Методическая разработка НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе ДОУ "Мир театра".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия  по формированию у старших дошкольников представлений о театре, видах театра, его роли в жизни человека и театральных профессиях, а также виртуальное знакомство с Государственным Академическим Большим театром России и приобщение детей к культурным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Мир театра"17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

 «Мир театра»

Тема: «Мир театра».

Проблема: дети не имеют достаточного представления о театральном искусстве.

Игровая мотивация: превратимся в артистов и научимся актёрскому мастерству.

 Цель: формирование у детей устойчивых знаний о театральном искусстве.  

Задачи:

1. Познакомить детей со значением слов «театр», «афиша», «антракт»; расширить знания об основных видах театра,  о театральных профессиях.

2. Развивать творческие способности и творческую самостоятельность детей; развивать интерес к различным видам творческой деятельности.

3. Развивать  импровизационные умения: жестикулирование, мимику, выразительность речи.                                                                                                                             4. Развивать и пополнять активный словарь детей, совершенствовать познавательные процессы.                                                                                                                  5. Повысить общую культуру детей, приобщить их к духовным ценностям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Театр», USB — проигрыватель, флэш — карта с музыкальным сопровождением занятия, бутафорская тумба для театральных афиш, макет театральной кассы , копии билетов в Большой театр (по количеству детей), афиши, коробка среднего размера, маски (по количеству детей), волшебная палочка, пособие «Капитошки в лукошке».

Предварительная работа:

1. В детском саду с воспитателем: беседа на тему: «Что такое театр», «Виды театра»; просмотр презентации «Театральные профессии»; игра-драматизация по сказке «Три медведя» ; обсуждение спектакля «Скоморошина про Емелю», игровые упражнения на развитие жестикуляции и мимики;  выразительное чтение стихов и отрывков из русских народных сказок «Теремок», «Колобок» и др.

2. Дома с родителями: совместное рисование на тему «Мой любимый герой», изготовление смайликов с различными эмоциями, проговаривание пословиц и скороговорок, обыгрывание различных персонажей с использованием перчаточного театра.

Ожидаемые результаты:

1. У детей сформируется чёткое представление о театре и театральном искусстве.

2. Дети познакомятся с одним из крупнейших театров России — Государственным Академическим Большим театром.

3. Дети научатся разговаривать на языке жестов и мимики, их речь станет более выразительной.

4. У детей расширится кругозор, повысится общий культурный уровень и уровень их творческих способностей.

*Примечание: ответы детей — предполагаемые.

Ход НОД :

Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на стульчиках.

Педагог:

- Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Мы с вами побываем в удивительной стране, название которой вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверное. Что это за страна?
(Театр). Правильно!

- А как ещё вы понимаете это слово, что такое, по-вашему, театр? (Здание, где показывают спектакли, спектакль).                                                                                                                 - Ребята, а для чего нам нужен театр? (Во все времена люди приходили в театр отдохнуть и получить удовольствие. Туда приходят с семьей, с друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше, делает их жизнь интереснее).

- Давайте назовём основные виды театра,  которые вы знаете. (Драматический, оперы и балета, кукольный, цирк, эстрадный, театр теней, уличный театр).

Педагог:

- Ребята, мы с вами живём в небольшом городке, поэтому у нас нет театров. Но я приглашаю вас совершить виртуальный поход в один из самых крупнейших и известных театров нашей страны - Государственный Академический Большой театр России. (Показ презентации) Это театр оперы и балета, он находится в городе Москва. Здание Большого театра узнаваемо благодаря тому, что у входа возвышается восемь колонн, а на крыше театра находится знаменитая скульптура под названием «колесница Аполлона». Аполлон — это Бог света и покровитель искусств.  Но прежде, чем отправиться в театр, подскажите мне, что нужно сделать? (Изучить афиши, купить билеты).

- Правильно. Мы выбираем понравившийся нам спектакль и отправляемся в театральную кассу за билетами. (Разыгрывается приобретение бутафорских билетов).

Педагог:

- Итак, билеты у нас в кармане и мы подходим к зданию Большого театра.  Вначале мы попадаем в вестибюль. Так как, театр является одним из самых культурных заведений, то здесь не принято ходить в верхней одежде и головном уборе. Поэтому, из вестибюля мы идём к гардеробу. В гардеробе мы оставляем свою одежду, получаем номерок и проходим в просторное фойе. Здесь мы можем подождать начала спектакля, встретиться со своими друзьями и просто полюбоваться на красивый интерьер театра.

- Перед спектаклем в театре принято давать три звонка, для того, чтобы каждый зритель мог вовремя занять своё место. После первого звонка мы подходим к контролёру-билетёру, который встречает нас перед входом в зрительный зал, и предъявляем свой билет. (Разыгрывается предъявление билетов).

- И вот, наконец, мы с вами попадаем в зрительный зал и занимаем свои места. Перед нами сцена с закрытым занавесом, на которой  после третьего звонка начнётся спектакль. Нам осталось только дождаться начала спектакля и получать удовольствие от его просмотра. А сейчас я предлагаю вам заглянуть за кулисы. Скажите, ребята, люди каких профессий участвуют в создании спектакля? (Режиссёр, костюмер, гримёр, художник — декоратор, балетмейстер, хормейстер, музыкант, звукорежиссёр, рабочий сцены и актёр).

Дети: 

1.В театре нужен режиссер,

Художник, бутафор, гримёр.

Покажет вам, что где лежит,

Ответственный за реквизит.

2. Поставит танцы балетмейстер,

Займётся голосом хормейстер.

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижёр, что музыканты.

3. Костюм подгонят по размеру

С любовью наши костюмеры.

Здесь слесари и столяры,

Сантехники и маляры.

4.Уборщицы и билетёры,

И коменданты и вахтёры,

Кассир, бухгалтер и водитель.

Ну а ещё, конечно, зритель.

5. Во всех театрах всей страны

Работы разные важны

Но всё же, как тут ни крутись,

А главный человек – артист.

Педагог:

- Ребята, а вы хотите ненадолго превратиться в актёров? Я могу вам в этом помочь. У нас есть волшебная коробка, в которой лежат волшебные маски. Надевайте их, а я  взмахну волшебной палочкой и скажу: «Вокруг себя ты повернись — и в актёра превратись!»

- Итак, вы превратились в актёров. Но чтобы стать хорошим актёром, надо пройти школу актёрского мастерства и подняться  по волшебной лестнице. У этой лестницы три ступеньки и чтобы пройти каждую из них надо чему-то научиться. На первой ступеньке мы видим руку. Как вы думаете, что она обозначает? (Жесты). Что такое жесты? (Выразительные движения  рук). Сейчас мы с вами научимся разговаривать на языке жестов.

Задание: показать «здравствуйте», «тихо, не шумите», «не знаю», «так делать нельзя», «иди сюда», «я тебе позвоню», «я к тебе приду», «я стесняюсь», «как дела — так себе», «как дела - отлично».

- А теперь поиграем в игру жестов «Чей домик».

Физкультминутка.

«Это норка для лисицы» — показывают руками большой круг.
«Это гнездышко для птицы» —
складывают руки вместе в виде чашечки.
«Это белкино дупло, там зимой всегда тепло» —
показывают руками маленький круг.                                                         «Это домик для скворца, без ступенек и крыльца» — ладони вместе, локти вниз.
«Здесь живет пчелиный рой» —
сцепляют пальцы в замок.
«Домик зайца под горой» -
поднимают сцепленные руки выше головы.                                                         «Ты уже такой большой, домик сам себе построй» - дети изображают свои домики.

- Молодцы! И мы с вами поднялись на первую ступеньку волшебной лестницы.

- Что мы видим на второй ступеньке? (Маску). Что она обозначает? (Мимику). Что такое мимика? (Выражение лица). Правильно, ведь при помощи движения мимических мышц наше лицо может выражать различные эмоции. Назовите их. Теперь мы с вами будем учиться разговаривать при помощи мимики. А помогут нам в этом Капитошки в лукошке. Каждый из вас возьмёт по одному Капитошке, и попробует показать нам такую же эмоцию на своём лице и рассказать о ней. (Радость, веселье, грусть, огорчение, злость, смущение, недовольство, удивление, хитрость, равнодушие и др.)

Педагог:

- Ребята, если соединить язык жестов и мимики, и добавить к ним музыкальное сопровождение, то получится пантомима. Пантомима - это разновидность театрального искусства. Сейчас мы с вами попробуем сделать это и разыграть небольшие пантомимы. Первый этюд будет называться «Весеннее дерево». (Словесное описание задания и его выполнение одним ребёнком).

- Второй этюд называется «Снеговик». (Описание, выполнение).

- Мы поднялись на вторую ступеньку нашей волшебной лестницы. Что же ждёт нас на третьей ступеньке? (Рот/губы). Что это обозначает? (Выразительную речь).

- Для придания речи выразительности надо уметь правильно пользоваться своим голосом. Для этого можно использовать разные интонации, высоту и силу голоса, темп речи и паузы.

- Задание 1. Давайте вместе со мной выразительно прочитаем стихотворение «Зима».                                          Тихо, словно бы во сне, закружился в тишине (вполголоса)
Первый снег и зашептал: «Как давно я не летал!»
(шепотом)                                                         А потом пришла метель, закружила карусель (с нарастанием голоса)                              Навалила снег она ...(пауза) - Здравствуй, зимушка-зима! (умеренно)

- Задание 2. Игра «Озвучь персонажа». (Озвучивание предложения « Я пришла к вам в гости» голосом лисички, медведя, злого разбойника, робота,  мышонка, старушки).

- Молодцы! Итак, мы поднимаемся на третью ступеньку  волшебной лестницы и получаем заслуженные аплодисменты. А это значит, что вы прошли школу актёрского мастерства и сможете стать хорошими актёрами. А теперь пришло время вновь превратиться в ребят. Надевайте волшебные маски, я возьму волшебную палочку и произнесу волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись и в ребят превратись!» (Дети складывают маски в коробку).

Педагог:

- А наше занятие подошло к концу и я хочу вас спросить о чём мы сегодня говорили и где побывали? (О театре, видах театра, театральных профессиях, актёрском мастерстве, побывали на виртуальной экскурсии в Большом театре).

- Молодцы! На этом наше занятие закончено.

Дети под музыку выходят из зала.

 

Список используемой литературы:

1.Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2005.  

3. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, ИПКПРО, 2010.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 2008.

5. Выготский Л.С. Психология искусства - под ред. М.С. Ярошевского. - М.: Педагогика, 2007.

6.Гурович  Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 2013.

7. Жуковская  Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 2005.

8. Казакова  Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 9. Караманенко  Т.Н., Караманенко  Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005.

10. Клюева  Н.В., Касаткина  Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2011.

11. Кофман  Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2013.

12. Макаренко  Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1.

13. Интернет - источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»

Данная образовательная деятельность направлена на продолжение ознакомления дошкольников с "Красной книгой", формирование понимания неразрывности свяизи человека и природы,закрепление навыков рисования...

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»

Методическая разработка ОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Дорожная азбука»...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Школа светофорных наук»

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Школа светофорных наук»...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"

Конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе детей раннего возраста "Машины"...