Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Присухина Ирина Владимировна

Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патриотического воспитания дошкольников является приобщение к культурному наследию,праздникам,традициям,народно-прикладному искусству,устному народному творчеству,музыкальному фольклору,знакомство с семьёй,её историей,семейными традициями.Данный материал мною использовался для проведения мастер-класса на районном методобъединении воспитателей средних групп,но он с таким же успехом может применяться в работе с детьми 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейные обычаи на Руси18.41 КБ
Файл metodobednenie.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель  : Добрый день, уважаемые коллеги!

Пусть этот день начнется с доброты,

Пусть будет больше теплоты,

Пусть день наполнится делами.

Прибудет новыми друзьями,

И важно сохранять покой,

Ведь завтра будет день другой!

Сейчас я проведу мастер-класс по теме «Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Для этого я приглашаю 6 желающих.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне сказали , что вы очень добрые, умные, дружные, любите узнавать что-нибудь интересное, и я решила встретиться с вами.

Давайте познакомимся и подружимся. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

И скажем своё имя.

Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Звучит музыка, на экране картина рассвета.

Сегодня мы отправимся в прошлое, узнаем много нового и интересного. Возьмите друг друга за руки и отправляемся в путь.

День наступает, природа оживает

Солнце встает, нам светло даёт

На экране русская изба . Рядом стол, сундук и т.д. Идут к ней.

Вот мы и пришли. Посмотрите на экран, что это?(русская изба)

Из чего строили избы на Руси?(из дерева).Давайте зайдем в избу и посмотрим что было внутри.

На экране картина внутреннего убранства. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину, потом предметы что рядом с картиной.

Воспитатель: Дети, посмотрите, это сундук (повторить слово 2-3 раза)

А вы хотите узнать для чего нужен сундук? (да)

В него складывали одежду!

А давайте откроем его и посмотрим что в нем. Это- русские костюмы! Примерим их!

Дети открывают сундук, видят костюмы, рассматривают и примеряют.

Воспитатель: Какие вы нарядные и красивые!

На экране картина печи. Воспитатель обращает внимание на это.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про нее говорили:

«Печь- всему голова». Печь считалась главной в избе, потому что она кормила всю семью и обогревала избу. Я предлагаю сесть и погреться у печи.

Посмотрите сколько здесь всего интересного и необычного.

Воспитатель показывает чугунок.

Посмотрите, что я нашла! А вы знаете, что это? (чугунок)

В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете? (щи, кашу)

Раздается плач ребенка. (запись)

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбели куклу)

Вот кто у нас плачет! Малыш, кукла- малыш! Давайте его покачаем! (качает, плач стихает)

Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте придумаем нашему ребёночку имя, но не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?( дети предлагают, выбирают одно имя- Егор.( повторяют имя несколько раз)

Воспитатель: Дети, давайте ласково назовем Егора. (Егорушка)

А теперь вы назовите свои имена ласково. (называют)

Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (поочередно показывает: уголек, зернышки, монетки. Дети называют) А вы хотите узнать, зачем Егорушке эти предметы? (да)

Воспитатель: Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте мы тоже искупаем нашего Егорушку (кладут в корыто, затем опускают туда уголек)

Когда клали уголёк, говорили «Привыкай к домашнему теплу» (дети повторяют индивидуально)

Дети кладут зернышки. Воспитатель: когда клали зернышки, говорили «Будь всегда сыт» ( дети повторяют), когда клали монетки, говорили «Будь всегда богат»(дети повторяют)

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку! А что приговаривали, когда купали ребенка? Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Вся черным-черна! (повторить вместе)

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что приговаривали, когда вытирали? (вытирают)

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело!

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш!

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь мы его оденем.

А вы хотите знать во что одевали ребёночка? (да) В отцову рубашку! Потому что родители хотели чтобы ребёнок, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как они. Посмотрите на рубашку, какая она?(красивая, праздничная) Давайте мы оденем Егорушку!

Воспитатель одевает и приговаривает: Расти, малыш, хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Одели нашего Егорушку, а теперь его положим спать.

А куда клали спать ребёночка?  Хотите узнать? Его клали в колыбельку!

А что такое колыбелька?

Дети: это кроватка, куда клали малыша и качали!

Воспитатель: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбель.

Воспитатель: у нас есть такая колыбелька, посмотрите на нее! А рядом с колыбелькой на столе хлеб и соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали кусочек хлеба посыпанный солью малышу в кроватку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали! (дети повторяют слова)

Вот положили ребёночка в колыбель, а что дальше?

Пели колыбельную!( повторить)

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Песенка, под которую засыпает ребёнок.

Воспитатель:  Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную песню (Запись колыбельной)

Когда вы были маленькие, мамы тоже вам пели колыбельные песни.

И пока в свой первый день ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они приготовили ему в подарок?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит…Вот и я сделала для Егорушки не простой подарок, а настоящий оберег- куклу тряпичную. Она будет оберегать Егорушку от бед и охранять от несчастий.

А теперь давайте подарим ему оберег и пусть каждый пожелает ему что- нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров!

Расти сильным, крепким да удалым!

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр и пусть встречаются только добрые люди.

Пусть живёт поживает, да добра наживает!

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Что нового и интересного вы узнали? С кем познакомились?

Какой подарок мы сделали Егорушке?

Что обозначает слово «оберег»?

Что вам понравилось на занятии?

Ну, а вам, ребятки, спасибо за работу и внимание, за старание, за пожелания и слова добрые.

Наш мастер-класс закончился, друзья!

И время подводить итог.

Скажу с уверенностью я

Во многом вы мне помогли

Как опыт людям передать,

Семье традиции хранить,

И,в общем, интересно жить!



Предварительный просмотр:

Воспитатель  : Добрый день, уважаемые коллеги!

Пусть этот день начнется с доброты,

Пусть будет больше теплоты,

Пусть день наполнится делами.

Прибудет новыми друзьями,

И важно сохранять покой,

Ведь завтра будет день другой!

Сейчас я проведу мастер-класс по теме «Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Для этого я приглашаю 6 желающих.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Ирина Владимировна. Мне сказали , что вы очень добрые, умные, дружные, любите узнавать что-нибудь интересное, и я решила встретиться с вами.

Давайте познакомимся и подружимся. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

И скажем своё имя.

Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Звучит музыка, на экране картина рассвета.

Сегодня мы отправимся в прошлое, узнаем много нового и интересного. Возьмите друг друга за руки и отправляемся в путь.

День наступает, природа оживает

Солнце встает, нам светло даёт

На экране русская изба . Рядом стол, сундук и т.д. Идут к ней.

Вот мы и пришли. Посмотрите на экран, что это?(русская изба)

Из чего строили избы на Руси?(из дерева).Давайте зайдем в избу и посмотрим что было внутри.

На экране картина внутреннего убранства. Дети вместе с воспитателем рассматривают картину, потом предметы что рядом с картиной.

Воспитатель: Дети, посмотрите, это сундук (повторить слово 2-3 раза)

А вы хотите узнать для чего нужен сундук? (да)

В него складывали одежду!

А давайте откроем его и посмотрим что в нем. Это- русские костюмы! Примерим их!

Дети открывают сундук, видят костюмы, рассматривают и примеряют.

Воспитатель: Какие вы нарядные и красивые!

На экране картина печи. Воспитатель обращает внимание на это.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про нее говорили:

«Печь- всему голова». Печь считалась главной в избе, потому что она кормила всю семью и обогревала избу. Я предлагаю сесть и погреться у печи.

Посмотрите сколько здесь всего интересного и необычного.

Воспитатель показывает чугунок.

Посмотрите, что я нашла! А вы знаете, что это? (чугунок)

В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете? (щи, кашу)

Раздается плач ребенка. (запись)

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет? (достает из колыбели куклу)

Вот кто у нас плачет! Малыш, кукла- малыш! Давайте его покачаем! (качает, плач стихает)

Воспитатель: С давних времен, когда ребёнок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте придумаем нашему ребёночку имя, но не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена?( дети предлагают, выбирают одно имя- Егор.( повторяют имя несколько раз)

Воспитатель: Дети, давайте ласково назовем Егора. (Егорушка)

А теперь вы назовите свои имена ласково. (называют)

Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (поочередно показывает: уголек, зернышки, монетки. Дети называют) А вы хотите узнать, зачем Егорушке эти предметы? (да)

Воспитатель: Раньше на Руси, давным-давно уголек, зернышки и монетки клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте мы тоже искупаем нашего Егорушку (кладут в корыто, затем опускают туда уголек)

Когда клали уголёк, говорили «Привыкай к домашнему теплу» (дети повторяют индивидуально)

Дети кладут зернышки. Воспитатель: когда клали зернышки, говорили «Будь всегда сыт» ( дети повторяют), когда клали монетки, говорили «Будь всегда богат»(дети повторяют)

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку! А что приговаривали, когда купали ребенка? Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Вся черным-черна! (повторить вместе)

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что приговаривали, когда вытирали? (вытирают)

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело!

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш!

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь мы его оденем.

А вы хотите знать во что одевали ребёночка? (да) В отцову рубашку! Потому что родители хотели чтобы ребёнок, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как они. Посмотрите на рубашку, какая она?(красивая, праздничная) Давайте мы оденем Егорушку!

Воспитатель одевает и приговаривает: Расти, малыш, хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Одели нашего Егорушку, а теперь его положим спать.

А куда клали спать ребёночка?  Хотите узнать? Его клали в колыбельку!

А что такое колыбелька?

Дети: это кроватка, куда клали малыша и качали!

Воспитатель: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбель.

Воспитатель: у нас есть такая колыбелька, посмотрите на нее! А рядом с колыбелькой на столе хлеб и соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали кусочек хлеба посыпанный солью малышу в кроватку и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали! (дети повторяют слова)

Вот положили ребёночка в колыбель, а что дальше?

Пели колыбельную!( повторить)

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Песенка, под которую засыпает ребёнок.

Воспитатель:  Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную песню (Запись колыбельной)

Когда вы были маленькие, мамы тоже вам пели колыбельные песни.

И пока в свой первый день ребёнок спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они приготовили ему в подарок?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит…Вот и я сделала для Егорушки не простой подарок, а настоящий оберег- куклу тряпичную. Она будет оберегать Егорушку от бед и охранять от несчастий.

А теперь давайте подарим ему оберег и пусть каждый пожелает ему что- нибудь.

Дети:

Никогда не болей, будь здоров!

Расти сильным, крепким да удалым!

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

Будь добр и пусть встречаются только добрые люди.

Пусть живёт поживает, да добра наживает!

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?

Что нового и интересного вы узнали? С кем познакомились?

Какой подарок мы сделали Егорушке?

Что обозначает слово «оберег»?

Что вам понравилось на занятии?

Ну, а вам, ребятки, спасибо за работу и внимание, за старание, за пожелания и слова добрые.

Наш мастер-класс закончился, друзья!

И время подводить итог.

Скажу с уверенностью я

Во многом вы мне помогли

Как опыт людям передать,

Семье традиции хранить,

И,в общем, интересно жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"

Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...

Конспект образовательной деятельности "Богатыри Руси"

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слове, раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака на Руси» с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)

Закрепление представлений о весеннем русском народном празднике «День рыбака на Руси».Совершенствование знаний о весенних русских народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.За...

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Фронтовые письма"

Конспект поможет сформировать представление у детей о значении переписки и писем в жизни людей, воспитывать любовь и уважение к семейным традициям, знакомит детей с письмами военных лет. ...

Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство бытом и обычаями на Руси"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...