КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТА "КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Корсакова Елена Олеговна

МБДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 21 "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО

ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТА

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

« КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составила и выполнила

воспитатель №8

Корсакова Елена Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-eksperimenta_v_podg.gruppe.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

« КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ И ЕЁ СВОЙСТВА »

Форма обучения: нетрадиционное занятие-экспериментирование по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа детей подготовительной группы

Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи: 

  • исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе;
  • закрепить знания о различных состояниях воды в природе;
  • проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой;
  • формировать грамотное экологическое поведение в природе;
  • активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества;
  • воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом.

Оборудование: стаканчики с питьевой водой, кусочки сахара ,соль, кофе тарелки электрический чайник, соломинки на каждого ребенка, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , подносы; ложки или палочки, лимон, лед..

Предварительная работа

  • чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
  • наблюдения на прогулке за облаками, снегом, льдом;
  • беседы о воде, ее роли в жизни человека;
  • рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
  • проведение отдельных опытов с водой (превращение воды в пар, воды в лед, окрашивание воды)
  • дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • просмотр презентаций на тему: «Три состояния воды»
  • знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. А где мы можем увидеть воду всей нашей планеты?

Отгадайте-ка мою загадку и узнаете ответ:

"Он -это модель Земли,
Сам возьми и посмотри.
Все моря и океаны, страны, горы, города.
Все покажет, что захочешь, отгадали вы, друзья?"

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:(Глобус.)

Воспитатель: Да, это глобус. Миниатюра нашей планеты Земля. Какую форму имеет глобус? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)

Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это - реки, озера, океаны, моря)

Вы обратили внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши?  Так вот вода занимает около 70 процентов всей поверхности планеты. Это очень много.Послушайте шуточное стихотворение:

"Если на карту Земли посмотреть, то земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда, планета должна называться "ВОДА"?"

Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. 

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам? Дети объясняют, делают выводы. Показ слайда № 3 № 4.

А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Словесная Игра:«Доскажи словечко». Показ слайда №5.

В морях и океанах – вода солёная; вода в море – … морская; вода в океане – …океаническая; в реках - …, в родниках -…, в болотах -…, в стакане-...?

Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют) А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

Показ слайда №6

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Приглашаю вас в клуб «Юный исследователь». Согласны? Ответы детей.

Воспитатель: Тогда переходим в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям воды и ее свойств. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой.

Показ слайдов № 7-9

Опыт № 1 «Вода – это жидкость?».

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Воспитатель: Что еще можно сделать с водой? Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод детей: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Она не имеет собственной формы, а занимает то пространство которое ей дают.

 Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса». 

Воспитатель: Вот интересно: А теперь выясним вкус и запах воды?

 Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет. Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Дети выполняют задание воспитателя.

Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек сахара? Давайте попробуем добавить и попробуем на вкус, что изменилось?

Ответы детей : вода стала сладкой. Мы изменили вкус воды.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду несколько кристаллов соли , размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?

Ответы детей: вода стала соленой.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах? Ответы детей.

Воспитатель: Перед вами на столе лежит лимон, попробуйте выжать в стаканчик с водой капли сока и понюхать, пахнет вода? Ответы детей: вода пахнет лимоном. Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах лимона.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши исследователи? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.

 Физкультурная минутка " Мы - море"

"Вода в море спокойная (плавно разводим руки в стороны, можно взяться за руки)

Налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения рук вверх-вниз),

Подул ветер - сильнее вода забурлила, заплескалась (волнообразные движения рук и тела)

Стих ветер- водная гладь спокойная" ( Дети приняли удобную, статичную позу, руки опущены.)

Пальчиковая гимнастика

 "Рыбки плавали, ныряли,

В чистой, тепленькой воде.

То сожмуться, разожмуться,

То зароются в песке."

Воспитатель: Отдохнули? Пора продолжать узнавать новые свойства воды. Прошу занять ваши места.

Опыт № 3 «Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, бытовые электроприборы.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрический чайник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай. Когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в водоёме или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране когда моем руки, в ванне где купаемся. В стиральной машине, в батареях.

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей. 

Показ слайда №10

Опыт №4 «Газообразная вода - пар»  

Воспитатель: А теперь наша горячая вода в чайнике поможет нам увидеть еще одно состояние воды. Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?

Ответы детей: Образовались капельки воды на тарелке.

Вывод: вода может превратиться в пар

Показ слайда №11

Опыт №5 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Чтобы увидеть третье состояние воды, я предварительно заморозила дома воду и принесла льдинки в вам и теперь мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? Ответы детей.

Воспитатель: А теперь промокните руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Мокрыми. Вывод детей: лед – твердая вода.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много интересного про воду. Узнали что такое "круговорот воды в природе". Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии. Что запомнилось

больше всего? Ответы детей: вода это жидкость, она не имеет собственной формы, запаха, вкуса. Воду можно нагреть и превратить в пар, в лёд.

Воспитатель: Для закрепления наших знаний предлагаю посмотреть на экран телевизора и выполнить задание. Показ слайда № 11

Воспитатель: Вы все справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности. Показ слайда №12-13 

Вода - добрый друг и помощник человека и  вам хочу подарить памятки о воде, чтобы вы заботились о своем друге! Показ слайда №14

"Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной к школе группе.Тема: « Вода. Круговорот воды  в природе. Свойства вод...