конспект образовательной деятельности Воздух -невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Изместьева Ксения Сергеевна

экспериментирование в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл средняя группа20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Могойтуйский детский сад «Колокольчик»

Конспект образовательной деятельности:

  Невидимка- воздух.

Средняя группа

Воспитатель: Изместьева К.С.

Центр «Здравствуй мир»

Тема: « Невидимка- воздух»            

Цель:   Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачность, находится везде, не имеет запаха.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами: невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие: 

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

 Деятельностная компетентность: ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе,

Социальная компетентность: ребёнок принимает социальный роль и действует в соответствии с ней.

Коммуникативная компетентность: выражает словами свои мысли, чувства, результаты.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, опытно-экспериментальные.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки – по количеству детей,

- стаканчики с водой, коктельные трубочки,

- игрушка мишка Умка,

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами,

- сосуд море для корабликов,

- салфетки бумажные,

- веера по количеству детей,

- апельсин, чеснок, лимон,

- воздушные шары.


Время, мин.

Элементы методической структуры ОД

Наглядный дидактический материал

Содержание этапов деятельности (действия педагога, действия воспитанников)

Реализуемая детьми компетенция права

1-2мин

Организационный момент:

В: - Я рада вас видеть в нашем центре

«Здравствуй мир»

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но  не видим он для нас.

Что это?

Д: Воздух.

1-2 мин

Модель трёх вопросов

Таблички:

- что мы знаем?

- что мы хотим узнать?

- как мы можем это узнать?

- что мы с вами знаем о воздухе? ( что воздух не имеет цвета, необходим всему живому

- что вы хотите узнать о воздухе (имеет ли воздух запах, он невидим, как его поймать)

-как мы сможем это узнать (спросить у родителей, посмотреть телевизор, энциклопедию, провести опыты).

Право и возможность участвовать в выбор темы дня.

Право свободно формулировать и предлагать тему, участвовать в совместном планировании

определяющим деятельность для всей группы.

Право и возможность проявлять изобразительность в интересах.

1-2 мин

Сюрпризный момент

Умка: Здравствуйте, ребята. А что это вы собираетесь тут делать?

В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Умка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух. А вы, ребята?

В: Скажите, ребята, Умка, вы видите воздух вокруг нас?

Д: Нет, не видим.

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый

Умка: Вот- вот. Невидимый. Значит его и нет вовсе.

В: Погоди, погоди, Умка. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Умка: Ой, всё- то знаете. А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух есть.

В: Ребята, давайте докажем Умке, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Я предлагаю вам поиграть в игру “Прятки”. Представим, что воздух где–то здесь рядом. Тогда начнём считаться.

Раз, два, три, четыре, пять

Воздух, мы тебя идём искать

Воздух, воздух отзовись и ребятам покажись.

В: Как вы думаете, чем можно поймать воздух?

17-20 мин

Работа в лаборатории

Полиэтиленовые мешочки, сачок, ведёрко, стакан

Стаканы с водой, трубочки

Салфетка.

Кораблики с парусами.

Веера.

Апельсин, чеснок

На выбор детей на столе лежат: пакеты, сачок, ведёрко и т.д. Дети пробуют поймать воздух. Получилось или нет? Почему?

Опыт 1. Полиэтиленовый пакет.                  

 В: А теперь давайте все попробуем поймать воздух. Пакет можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Д: В нём нет воздуха.

В: Смотри, Умка. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Умка: А мне этот мешочек что- то напомнил. Летом я видел, как люди используют такой “запертый” воздух. На речке. Это, кажется, был надувной матрас. А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг.

В: Конечно, Умка. Ведь воздух легче воды. И если внутри матраса воздух, то он , конечно же, плавает.

Умка: Значит, если внутри чего- то воздух, то это будет плавать. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

В: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим.

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. 

В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Д: Выходят пузырьки.

В: Вот видите. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

В: Умка, как ты думаешь, что находится внутри пузырей?

Умка: Конечно, же, вода.

В: Ребята, прав ли Умка? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это водяная плёнка наполняется воздухом.

Умка: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

В: Конечно. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Умке, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Д: нет.

Опыт 3. С салфеткой.

В: А с салфеткой видно?

Д: Да.

В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра “Кораблики”

В: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Умка: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Д: В лицо дует ветерок.

В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Умка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу. У нас в деревне была такая. Там, на мельнице муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет.

В: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Умка: Ой-ёй-ёй. Как чесноком запахло. Не хочу этот запах. Лучше я нос закрою и не буду дышать.

В: Что ты, Умка. Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут.

Умка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Дадим понюхать более приятные запахи.

 

Право принять самостоятельно распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность.

 Право принять или не принять помощь взрослого.

Право самостоятельно оценить достигнутый результат.

2-3 мин

Итог ( рефлексия )

Умка: Вот спасибо. Как много я сегодня узнал о воздухе.

- что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим

- чтоб воздух увидеть, его надо поймать

- он даже внутри людей

- без воздуха ничто живое не может жить

- что воздух не пахнет и может передавать запахи

- а ещё я узнал, что такое ветер

Умка: Я тут надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята. До свидания.

В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

Право определения применения полученного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности "Воздух-невидимка"

познакомить детей со свойствами воздуха, его назначением......

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздух-невидимка» для воспитанников старшей группы

Задачи:- дать представления о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый;- развивать речевое дыхание;- развивать мелкую моторику, сообразительность, мышление;- развивать умение ориентироваться в простра...

Конспект образовательной деятельности" Воздух - волшебник"

Конспект образовательной деятельности "Воздух - волшебник". Эксперементальная деятельность детей старшего возраста....

Образовательная деятельность "Воздух-невидимка"

С помощью Мышонка Знай, дети узнают, как можно обнаружить воздух, даже если он невидим......

Конспект образовательной деятельности: «Воздух – невидимка».

Средствами поисково-исследовательской деятельности выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста....

Образовательная деятельность «Воздух-невидимка»

Расширение представлений детей о свойствах и значении воздуха через опытническую  деятельность.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30407732","attributes":{"alt":"","class":"media-i...