План-конспект занятия "Человек-природе друг."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Козлова Светлана Саматовна

Закрепление знаний детей о бережном отношении к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya_v_dou.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия в ДОУ. «Человек природе друг»

Тип  занятия в ДОУ. Совместная деятельность воспитателя и детей 5-6 лет

Технология занятия в ДОУ. Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, экспериментальная деятельность, физминутки

Цель занятия в ДОУ. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе

Задачи.

 Образовательные:

1. расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу).

Развивающие:

2. развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться.

3. развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

Воспитательные:

5. воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

 1.У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
2. Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
3.У детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
4. Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
5. Повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
6. Создано единое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Основные термины, понятия. Загрязнения, фильтры, опыт, правила поведения, запрещающие знаки, экологические проблемы.

Оборудование Плакат с рисунком для создания коллективной работы, рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, стаканчики, вода, краска, пипетка на каждого ребенка, материалы для аппликации-рисования схемы опыта на каждого ребенка

План занятия в ДОУ 

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

1.Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания)

2.Создание мотивации, интереса к занятию

 

2-3 мин

Основная часть занятия

1.Совместная и самостоятельная умственная и практическая деятельность.

2. Создание условий педагогом для достижения цели дошкольником.

25- 28  мин

Окончание занятия

Подведение итогов, оценка результатов образовательной деятельности.

3-4 мин

Ход занятия в ДОУ 

Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!»

Письмо от Незнайки из цветочного городка.

 «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.»  2-3 минуты

Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)

Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) 

Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»  2 минуты

Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)

Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)

Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)

-Ну вот, мы и прилетели.

Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.

-Ребята что-то на этой картинке не так, Разве так выглядит цветочный городок?

(Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет)

Верно.

Вопросы к детям: 3 минут

 - Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло? (Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду).

-А что стало с речкой? (Она загрязнилась, от сточных вод с завода)

- А может ли рыба жить в такой реке? (Нет, вода слишком грязная)

- А куда исчез лес и пропали лесные звери? (Лес вырубили, А зверям негде стало жить)

- А как бы вы поступили на месте этих жителей? (Не вырубали лес, не загрязняли воду)

- А что будет с этим жителями? (Если они не исправят ситуацию, то будут болеть)

Ребята давайте поможем исправить ситуацию!

Дети подходят по очереди к плакату.

 Дидактическая игра «Исправь ситуации». 6 минут

Ребята скажите, а чем и как мы дышим? (воздухом, носом, иногда ртом)

- А может мы вообще не дышать? (нет нельзя, без этого человек не может жить)

-Можем мы дышать грязным воздухом? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)

- Что мешает воздуху быть чистым? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)

- А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик? (Ему будет тяжело без них)

Что нужно сделать что бы природа не страдала? (Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес)

1. Ставим фильтры.

- Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород).

- Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.

Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.) , но сначала нужно убрать весь мусор.

2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы).

Молодцы ребята.

3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники, цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию).

Пальчиковая гимнастика. 3 минуты

Мы тихонько в лес зайдем.

пальцы шагают по столу (коленям)

Что же мы увидим в нем?

одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют.

одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)

Тики-ти, тики-ти,

два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками

Животных мы хотим найти.

одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

дети по очереди называют диких животных

4. Прикрепляем картинки с животными 

5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка:

- Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают. 4 минуты

Ответы детей на полученные карточки

- Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

- Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

- Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы

- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

- Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них

- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо

Дидактическая игра «Экологические знаки»

(Дети выбирают соответствующие знаки: не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ядовитые грибы ногами, не жги костры, не мусори в лесу).

Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.

(Двое детей рассказывают стихотворение о природе) 2 минуты

Н. Рыжова

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Ребята, понравилось вам наше путешествие?

-Да!

Физминутка «Человек природе- друг» 2 минуты

1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить . (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно

А теперь , ребята, давайте вернемся к своим рабочим местам. Проведем с вами опыт по формированию дождевых капель. 7 минут

«Дождь из облака».

Нам понадобится:

Пена для бритья, краситель пищевой синий, ёмкость с водой, пипетка.

Выполнение:

В воду добавить пену для бритья (облако), и из пипетки добавлять пищевой краситель (дождь).

Вывод: Капли красителя проходят сквозь пену и падают вниз потоком в виде дождя.

С помощью этого опыта легче объяснить детям, что вода может проходить сквозь другие материалы.                      

Задание детям по рефлексии их деятельности.

Каждый ребенок должен закончить начатое воспитателем предложение

Игра Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Список использованной литературы

 

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240

4. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

5. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект интегрированного занятия "Портрет друга"

План конспект открытого занятия: Портрет друга.(2 мл. гр. Петушок воспитатель Бабенко Е.В.)Программное содержание: Анализ изображенного поезда с достроенными и недостроенными вагончиками, освоен...

план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"

Данный конспект позволит развивать познавательную активность  и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...

План-конспект занятия (познание, старшая группа) по теме: «Огонь – друг, огонь - враг».

Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формиров...

ПЛАН КОНСПЕКТА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ «Подарим друг другу радость»

Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».

В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является  взаимодействие с родителями (законными предст...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия "Огонь-друг и огонь враг" план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Формировать знания детей о причинах возникновения пожара правила поведения при пожаре. Закрепить знания детей об опасных ситуациях; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;знак...