"Вода. Бесценная и всем необходимая вода"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акишева Елена Александровна

Проектная деятельность в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voda.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Светлячок » г. Советский»

ПРОЕКТ

«БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ ВОДА»

подготовил:

воспитатель Акишева Е.А.

2016г.

                                             

Вид проекта: исследовательско – творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 7 лет, родители

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

      Реализация проекта «Мир воды» осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

   В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Младшая группа:

  1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
  2. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Средняя группа:

  1. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.
  2. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды   (интенсивность окраски, вкус, запах).
  3. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает).
  4. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
  5. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

Старшая группа:

  1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
  2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
  4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Подготовительная группа:

  1. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
  2. Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
  3. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
  4. Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
  5. Научить разным способам очистки воды.
  6. Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение ( водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).
  7. Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).

Предполагаемый результат (младший и средний возраст)

  • Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде.
  • Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
  • Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Предполагаемый результат (старший возраст)

  • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Методическая работа с кадрами:

  • Формировать потребность в изучении  экспериментальной деятельности дошкольников, мотивации к самообразованию в вопросах экологического воспитания.
  • Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к опытно – экспериментальной деятельности.
  • Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
  • Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Взаимодействие с родителями:

  1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
  2. Изготовление книжек – малышек.
  3. Создание альбома «Мир воды»
  4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  5. Консультация по теме: «Мои первые опыты».
  6. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

  1. Методические рекомендации по теме.
  2. Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя.
  3. Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».  
  4.  Мастер – класс «Волшебница – вода».

                               ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 Подготовительный этап проекта:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Подготовить информацию для родителей по темам:
  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Почему воду нужно беречь?
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Провести презентацию «Мир воды».

       

Исследовательский этап проекта в младшей группе.

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Найди снежинку»,

Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»,

Игры детей в центре «Песок – вода»

Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

Привлечение родителей к оформлению альбома «Занимательные опыты с водой»

Двигательная

«Физическая культура». «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода».

Наблюдение за снегом «Снег – какой он?»

Трудовая

«Труд»

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение несложных трудовых поручений.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье».

Рассматривание картин: «Зимой на прогулке», «Снеговик», «У аквариума» и др.

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»;

Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», Аппликация с элементами рисования «Снежинка»

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки.

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?», «След в след», «Перепрыгни через сугроб», «Игры со снегом».

Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?».

Имитация движений «Полет снежинки».

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения игр – экспериментов с водой.

Изготовление книжек малышек: «Что я знаю о воде», «Летом на озере», «Вода в природе» и др.

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Снежинки».

Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся»,

Физкультминутка «Снежок»,

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»;

Наблюдение за снежинками «Форма снежинок»

Эксперимент «Свойства воды: пар, лед, вода».

Викторина «Волшебная капелька».

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капельки».

Трудовая

«Труд»

Постройки из снега.

Украшение деревьев разноцветными сосульками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимний лес»

Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода?»

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Чтение произведений: М. Перина «Живая вода», Е. Благинина «Снег», И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Дэви «Зима», «Снежинка», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Рисование «Зимний  лес».

Аппликация «Тучи по небу бежали».

Музыкальная

«Музыка»

Использование музыки.

Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка.

   

    Исследовательский этап проекта в старшей группе  

                             

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».

Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом.

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).

Трудовая

«Труд»

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю»

Музыкальная

«музыка»

Использование музыки.

Совместная деятельность с детьми

  1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

      и др.

  1. Использование фольклорных материалов.
  2. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
  3. Беседы на темы:
  • Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Зачем человеку нужна вода?
  • А еще кому нужна вода?
  • Что было бы, если бы с земли ушла вода?
  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
  2. Составление кроссвордов, ребусов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
  5. Экскурсии.
  6. Просмотр диафильмов о природе.
  7. Игры – эксперименты, игры – опыты.
  8. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
  9. Моделирование «Круговорот воды в природе»
  10. Составление памятки «Правила поведения на воде».
  11.  Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Совместная деятельность с родителями:

  1. Создание альбома «Мир воды».
  2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
  3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
  4. Изготовление книжек – малышек о воде.

Совместная деятельность с педагогами ДОУ

  1. Методические рекомендации по данной теме.
  2. Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя
  3. Поиск методической литературы.

Заключительный этап проекта:

  1. Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.
  2. Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей средней группы.
  3. Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей младшей группы.

Конечный продукт проекта:

  1. Методические разработки занятий
  2. Методические рекомендации

Список используемой литературы:

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.:  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  5. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
  7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
  9. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  10. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  11. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
  12.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
  13. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
  14. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
  15. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»

Показывается огромное значение воды для всех живых существ, уточняются представления детей о разных состояниях воды, развиваются умения отгадывать загадки....

Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»

показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки....

Сценарий праздника "Бесценная и всем необходимая вода"

Сценарий праздника для детей 5-7 лет "Бесценная и всем необходимая вода"...

"Бесценная и всем необходимая вода". Физкультурный досуг для детей подготовительной группы.

Данное мероприяте создает у детей радостное настроение, совершенствует двигательные навыки, вызывает желание участвовать в соревнованиях....

ПРОЕКТ«МАТУШКА ВОДА-БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ»

    Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой...

Развлечение для детей средней группы «Бесценная и всем необходимая вода»

Цель: создать у детей радостное  настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадк...