Конспект образовательной деятельности "Знакомство бытом и обычаями на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Антипова Инесса Геннадьевна

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

 Задачи

 Образовательная:                                                                                                                      

  - Формировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси; 

- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;                                            

Развивающая:                                                                                                                       

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;                                                                                                          

 - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.                                  

- расширение знания и представления детей о народных играх;- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                        

- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.

Воспитательная:                                                                                                           

 - воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;                               

 -воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;                                                                                                                                 

 - приобщать к культуре своего народа;                                                                                 

  - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, презентация,  ноутбук, интерактивная доска, записи русских народных песен, предметы русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, ухват, макет русской печки, вёдра, коромысла, рубель, рушник, скатерть), угощение для детей.

Предварительная работ :

1.Изготовление и поиск атрибутов                                                                                                                                                 

 2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Русские народные игры с детьми.

4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.

Предполагаемые результаты:                                                                                        

   -сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.                                      

   - сформировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и  обычаях на Руси;

- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;         

 - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.                                                     

 - расширить знания и представления детей о народных играх;                                           

   - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                        

- обогащение словаря.

 

  Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):

                                                                                                                                                

Хозяюшка: Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!( кланяюсь)Я, хозяйка этого дома.                                                                                                            

 Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяюшка: С порога поспешите,

                      В избу проходите. (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки)

Хозяюшка: Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяюшка:  Из каких краёв вы будете? Как называется страна, в которой вы живёте?                    

    Дети: Россия.                                                                                                                                           

   Хозяюшка: А знаете ли вы, что давным-давно, в старые, древние времена наша страна не Россией звалась, а Русью?                                                                               

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.                                                                              

                  Приготовьтесь слушать сказ,                                      

                   Про Россию и про нас…                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Хозяюшка: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

 Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

 

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)

Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)

Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Хозяюшка: С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. Как вы думаете, почему? (Варианты ответов детей)

«Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола,  самое главное - дерево.

Хозяюшка:      Ох, ребятушки, есть у меня шкатулка, вырезанная из дерева умелыми русскими мастерами,  в ней для вас много интересных загадок.  Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку. Согласны?

Стоит жилище,

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

Это русская… (изба).

Ребятушки, а где же мы с вами находимся? (Варианты ответов детей) Какие молодцы! Правильно ответили.

 

   

Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? (Варианты ответов детей ) –  (это печь).

 Хозяюшка: Какие вы молодцы!                                                                                                                О ней говорили «Без печи, и изба не изба», « Печь-это сердце дома». Русская печь существует около четырех тысяч лет!  Как же печка помогала людям? Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Варианты ответов детей)

Хозяюшка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная».

Хозяюшка: Не пора ли нам отдохнуть и поиграть. На Руси, русский народ играл в разные народные, хороводные подвижные игры. 

                                                                                                                                                Собирайся детвора, ждет вас русская игра.(Звучит русская народная музыка).

А игра наша называется «Колпачок».

(Под русскую народную музыку ребенок сидит внутри круга с лентой в руке).

 Дети идут хороводом и поют.

Колпачок, Колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили (поднимают ребенка)
Танцевать заставили! (хлопают в ладоши, ребенок в кругу танцует)

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

(Ребенок из круга выбирает следующего ребенка. Игра повторяется).

Хозяйка: Поиграли. Присаживайтесь на свои места. Ждёт нас следующая загадка, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

 Кашу сварит…(чугунок)

 

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

У меня ещё припасены для вас загадки.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)       (Варианты ответов детей)

 

Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть и она не нагревалась.  И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Есть у меня для вас ложки  не простые, а деревянные, расписные! (берут из корзины ложки)

 

Ну-ка добры молодцы и красны

Девицы, вставайте в кружок, поиграем на ложках.

МУЗЫКА.    Игра на ложках  (Повторяют за мной удары ложками).

 

Хозяйка: Поиграли, повеселились, пройдёмте на скамеечки.                                 

                 Вот, ребятки, для вас мои следующие загадки. Отгадки этих загадок, находятся в моей избе.

 

Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы  последнее слово.

Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Рабочие руки не знают …скуки.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Делу время, потехе… час.

 

Отгадайте мою загадку:

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит. (Ответ: самовар)

 

Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров.   Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь?

Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

 

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были.

 

Рефлексия.

Хозяйка: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом и обычаями  на Руси.

Хозяйка: Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)                                                                    

       Что было самым главным в избе? (печь)

Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, , самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, закрома, горница, рушник).

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Почему Русь называлась деревянной?                                                                                       

         Как русский народ проводил вечера?                                                                         

         Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_byt.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Шиловский детский сад»

Конспект познавательной деятельности

«Знакомство с бытом, традициями

 и обычаями на Руси»

 (старшая группа)

Воспитатель: Антипова И.Г.

2022год

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

 Задачи 

 Образовательная:                                                                                                                        - Формировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;  

- приобщать детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа;                                            

Развивающая:                                                                                                                         

- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;                                                                                                           - расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.                                   

- расширение знания и представления детей о народных играх;- обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                        

- обогащать речь за счёт новых слов обозначающих предметы русского быта.

Воспитательная:                                                                                                            

 - воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;                                

 -воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;                                                                                                                                    - приобщать к культуре своего народа;                                                                                   - воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, презентация,  ноутбук, интерактивная доска, записи русских народных песен, предметы русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, ухват, макет русской печки, вёдра, коромысла, рубель, рушник, скатерть), угощение для детей.

Предварительная работ :

1.Изготовление и поиск атрибутов                                                                                                                                                      2. Знакомство с малыми формами фольклора: потешки, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки, присказки.

3. Русские народные игры с детьми.

4. Слушание музыкальных произведений (русские народные), просмотр презентаций.

Предполагаемые результаты:                                                                                                 -сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.                                                                     - сформировать представление об особенностях жизни русского человека, быте и  обычаях на Руси;

- развить интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;                                                                                                            - расширить словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, рушник.                                                     

 - расширить знания и представления детей о народных играх;                                                      - обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками;

- развивать логическое мышление, внимание, память;                                                        

- обогащение словаря.

  Хозяюшка встречает детей у входа в избу в русском национальном костюме (сарафан, рубаха, платок):

                                                                                                                                                 

Хозяюшка: Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!( кланяюсь)Я, хозяйка этого дома.                                                                                                            

 Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяюшка: С порога поспешите,

                      В избу проходите. (дети проходят в «избу», присаживаются на лавочки)

Хозяюшка: Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяюшка:  Из каких краёв вы будете? Как называется страна, в которой вы живёте?                        Дети: Россия.                                                                                                                                              Хозяюшка: А знаете ли вы, что давным-давно, в старые, древние времена наша страна не Россией звалась, а Русью?                                                                                

Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.                                                                                                                   Приготовьтесь слушать сказ,                                                                                                                                                        Про Россию и про нас…                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Хозяюшка: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

 Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (Варианты ответов детей)

Как мы себя чувствуем дома? (Варианты ответов детей)

Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Хозяюшка: С древних пор наши предки селились (ставили дома и хозяйственные постройки) на берегах рек и озер, и обязательно возле леса. Как вы думаете, почему? (Варианты ответов детей)

«Возле леса жить – голодному не быть» - ведь в лесу зверь, птицы, ягоды, грибы, смола,  самое главное - дерево.

Хозяюшка:      Ох, ребятушки, есть у меня шкатулка, вырезанная из дерева умелыми русскими мастерами,  в ней для вас много интересных загадок.  Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку. Согласны?

Стоит жилище,

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

Это русская… (изба).

Ребятушки, а где же мы с вами находимся? (Варианты ответов детей) Какие молодцы! Правильно ответили.

   

Хозяюшка: Ребята, а как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? (Варианты ответов детей ) –  (это печь).

 Хозяюшка: Какие вы молодцы!                                                                                                                О ней говорили «Без печи, и изба не изба», « Печь-это сердце дома». Русская печь существует около четырех тысяч лет!  Как же печка помогала людям? Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Варианты ответов детей)

Хозяюшка: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Печь отапливала жилье. На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней. Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная».

Хозяюшка: Не пора ли нам отдохнуть и поиграть. На Руси, русский народ играл в разные народные, хороводные подвижные игры. 

                                                                                                                                                Собирайся детвора, ждет вас русская игра.(Звучит русская народная музыка). 

А игра наша называется «Колпачок».

(Под русскую народную музыку ребенок сидит внутри круга с лентой в руке).

 Дети идут хороводом и поют.

Колпачок, Колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили (поднимают ребенка)
Танцевать заставили! (
хлопают в ладоши, ребенок в кругу танцует)

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

(Ребенок из круга выбирает следующего ребенка. Игра повторяется).

Хозяйка: Поиграли. Присаживайтесь на свои места. Ждёт нас следующая загадка, а вы постарайтесь найти отгадку в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

 Кашу сварит…(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

У меня ещё припасены для вас загадки.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)       (Варианты ответов детей)

Хозяйка: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть и она не нагревалась.  И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Есть у меня для вас ложки  не простые, а деревянные, расписные! (берут из корзины ложки)

Ну-ка добры молодцы и красны

Девицы, вставайте в кружок, поиграем на ложках.

МУЗЫКА.    Игра на ложках  (Повторяют за мной удары ложками).

Хозяйка: Поиграли, повеселились, пройдёмте на скамеечки.                                                                      Вот, ребятки, для вас мои следующие загадки. Отгадки этих загадок, находятся в моей избе.

Хозяйка: Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко…”. Я буду говорить начало, а вы  последнее слово.

Хочешь есть калачи, не сиди на … печи.

Сделал дело, гуляй …смело.

Рабочие руки не знают …скуки.

Без труда, не выловишь и рыбку из… пруда.

Делу время, потехе… час.

Отгадайте мою загадку:

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит.
(Ответ: самовар)

Правильно, дети! В старину чай пили из самоваров.   Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь?

Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были.

Рефлексия.

Хозяйка: Вот и подошло к концу наше знакомство с бытом и обычаями  на Руси.

Хозяйка: Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)                                                                           Что было самым главным в избе? (печь)

Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, , самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, закрома, горница, рушник).

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Почему Русь называлась деревянной?                                                                                                Как русский народ проводил вечера?                                                                                  Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Конспект открытого занятия "Семейные обычаи на Руси"

Цель занятия вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к род...

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".

Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...