Программа "Маленький гражданин наукограда"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Чигирёнкова Лариса Юрьевна

Рабочая программа кружка дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_grazhdanin_naukograda.docx51.33 КБ

Предварительный просмотр:

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка.

        В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

        Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

      Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.

      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных   и патриотических чувств. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал академик Л.С. Лихачев.

Занятия проводятся с сентября по май 1 раз в неделю по 25 - 30 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.

           Рабочая программа кружка дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.    

Направленность программы: социально-педагогическое

Уровень освоения программы: стартовый.

Новизна программы

  «Маленький гражданин Мичуринска-Наукограда» для воспитанников эта своеобразная образовательная зона:

  • Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой. Развитие речи - словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклёром, с народной сказкой.
  • Математика – счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.  
  • Музыка – знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально- ритмические упражнения.  
  • Искусство – знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.  
  •  Познание окружающего мира – знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.  
  •  Здоровье – дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.  
  •  Физическое развитие – расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.  

Актуальность программы

        В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

        Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.

      Встает вопрос: когда надо начинать эту работу? Народная педагогика гласит: воспитывай ребенка, пока он поперек лавки лежит. После 5 лет воспитывать сложнее, к 7 годам уже складывается «психологический портрет» личности. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.

      Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, - все это мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных   и патриотических чувств. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал академик Л.С. Лихачев.

       Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе, чувств гордости за достижения родного края.

      Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, продумала знакомство детей с историческим и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут. В группе оборудовали уголок «Мой город», в котором представлен макет крепости, материал по истории развития города, имеется разнообразный материал по ознакомлению с родным городом.

Педагогическая целесообразность

    Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о городе и стране.

   Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этой темы дети группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей об именах и отчествах близких, о семейных историях, традициях.

   Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

   Родная природа. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о природе родного края, реках, растениях, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

   Родная  страна. На занятиях этой темы дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном.

Отличительные особенности

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материал по тематическим блокам, родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Адресат программы

Программа адресована детям от 4 до 7 лет

Условия набора детей

Для обучения принимаются все дети группы.

Количество детей

В группе  – 13 детей.

Объем и срок освоения программы

Система работы включает в себя: 36 конспектов занятий  (1 год обучения)

Формы и режим занятий

Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия (игры-занятия, игра-путешествие, экскурсии, целевые прогулки, мини-походы)

Занятия проводятся один раз в неделю, по вторникам во второй половине дня с 16.05 до 16.25

        Программа рассчитана на 1 года обучения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Год обучения

Продолжительность занятия, мин.

Количество занятий

1 год обучения

20 - 25

1 в неделю

36 в год

Итого:

36 занятий

  1. Цель и задачи программы.

 Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан нашего города и России.

        Для  достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • Формирование чувств привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким, своему городу;
  • Формирование чувств любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому нашего города;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения символики нашего города.

  1. Планируемые результаты

 У детей будут сформированы:

- проявление чувства гордости за свою малую Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием Мичуринска;

- осознание  личностной  ответственности  за  свои  поступки,  в  том  числе  по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры России и Мичуринска;

- способность  к  сотрудничеству  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных

Социальных ситуациях,  доброжелательное  отношение  к  окружающим,

бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной  деятельности;

- мотивация  к  творческому  труду,  работе  на  результат,  бережное  отношение  к материальным    и    духовным    ценностям    малой    Родины.

 Формы подведения итогов: 

- Беседы,   викторины; 

- Исследовательская деятельность; 

- Коллективные творческие дела; 

- Экскурсии.

  1.   Оценочные материалы


Уровень ЗУН по тематическому блоку    «Родная семья».

Фамилия, имя

ребенка

Знание домаш-

него адреса.

Умение называть членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.

Понимание возрастных различий: кто в семье старше всех, кто младше

Умение рассказывать о семейных традициях.

Умение составлять короткий рассказ о семье.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

1.

Трейман Артем

 

 

2.

Трусов Егор

 

 

3.

Авдеева Наташа

 

 

4.

Баранов Дима

 

 

 

5.

Огородинчук М.

 

 

 

6.

Михина Маша

 

 

 

7.

Ратчина Катя

 

 

 

 

8.

Веселкин Алеша

 

 

 

 

9.

Невзорова Инна

 

 

 

 

 

10

Истомин Ваня

 

 

 

 

11

Черкасов Саша

 

 

 

 

 

12

Грезнева Полина

 

 

 

 

13

Козлов Даниил

Уровень ЗУН по тематическому блоку     «Родной город»

Фамилия, имя

ребенка

Название родного города.

Название области

Умение узнавать достопримечательности города по фотографиям

Умение называть профессии родителей

Умение называть разные виды городского транспорта

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

1.

Трейман Артем

 

2.

Трусов Егор

3.

Авдеева Наташа

4.

Баранов Дима

5.

Огородинчук М.

6.

Михина Маша

7.

Ратчина Катя

8.

Веселкин Алеша

9.

Невзорова Инна

10

Истомин Ваня

11

Черкасов Саша

12

Грезнева Полина

13

Козлов Даниил

Уровень ЗУН по тематическому блоку  «Родная страна»

Фамилия, имя

ребенка

Название названия нашей страны.

Умение узнавать государственный флаг РФ

Умение узнавать символы нашего города: флаг, герб

Наличие уважительного отношения к государственным символам

Знание правил поведения во время звучания государст. гимна

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

1.

Трейман Артем

2.

Трусов Егор

3.

Авдеева Наташа

4.

Баранов Дима

5.

Огородинчук М.

6.

Михина Маша

7.

Ратчина Катя

8.

Веселкин Алеша

9.

Невзорова Инна

10

Истомин Ваня

11

Черкасов Саша

12

Грезнева Полина

13

Козлов Даниил

Уровень ЗУН по тематическому блоку  «Родная культура»

Фамилия, имя

ребенка

 Знание русских народных сказок

Знание предметов декоративно-прикладного искусства

Знание народных праздников и их назначение  

Дымковские игрушки

Русские матрешки

Рождество

Масленица

Пасха

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

Трейман Артем

2.

Трусов Егор

3.

Авдеева Наташа

4.

Баранов Дима

5.

Огородинчук М.

6.

Михина Маша

7.

Ратчина Катя

8.

Веселкин Алеша

9.

Невзорова Инна

10

Истомин Ваня

11

Черкасов Саша

12

Грезнева Полина

13

Козлов Даниил


  1.  Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
  1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время  прове-дения

  Тема занятия

Цели  

1.

Сентябрь

4

16.05 –

16.35

Начальное обследование

Обследование детей на определение знаний детей по данной теме

2.

11

16.05 –

16.35

Что такое детский сад

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.

3.

18

16.05 –

16.35

Экскурсия в медицинский кабинет и прачечную

Познакомить детей с работой медицинской сестры и мастера по стирке белья, воспитывать уважение к труду взрослых, работающих в саду.

4.

25

16.05 –

16.35

День воспитателя

Уточнить знания о работе сотрудников детского сада, дать понятие, что все взрослые заботятся, чтобы детям было весело и интересно.

5.

Октябрь

2

16.05 –

16.35

Осенние приметы  (Целевая прогулка)

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы.

6.

9

16.05 –

16.35

Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления».

7.

16

16.05 –

16.35

Я и моя семья

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закрепить умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о  своей семье.

8.

23

16.05 –

16.35

Осень на участке детского сада   (Целевая прогулка)

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на ее красоте и разнообразии, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

9.

30

16.05 –

16.35

Осень в лесу

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на ее красоте и богатстве русского леса, его обитателях, передавать в высказываниях свое отношение к животным.

10.

Ноябрь

7

16.05 –

16.35

Как животные готовятся к зиме

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить названия жилищ животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.

11.

13

16.05 –

16.35

Зимующие птицы нашего края

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона.

12.

20

16.05 –

16.35

Зима на участке детского сада

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

13.

27

16.05 –

16.35

Приметы зимы, зима  в родном городе

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, родному городу, закрепить названия родного города, реки, приметы зимы.

14.

Декабрь

4

16.05 –

16.35

Зимние забавы

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр, закрепить названия родного города и реки.

15.

11

16.05 –

16.35

Зима в лесу

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать эстетические чувства.

16.

18

16.05 –

16.35

Промежуточное обследование

 Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода. Беседы, игры с детьми

17.

25

16.05 –

16.35

Мини-поход на школьный стадион

Сформировать представление о пользе занятий физической культурой и спортом, закрепить знания о видах спорта.

18.

Январь

9

16.05 –

16.35

Моя Родина – Россия

Формировать у детей представление о России как родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом.

19.

15

16.05 –

16.35

Государственные символы России. Флаг

Закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственному символу России – флагу.

20.

22

16.05 –

16.35

Государственные символы России. Герб

Закрепить и обобщить знания детей о о государственном символе – гербе, формировать уважительное отношение к гербу.

21.

29

16.05 –

16.35

Православные храмы

Познакомить детей с православными храмами, с архитектурными особенностями.

22.

Февраль

5

16.05 –

16.35

Русская матрешка

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

23.

12

16.05 –

16.35

Дымковские игрушки

 Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками.

24.

19

16.05 –

16.35

День защитника Отечества (занятие-развлечение)

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

25.

26

16.05 –

16.35

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с трудом библиотекаря: он выдает книги и журналы по просьбе посетителей, работа очень ответственная, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать книги.

26.

Март

5

16.05 –

16.35

Прошлое нашего города

Познакомить с историческим прошлым нашего города, воспитывать чувство уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

27.

12

16.05 –

16.35

Труд взрослых в родном городе

Закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».

28.

19

16.05 –

16.35

Экскурсия по улице

Воспитывать любовь к родным местам, закрепить название города, улиц, на которых расположены дом, детский сад.

29.

26

16.05 –

16.35

Достопримечательности родного города

Познакомить с достопримечательностями Мичуринска, с архитектурными особенностями зданий, воспитывать любовь к родному городу.

30.

Апрель

2

16.05 –

16.35

Игра – путешествие «Мой город

Закрепить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, развивать интерес к родной природе.

31.

9

16.05 –

16.35

Наши земляки

Познакомить с гордостью нашего города – поэтами, художниками; воспитывать чувство уважения к талантливым мичуринцам.

32.

16

16.05 –

16.35

Родной город

Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю.

33.

23

16.05 –

16.35

Весна на участке детского сада (целевая прогулка)

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закреплять признаки весны, закреплять умение наблюдать явления природы  и устанавливать простейшие связи между ними.

34.

Май

7

16.05 –

16.35

Транспорт родного города

Закрепить название родного города, названия видов транспорта, правил дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему городу, понимание слова «Родина».

35.

14

16.05 –

16.35

Здравствуй, лето!

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, их приметах, воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства

36.

21

16.05 –

16.35

Итоговая диагностика

Обследование детей на определение  итоговых знаний по программе.


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в групповой комнате или проводятся целевые экскурсии и прогулки. Оборудование необходимое для занятий: столы и стулья для воспитанников и воспитателя; магнитная доска, дидактические пособия и учебные материалы. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному город, страна.

Методическое обеспечение.

        Разработки игр-занятий. 

2.4. Методические материалы

Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работ:

  1. Игры-занятия.
  2. Целевые прогулки.
  3. Целевые экскурсии.
  4. Игры-путешествия.
  5. Просмотр слайдовых презентаций.

2.5. Список литературы

  1. «Моя Родина - Россия. Дидактический материал в сюжетных картинках + методические рекомендации». Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  2. Степанов В.А.

 «Мой Родина – Россия» М.: Фламинго, 2007. — 48 с. — (Учебник для малышей). — ISBN: 5-7833-0626-6.

  1. Дерягина Л.Б.

 «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте», Издательство: Литература, 2007 г.

  1. Белая Ю.К.Жемчугова А.Е.Злобина М.А. «Моя Родина Россия», Издательство: Школьная Пресса, серия «Познание окружающего мира»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская презентация "По морям, по волнам..." в рамках проекта "Детский сад - наукоград"

Презентация отражает поэтапное осществление проектапо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с водными видами транспорта....

НОД "Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России"

Программное содержание: уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство», воспитывать гражданско – патриотические чувства.Оборудование и материалы: геог...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

"Детский сад-Наукоград".

Тема: "Безопасный город". Знакомство детей второй младшей группы с ПДД....

Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...