменения  в июле»
  3. ООД по изодеятельности:                                                              Рисование: « Цветы на клумбе в июле»,                                                «Живое – неживое»,    « Летом в лесу!»,                                                        « Июльский дождик!»,          
  4.  Аппликация: « На полянке, на лугу!», « Веселый огород»,    « Моя любимая игра летом!»,
  5. Дидактические игры: « Кто летает, прыгает и плавает?»»,                         « Магазан: Фрукты и ягоды», «Когда это бывает?», « Что сначала, что потом?», « Назови растение с нужным звуком! !», «С какого кустика ягодка ?», « Где растет такой цветок!».
  6. Пальчиковые игры: « Вышел дождик погулять», « Компот», « Сидит белка на тележки», « Овощи», «Дождик», « «Сколько знаю я дождей…», « За ягодами»

Воспитательные:

       1. Встреча с интересными людьми:  учитель   биологии.

       2. Сюжетно – ролевая игра  «Что я знаю о нашей планете»

       3 . Прослушивание  музыкальных композиций « Звуки природы»,  

              « Голос воды».      

  1. Музыкальный досуг « Река не просто так течет -  она интересной   жизнью живет»
  2. Беседа: « Маленькие секреты  в большом лесу!» ,  « Урожай  в июле», «Нужно ли нам  солнце?».

Развивающие :

  1..Просмотр мультфильма : « Лето кота Леопольда»,                                                     « Поровозик из  Ромашково», « В гостях у лета».

  2.Цикл наблюдений  : «  Наблюдением за появлением  фруктов на деревьях, сравнение с июльскими»,                                                                                « Наблюдение за изменением погоды»

  3.Конструирование :  «Я умчусь далеко на своем паровозе!» ,

   4.Рассматривание  выставки: «Какие бывают  камни!».

   5.Коллективное  рисование «  Я маме подарю букет!».

   

Словесно – дидактические игры.

«  Солнце спит..», «  Как то летом на пруду!»,                                                        «Я иду в поход и беру с собой», « Что ты делаешь?»..

   Работа в цветнике:
1.  Рыхление почвы.

2. Полив и подкормка растений.

3. Прополка всех растений.

4.наведение порядка на участке.

5. Организация за созреванием и ростом растений.

 Экспериментирование:

  1. Опыты:  « Как обнаружить воздух? ». « Воздух сжимается», « Испарение».
  2. Опыты с песком! « Песчаный конус», « Рассеяный песок!».
  3. Опыты : « Из чего состоят песок и глина?».

                 ООД Чтение художественной литературы

Стихи:

И.Суриков .«Ярко солнце светит»;

Бокова  Т.: «На что похоже солнце?», «Подсолнух»,

Л.Антонова : «Лето»;  Г. Новицкая « Утро»,

Э Бицоева  « Жара», А. Майков « Летний  дождь»,

З.Александрова : «Теплый дождь», И.Мазнин  «От чего так много  света

Рассказы:

 Л.Н. Толстой : «Какая бывает роса на траве», « Перепелка и её дети», « Белка и волк»

 Г. Скребицкий  « Четыре художника », В. Берестов «Весёлое лето»,

 В, Бианки  « Синичкин  календарь»:

И,С.Соколов –Микитов « Пауки», « Лето в лесу».

Е.И. Чарушин  « Страшный  рассказ»

Сказки:

Д. Мамин –Сибиряк « Сказка о том , как жила-была последняя муха»

В. Берестов « Честное  гусеничное»,

 Словацкая народная сказка « У солнышка  в гостях».

В. Бианки « разговор птиц в конце лета».

Экологические сказки:

 « Почему у  земли платье зеленое?», « Кто землю украшает?»,

 « Могучая травинка», « Сказка о маленьком кедре»

Энциклопедии:

 « Волшебный мир растений»,  «Зеленая планета», «О планете Земля».

                             АВГУСТ

Образовательные.

  1. Беседа «  Что такое гроза?!», «Что такое  дождь, откуда он берется?», «   Что мы знаем про насекомых? ?»,»Правила поведения при сборе фруктов и овощей!»
  2. Целевая прогулка по территории детского сада. « Скоро осень, что изменилось?»
  3. ООД по изодеятельности:                                                              Рисование: «  Сбор первого урожая! », « Как прекрасен этот мир!»,    « Август – последний летний месяц !»,                                           « Ваза цветов!»,                                                                                   Аппликация: «  тучи в августе! !», « Веселая полянка »,  « Что я увидел?!»,
  4. Дидактические игры: « Четвертый лишний?»», «Ходит капелька по кругу!», «Чудесный мешочек», « Живое – не живое», «С какой грядки?», «Отгадай с закрытыми глазами», «Солнечная система», « Мир природы».
  5. Пальчиковые игры: «Грибы», « Цветок», «Пчела», «Стайка», «Звери шли на водопой», «Ёж», «Солнышко яркое в небе сияло…»,

Воспитательные:

       1. Просмотр презентации «Тайны живой планеты»

       2.Рассматривание альбомов « Живая планета»

       3 .Проблемные ситуации «Если бы…. ?»,»День ночь!»

       4. .Лепка « Мои  любимые животные »

      5.Беседа: «Самые маленькие» , «самые  большие», «Что растет в           июне

Развивающие :

  1. Просмотр мультфильма :  « Дед Мороз и лето», ак Львенок и черепаха пели песни»,  « Комаров».»
  2. Цикл наблюдений  : « Наблюдение за растениями и птицами»,   «Наблюдение за сверканием молнии во время  грозы».
  3. Конструирование:  «Прикачусь кА с ветерком!».
  4. Рассматривание альбома : « Все прекрасное всегда рядом!».
  5. Коллективное  рисование «  Полетим на воздушном шаре»

Словесно – дидактические игры.

«  Это правда или нет», « Нарисуй картину словами!»,                                                 «  Придумай  сказку !», « На что похоже?»                    

   Работа в цветнике:
1. Прополка, рыхление  почвы.

2.Полив  и подкормка растений.

3.  Приготовление подкормки для растений.

4. Сбор созревших овощей и фруктов.

5. Уборка мусора.

 Экспериментирование:

  1. Опыты: «Проходит ли вода через  песок и глину?»,                      « Песок может двигаться!.»
  2. Опыты : « Есть ли у растений органы дыхания».
  3. Опыты : « Нужен ли корещкам воздух», « Что выделяет растение?»

                 ООД Чтение художественной литературы

Стихи:

«Собираем в августе урожай плодов»,» Хороший день»,

Г.Галина « В мире великом, много чудес!»,

« Я рисую лето, а какого цвета?», « Про лето и море»,
« Я вам Лета , каплю подарю».

Рассказы:

« Почему цветы душистые и красивые», «Крапивница и лимонница»,

« Где её  дом?»,

А.Дитрих « А  животные умеют разговаривать?»

В.Песков « Лечебница под сосной»

Сказки:

 «Сказка о дочери грома и тучки»,

« Путешествие облачка»; « Кому охота?»;

 А Дитрих « Шел я шел и сказку нашел! »,

« Береза », « Как небо собиралось в гости  к Зиме!».

Экологические сказки

«История одной капельки»,«Сила дождя и Дружбы»,

 « История маленького лягушонка», « Зайчик и медвежонок».

Энциклопедии:

 « Волшебный мир животных» «Зеленая планета», «О планете Земля».

                 Результативность  проекта:

- у  детей повысился уровень познавательного развития , повысить  активность в организации летних работ в детском саду.

- Обновлена  предметно-развивающая среда в летней игровой зоне.

-У детей сформировался интерес  к миру природы , выработалась способность  наблюдать, описывать:

-дети научились делать выводы , устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов:

-совместная деятельность педагогов, родителей и детей ещё более сплотила  наш детско-взрослый коллектив.

- родители стали более активнее принимать участие в жизни ДОУ.

- сформированы элементарные знания  и культура поведения в природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Академия чудес» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.Задачи:Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабора...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет «Следопыты страны чудес».

Педагогический  проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет  «Следопыты страны чудес».     Воспитатель: Биннатова Г.А....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».

ПОЧЕМУ ДЛЯ ВСЕХ РЕБЯТЛЕТА НЕ ХВАТАЕТ?- ЛЕТО, СЛОВНО ШОКОЛАД,ОЧЕНЬ БЫСТРО ТАЕТ!В. ОРЛОВУчастники проекта: воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.Цель проекта:...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в летний период «Лето – это радуга цвета».

Лето – самое благоприятное время для укрепления и развития детей. Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бо...