Семинар-практикум "Формирование у дошкольников социальной и познавательной действительности через экологическое воспитание"
консультация по окружающему миру

Козлова Светлана Саматовна

Природа играет основную роль в привитии любви к Родине. Воспитывая уважительных и любознательных детей с правильно сформированным экологическим мышлением, умеющих жить в гармонии с природой, мы воспитываем  будущих патриотов нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всё хорошее в людях из детства!
       Как истоки добра пробудить?
       Прикоснуться к природе всем сердцем:
       Удивиться, узнать, полюбить!
       Мы хотим, чтоб земля расцветала,
       И росли, как цветы, малыши,
       Чтоб для них экология стала
       Не наукой, а частью души!

Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на нашей сегодняшней встрече. Тема моего семинара-практикума – формирование у дошкольников социальной и познавательной действительности через экологическое воспитание.

И прежде всего, хочется начать именно с нормативных актов. Экологическое образование в детском саду опирается на следующую правовую базу. В первую очередь – это «Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды». Во, вторых, это Федеральный закон от "Об образовании в Российской Федерации", и конечно, ФГОС ДО.

Все мы с вами знаем, что дошкольное экологическое воспитание является первым этапом экологического образования человека. Ведь, согласитесь, роль дошкольного экологического воспитания в решениях проблем  экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются наши дети  в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще привить им экологическую культуру.

Здесь хочется вспомнить слова известного педагога Яна Амоса Коменского, который сказал в свое время, что природа сама приспособляется к удобному времени . Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве.»

        

Итак, перейдем к актуальности моей темы в наше время.

К сожалению, мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании экологическая составляющая должна стать основной.  Достижением первых семи лет жизни ребенка  является становление самосознания, то есть,  как  ребенок выделяет себя из предметного мира, как начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, как он осознанно ориентируется  в окружающем природном мире, выделяет его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но, как мы все с вами понимаем, происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Итак, причина актуальности экологического воспитания, к сожалению, сам человек, а именно его деятельность. Часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Таким образом, актуальность темы я выделила следующими пунктами:

 1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.

2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней

Теперь стало очевидно, что термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали часто встречаться в нашем с вами словаре неслучайно. Но коллеги не могу не отметить некое противоречие, которое я выявила при работе по данной теме.

С одной стороны, признано, что в детском саду реализуется экологическое образование – проводятся многочисленные экологические мероприятия (игры, проекты, праздники). С другой стороны, в главном нормативном документе – ФГОС ДО– экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». 

Именно Образовательная область «Познавательное развитие» в ФГОС предусматривает решение задач экологического воспитания.

Предлагаю нам с вами вместе вспомнить, какие же задачи решает экологическое образование  в детском саду?

Во-первых – это формирование первичных представлений о живой и неживой природе (познавательная действительность)

Параллельно идет работа по воспитанию гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом (социальная действительность)

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, формируется социальная действительность, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Но все – таки, необходимо вернуться к истокам и вспомнить. Что же такое «экология»?

Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом», непосредственное окружение человека. Впервые термин «экология» ввел Эрнст Геккель в 1864 году.

Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. 

Понятие «экология» для дошкольников состоит из двух частей:

Первая часть отвечает за формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия – объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных. Вторая часть отвечает за  формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные. «Все связано со всем».

 Теперь предлагаю поговорить о самом понятии «экологическое образование». И отметить, следующее.

А как бы вы  охарактеризовали  понятие «Экологическое образование»?

Экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития ребенка в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. 

Наша с вами главная задача здесь- это сформировать экологически воспитанную личность со сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

А Что же нам говорит ФГОС о познании природы детьми?

Для начала давайте вспомним целевые ориентиры.

Важным положением стандарта являются целевые ориентиры, а именно «возможные достижения ребенка». Хочется уточнить, что необязательные, а возможные и желательные его достижения в личностном и интеллектуальном развитии.

Как вы думаете, уважаемые коллеги, какие же целевые ориентиры, то есть, желательные достижения ребенка, преследует экологическое образование?

1.Ребенок проявляет любознательность

2. Ребенок задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями

3.Ребенок пытается придумывать объяснения явлениям природы

4.Ребенок желает наблюдать, экспериментировать.

5.Ребенок обладает первоначальными знаниями о себе, о природе, о мире

Теперь предлагаю перейти к основной теме моего семинара.

 Итак, поговорим об  экологии и познавательной действительности дошкольников.

Какие  виды познавательной деятельности в экологическом образовании дошкольников вы используете в своей работе?

Метод наблюдения. Несомненно, один из важнейших способов формирования познавательной действительности.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения – это  формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Наши дети проще всего запоминают представления, образы каких-то явлений. И чем ярче эти представления, тем легче ребенку использовать их в практической и познавательной деятельности. А для этого нам необходимо устаивать ребенку встречи с природой и учить наблюдать за ее объектами. Для успешного достижения поставленной цели мы, педагоги,  продумываем и используем специальные приемы, а именно задаем вопросы, предлагаем обследовать и сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Уважаемые коллеги, давайте с вами вспомним, как правильно проводить наблюдения и продемонстрируем  алгоритм наблюдения за муравьем

Каждая деятельность имеет начало, и наблюдение не исключение.

1.  Начало наблюдения

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

Для привлечения внимания детей, рекомендуется использовать стихотворение или загадку по теме наблюдения.

2. Нам надо найти муравья, рассмотреть и поговорить о нем.

Здесь мы можем рассмотреть муравья, посчитать сколько у него лап, побеседовать о том, чем питаются муравьи, какую пользу приносят, где живут, поделиться историями из жизни и многое другое.

3. Затем мы проводим дидактическую игра по теме наблюдения, чтобы закрепить полученные знания  (например «Опиши, мы угадаем» -составить  описательный рассказ о насекомом, выделяя его основные признаки).

4. Проводим подвижную игру по теме наблюдения.

5. Закрепляем результат в группе при помощи художественного творчества (зарисовка, аппликация, конструирование из природных материалов). Могу сказать на личном опыте, когда я  построила работу в группе и прогулку, использую данный алгоритм, дети вечером ушли с мыслями о муравье и когда родители спрашивали, чем они занимались, дети практически  хором ответили, что «МУРАВЬЯМИ», И  к слову, хорошо это лил не очень, мне сложно судить, но в этот день о знакомстве с новой буквой они и не вспомнили.

А теперь хочу отметить один очень эффективный прием в наблюдениях, которым пользуются очень многие саду и наверняка есть и у вас в опыте - это создание экологических троп в детском саду и за его пределами. Прошу обратить внимание на экран.

Теперь мы с вами  переходим к экспериментальной деятельности.

В процессе общения с природой у ребенка возникает множество вопросов: как тает снег? что такое пар? Что станет с зернышком через 10 дней? Где ночует солнце? Почему бывает радуга? и т.д. . И это несомненно чудесно! Ведь пытаясь самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы, ребенок выдвигает элементарные гипотезы, которые часто носят нереальный, фантастический характер. И тут  на помощь нам, педагогам, приходит детское экспериментирование.

Экспериментирование- это способ познания природы, при помощи которого специальных  условиях дети самостоятельно или при помощи воспитателя исследуют явления, свойства; качества различных объектов

Экспериментирование – это более сложный вид деятельности по сравнению с наблюдением и предполагает:

  • Возникновение проблемной ситуации (например, вода загрязнена, как увидеть облака, не выходя на  улицу, почему камень тонет, пенопласт не тонет и прочее)
  • Затем  детьми мы проговариваем правила безопасности в ходе опытов
  • Создаем специальные условия (пробирки, баночки, пипетки, лупы, различного рода материал и прочее)
  • Проводим сам эксперимент
  • Фиксируем результат (зарисовка, схема) и проговариваем вывод

Почему необходимо детское экспериментирование в ДОУ?

1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое - твёрдое, горячее - холодное и т. д.)

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

3. У детей углубляются знания о природе - живой и неживой, в целом расширяется кругозор.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

Каких только опытов мы не проводили в нашем детском саду. Мы взвешивали тяжелые и легкие материалы, и измеряли длины, наблюдали за ростом растений, а также искали зависимость роста от температуры и полива, смешивали цвета, изучали свойства песка и глины, очищали воду, знакомились с микроскопом и лупами  и конечно многое другое. В уголке экспериментирования мы собрали различные инструменты: лупы, пипетки, мензурки, мерные ложки, измерительные приборы, такие как  весы, мерные стаканчики, зубочистки, линейки,  самые различные природные материалы: опилки, песок, глина, разные камни, стружка от карандашей, скорлупа, шерсть, пенопласт, соль и другие самые различные приборы- магниты,  увеличительное стекло, зеркало, соль.

Сейчас  я хочу пригласить своих маленьких помощников для демонстрации экспериментирования.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Рассказать по слайдам.

Интересным видом познавательной деятельности экологической направленности является коллекционирование - одно из   древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С детьми можно коллекционировать, не нанося ущерба, различные элементы природы (раковины, перья птиц, шишки, семена, образцы минералов, необычные коряги).

Коллекционный материал несомненно выступает в качестве наглядного материала. Обратите внимание коллекции нашего детского сада. Здесь вы видите и коллекции камней, гербарии подводный мир, подворье и т.д. Рассказать по слайдам

В процессе экологического образования познавательная деятельность дошкольников тесно связана с практической. В практической деятельности формируются знания ребенка, расширяется кругозор. В процессе практической деятельности дети познают свойства, качества, состояния объектов природы, усваивают способы их определения.

Для того, чтобы практическая деятельность была успешной, мы стараемся прививать детям соответствующие навыки и умения в различных видах практической деятельности, мы  воспитываем в детях потребность трудиться, учим уважать чужой и сой труд, формируем в них личностные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь.

Давайте вспомним основные направления практической экологической деятельности в детском саду. (труд, природопользование, природоохранная деятельность)

Труд в природе как одно одно из направлений экологической работы с детьми

Прежде всего, здесь хочется отметить значимость труда.

1. Выращивая растения, ухаживая за ними, подкармливая  птиц, заботясь о домашних питомцах, помогая с родителям  на огороде.  да выполняя многие другие поручения,   дети становятся ближе миру природы. Ребенок и природа становятся дополнением друг друга

2. Труд детей своеобразен. Ведь выполняя трудовые поручения, мы  обращаем внимание именно на трудовые усилия ребенка, на его желание трудиться, на его стремление принести пользу природе и взрослым. А это, согласитесь, совсем немало, ведь такой маленький человек делает такие большие взрослые дела, чувствуя связь с природой.

3.В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

4. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Мы знакомим детей со свойствами, качествами, особенностями объектов природы. Выполняя трудовые поручения, дети проявляют любознательность, наблюдательность, пытливость.

5. Если  труд в природе – это правильные действия и операции с предметами и оборудованием, то  труд в уголке природы – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо.

6.Труд в природе проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка, развитие волевых качеств, ловкости и выносливости, развитию движений и отнюдь не уступает самой энергичной подвижной игре,

Природопользование в естественной среде –это  использование природной среды для удовлетворения своих потребностей.

В повседневной жизни дети часто «собирают дары природы» (ягоды, грибы, шишки, опавшие листья), отправляясь с лес со своими родителями или с нами, воспитателями. И очень часто именно от нас они слышат, что «в природе ничего нельзя рвать», а это, согласитесь, вступают некое противоречие с жизненным опытом ребенка. И здесь  важно формировать у детей стратегии «бережной» добывающей и «ресурсосберегающей» деятельности. Наша с вами общая задача здесь - формирование у детей особого отношения к «дарам» природы как чудесным природным творениям. Необходимо переместить акценты с потребительских на познавательные и эстетические мотивы.

Природоохранная деятельность детей направлена на оказание посильной индивидуальной помощи миру природы.

Первое, что я хотела бы отметить это труд природоохранного характера: опять же мы ухаживаем за растениями в живом уголке, работаем с детьми на детсадовском огороде, убирает территории во время субботников весной и осенью, заботимся о пернатых в холодное время года. Все это природоохранная деятельность.

Второе- это экскурсии. Выходя за пределы детского сада, мы с детьми проговариваем правила поведения в лесах и на реках (что нельзя ломать ветки деревьев, кидать мусор, разрушать муравейники, кидаться камнями в птиц и прочее). Также мы наблюдаем за состояние природы, пытаемся найти посильный способы ей помочь. Обсуждаем как человек вредит природе. В ходе таких походов дети начинают понимать природу и осознавать опасность, которая грозит животным и растениям. И что главная причина этой опасности- человек.

С удовольствием наши детки учувствовали в изготовлении скворечников дома с родителями. Каждую прогулку мы проверяем, прилетали ли к нам птички и не надо ли добавить корма. То есть, дети не просто повесили кормушки  и забыли. Они поняли, что ответственны за птиц и контролируют воспитателя (если тот забыл про корм или не увидел)

Не могу нее отметить различные акции природоохранного характера, которые мы проводили у нас. Например, день земли был у нас по весне, мы изготавливали поделки из природного материала, проводили субботники, раздавали родителям листовки. Постоянно у нас проводятся тематические выставки природоохранного характера, на родителей мы поручаем изготовление плакатов с пропагандой бережного отношения к природе

Нас объединяет одна цель- это привлечь внимание маленьких граждан к проблеме сохранения живой природы .

Рассказать по слайдам.

Не могу не отметить и тот факт, что коллектив нашего сада  придает  экологическую направленность разным видам деятельности, таким как игровая, художественно-эстетическая и коммуникативная

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.

Чем же привлекает воспитателей экологически ориентированная дидактическая игра? Конечно же своими задачами.

Ведь в дидактической игре соприкасаются сразу две задачи:

В дидактической игре мы решаем две задачи - учебную и игровую. Но, учебная задача там – познавательная, то есть ребенок что – то познает, а тем временем и обучается,  а игровая  задача там –  занимательная, то есть ребенок занят не просто деятельностью, и именно делом (кого-то спасает, что-то оберегает, кому-то помогает и т.д.).  Дети  познают мир  природы  посредством  игры.

Игра,  как  ведущий  вид  деятельности  для  них,  никогда  не  надоедает,  таким

образом, дети и заняты, и познают азы экологии.

Хочется Вам перечислить основные виды дидактических игр с экологическим уклоном, которые используются в дошкольной педагогике и очень популярны в нашей практике в детском саду.

1.Прежде всего, это игры  с  природным  материалом.  Этот  вид  игры  эффективен  для  ознакомления детей с природой. Природные материалы очень интересны детям, они охотно соглашаются с ними играть. Сами представьте, семена, листики, камушки, шишечки, тветки разных деревьев, овощи, фрукты, кто бы не согласился с этим всем поиграть? Игры можно проводить в группе, на прогулке, да где угодно.

ознакомления  детей  с  природой.  Природные  материалы  очень  интересны

детям, и они охотно соглашаются играть. Сами представьте, семена, листики,

камушки, разнообразные цветы,  шишечки, ветки  с разных  деревьев, овощи,

фрукты  и  др.  –  кто  бы  не  согласился  с  ними  поиграть?!  Игры  можно

проводить  и  в  группе  (в  экологическом  уголке),  так  же  и  на  прогулках.  На

улице  можно  рассмотреть  листья,  камушки,  да  и  обогатить  экологический

уголок новыми предметами. Но нельзя забывать о мерах предосторожности,

все  - таки  детки  ведь  очень  любопытные  - они  могут  природный  материал

попробовать и на вкус, и спрятать в карман, чтобы маме показать;

Природные  материалы  очень  интересны

детям, и они охотно соглашаются играть.

Природные  материалы  очень  интересны

детям, и они охотно соглашаются играть.

2. Настольные дидактические игры - интересное занятие для детей для ознакомления с животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Они очень разнообразны - лото, домино, парные картинки.

Хотелось бы представить Вам разработанную в моей группе настольную экологически ориентированную игру «Заколдованный лес». Данное развивающее пособие предназначено для детей старшего возраста. Основной замысел -решение проблемных ситуаций, которые опираются  на полученные знания детей о признаках  животных и растений из разных эколого-систематических групп. (описать сюжет игры)

Задачи:

— игровое пособие помогает закрепить знания детей о животных, тренировать умение пользоваться схемами: определять по картинкам-моделям к какой основной эколого-систематической группе они относятся (звери, птицы, рыбы, насекомые).
— развивает мышление детей путём поиска, сравнения и установления причинно-следственных связей, развивает доказательную речь.

Очень занимательный вид игры. Кто же откажется  получить сказочную игровую фишку, взять этот кубик, потом взять в маленькие ручонки эти картиночки, рассмотреть их и соотнести с другими, да еще и доказать свой выбор.

3. Детям в моей группе очень нравятся словесные дидактические игры, такие как «Угадай, кто я», «Расскажи сказку», «Как это было», «Ты - мой кусочек». Они строятся на действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия этих предметов.

Все эти дидактические игры экологического содержания мы проводим и во время экскурсий, и во время прогулок, при трудовой деятельности, при опытной деятельности.

Не могу не отметить подвижные игры природоведческого характера, которые мы используем в своей работе. Дети от самых маленьких до самых больших с удовольствием подражают повадкам животных, их образу жизни, имитируют звуки. Эти игры - самые настоящие забавы. Они не только дарят деткам радость и умиление, но и закрепляют знания опять, же экологического характера.

Художественно-эстетическая деятельность

Здесь мне хочется подчеркнуть слова педагога Василия Александрович Сухомлинского, который  говорил: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Прежде всего хочу отметить, что занятия художественной деятельностью способствуют развитию и формированию в детях следующих способностей и умений:

  • Дети, как никто другой способны чувствовать природные явления и готовы выражать свое настроение в пейзажах-картинах.
  • Дети одухотворяют и живую и неживую природу (в их рисунках и камень может запросто предстать перед нами с глазками и ротиком и ребенок легко придаст ему характер);
  • Дети сравнивают себя с объектами природы (воспевая попевки или потешки, например,  о лисе, ребенок весь день ходил, да и прожил этот обычный садовский день,  используя повадки и характер животного  во всем, чем бы он не занимался

И конечно же В нашей практике в детском саду мы используем прием под названием  «диалог с живой природой». Часть занятий мы проводим на открытом воздухе, любуемся природой, наблюдаем за ней, а впечатления отражаем потом в детском творчестве, будь то аппликация, лепка, рисование, ручной труд. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., сделать наброски и зарисовки, наблюдать за поведением птиц и т. д.), в группе делать зарисовки и аппликации. Оформляем выставки работ по сезонам.

Теперь мы бы хотелось отметить  некоторые особенности коммуникативной деятельности в экологическом образовании дошкольников, которые мы используем в своей работе.

Безусловно, общаясь с миром природы, дети испытывает потребность говорить, выражать свои ощущения мысли в словесной форме. В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей. Популярны речевые игры «Узнай по описанию»,  «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).

   В экологическом развитии  мы используем разнообразные коммуникативные методы:

            - наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);

            - словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).

 Конечно, особое влияние имеют экологические сказки. Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы. Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию в природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Переходим к следующему разделу семинара это

Экология и социальная действительность.

При работе экологического характера с детьми важно не только формировать в них знания о природе, но и развивать в душе чувства сопричастностии природе, развивать способность переживать ее красоту и выразительность

Мир вокруг нас устроен так, что ребенок сам пытается слиться с ней. Без сомнения, природная среда — педагогическое средство с большим педагогическим потенциалом не только для  познавательного и нравственно-экологического воспитания дошкольников, но и для развития интегративных качеств личности.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

В качестве иллюстрации , хочу привести пример игры «Доброе животное». Пригласить для игры

 Целью игры  является сплочение детского коллектива. С ее помощью мы обучали детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры состоит в следующем. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Таким образом, уважаемые коллеги в заключение моего семинара, хочется еще раз выделить основные задачи экологического образования в детском саду:

1. Во-первых, у детей развивается экологическое сознание, а именно формируются знания  мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Во-вторых у детей развиваются навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения. Ребенок знает и умеет грамотно вести себя в быту и на природе.

3. Также у детей развивается  эмоционально – чувственного  восприятия природы, эстетического видения ее.

4. Ну и заключительная задача- это развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

И в завершении хочется сказать следующее. Долгое время мы работали по патриотическому воспитанию дошкольников, были проведены открытые показы, мастер- классы по этой теме.

Сейчас направление нашей работы - экология.

Но, согласитесь, одним из важнейших проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому экологическое и патриотическое воспитание тесно связаны.  Воспитывая уважительных и любознательных детей с правильно сформированным экологическим мышлением, умеющих жить в гармонии с природой мы  воспитываем будущих патриотов нашей Родины. Ведь именно природа играет основную роль в привитии любви к Родине.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи  я мог...

Формирование познавательного интереса через экологическое воспитание

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

Проект "Формирование чувств патриотизма к родному поселку Исток через экологическое воспитание

Творческое название проекта «Мой Исток» включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и своего посёлка Исток.  В ходе реализации проекта б...

Семинар-практикум для педагогов: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

   Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.     Задачи:1. Познакомить п...

Проект «Формирование связанной речи у детей раннего возраста через экологическое воспитание»

Формировать у детей представления о птицах, как о живых существах в природе...