Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рогозина Светлана Николаевна

 

       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных  

    обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный  

    запас существительными (оберег, тезка, колыбель, чугунок, сундук) и

    определениями (расписной, узорчатый);

       Развивать психические процессы: память, мышление;

       Воспитывать уважение к обычаям старины, русскому фольклору;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_rusi.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №43

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект комплексного занятия

по нравственно-патриотическому

воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

(старшая группа)

Подготовила и провела:

воспитатель ГБДОУ № 43 Рогозина Светлана Николаевна.

Программное содержание:

  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных  

    обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный  

    запас существительными (оберег, тезка, колыбель, чугунок, сундук) и

    определениями (расписной, узорчатый);

  • Развивать психические процессы: память, мышление;
  • Воспитывать уважение к обычаям старины, русскому фольклору;
  • Развивать эмпатию.

Предварительная работа:

  •  Беседы «Я и мое имя», «Русская изба»;
  •  Выполнение совместного с родителями Паспорт имени и «Мое известное имя»;
  •  Ознакомление с техникой рисования пером;
  • Расписывание пером соленого теста;
  •  Слушание р.-н. песен. Колыбельных;
  •  Проведение с детьми р.-н. игр.

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи с р.-н. музыкой; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы (в комнате сказок); кукла-малыш; уголек; зернышки; монетки; таз с водой; вышитое полотенце; русская рубашка;  рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки; палитры с гуашью желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

   Ход занятия

Дети входят в групповую комнату...

Воспитатель: - Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а

                        что вы видите в нашем лесу?

Дети: - Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель: - Дети, что же это за камень? А камень - не простой, на нем что-

                        то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы

                        слушайте внимательно:

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь - в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь - много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети: - Направо.

Воспитатель: - А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель: - Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: - Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько

                          здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: - В русской избе.

Воспитатель: - А почему вы решили, что это изба?

Дети: - Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель показывает чугунок.

Воспитатель: - Дети, что это?

Дети: - Чугунок.

Воспитатель: - Для чего нужен чугунок?

Дети: - В нем варили кушать.

Воспитатель показывает лапти.

Воспитатель:- Дети, а это что?

Дети: - Лапти.

Воспитатель: - А для чего нужны лапти?

Дети: - Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: - Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш, это кукла-

                          малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте

                          его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему

                          придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку

                          имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы

                          знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя

ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все

                          будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его

                          уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы

                          знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы

                          станете большими?

Ответы детей: - Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут

                           звать Ириной и т. д.

Воспитатель: - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему

                          свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его

                        таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было

                        много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети,  

                        а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не

                        принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые

                        имена. Как называют таких людей?

Дети: - Тезки.

Воспитатель: - А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у

      которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людях.

Воспитатель: - Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети,

                       ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны

     быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите,

     здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: - Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: - Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших  

                          прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда

                          ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их

                          положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек.

Воспитатель: - А что говорили, когда клали уголек?

Дети: - Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: - А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: - Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: - А что говорили, когда клали монетку?

Дети: - Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки –

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель: - Полотенце вышито и бело,

                          Вытирай-ка малыша умело,

                          Будет чистеньким малыш,

                          Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: - Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали

                          с ребеночком?

Дети: - Одевали.

Воспитатель: - А во что одевали ребеночка?

Дети: - В отцову рубашку.

Воспитатель: - А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: - Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: - Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был

                          таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая

                          рубашка, какая она?

Дети: - Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: - Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: - А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они

             трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: - Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали

                          его родные?

Дети: - Укладывали спать.

Воспитатель: - А куда клали спать ребеночка?

Дети: - В колыбельку.

Воспитатель: - А что же такое колыбелька?

Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: - Да, есть у нас такая колыбелька.

Достает колыбельку.

Воспитатель: - Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки

(показывает детям)

Дети: - Деревянная, расписная.

Воспитатель: - Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель: - Что же это?

Дети: - Хлеб и соль.

Воспитатель: - Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью

                          всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они

                          клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился,

                          Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Воспитатель: - Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше

                          делали?

Дети: - Пели колыбельную.

Воспитатель: - А что такое колыбельная?

Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети: - Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит,

- Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась

                          колыбельная?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для  

                        своих деток. Вот так проходил первый день рождения

                        родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас  

                        день рождения? Мой день рождения - весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель: - Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего

                        Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый

                        день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались

                        мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в

                        подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку

                        смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для

                        Егорушки - и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а

                        что такое оберег?

Дети: - Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель: - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как  

                          звучит слово - оберег - оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже

                          сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну  

                          тогда садитесь за столы. Смотрим на наш оберег.

(показывает образец).

Воспитатель: - Из чего мы с вами его лепили?

Дети: - Из соленого теста.

Воспитатель: - А чем мы украшали?

Дети: - Ягодой рябинкой, ленточкой.

Воспитатель: - А как мы располагали рябинки?

Дети: - Вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель: - А какими узорами мы расписывали?

Дети: - Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель: - Дети, а как мы располагали листики?

Дети: - Слева и справа.

Воспитатель: - Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и

                          расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем

                          рисовали на Руси?

Дети: - Угольками. Перышками.

Воспитатель: - Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные

                          перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать ? и т. д. Если ребенок закончил - Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости

                          попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите

                          поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте

                          мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: - Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке

                          наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети: - Никогда не болей, будь здоров;

               Расти сильным, крепким да удалым;

               Слушай отца-батюшку да родную матушку;

             Будь добр и пусть встречаются добрые люди;

               Пусть живет-поживает, да добра наживает;

Воспитатель: - Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже

                          подарок - настоящий именинный пирог.

                        - Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Воспитатель: - Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".

Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)

Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с  ...

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...