Главные вкладки

    Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)

    Программное содержание

    Цель:

    Приобщать детей к истокам русской культуры.

    Задачи:

    Развивающие:

    • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
    • Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
    • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
    • Развивать и тренировать мелкую моторику рук.

    Обучающие:

    • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.Формировать представление о прошлом нашей Родины.
    • Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
    • Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность.
    • Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, колыбелька, этажерка, сундук;

    Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.

    Учить создавать куклу-оберег из лоскутков.

    Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания;

    Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан.

    Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, лоскутки ткани, нитки.

    Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы.

    Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Экскурсия в комнату «Русская изба».

    Выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»

    Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»

    Ход занятия

       Дети и логопед:   под русскую народную музыку входят в групповую комнату.

    Логопед:  Мы красиво нарядились,
    Вкруг себя оборотились.
    Вышли песенки попеть,
    На людей посмотреть!
    Вышли дружно поиграть –
    Себя людям показать!

    C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194918_15.jpg

    Логопед:  Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

    Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

    Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

    Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

    Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

    -Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.

    (Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»

    -Вот мы и в старине. Посмотрите на экран.  (Показ презентации «В русской избе», беседа)

    Слайд 2

    -Где мы очутились? (Возле русской избы).

    - Кто жил в таких избах? (В таких избах жили большие крестьянские семьи.)

    -Ребята, сейчас Аня расскажет нам стихотворение об избе.( Изба – модель мира

    потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет)

    -А давайте послушаем приметы об избе, которых придерживались наши предки.  (1.Под каждый угол венца клали клочок шерсти (чтоб дом был тёплый), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

    2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие , чтобы из него выходили все беды и напасти.

    3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.)

    -Наши дети знают и пословицы об избе. (Избу ставят – Бога славят. Во всякой избушке свои погремушки. Изба детьми весела. Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится. Изба крепка запором, а двор – забором. Своя избушка – та же подружка.)

    -Молодцы ребята.

    Слайд 3

    -Посмотрите на следующий слайд. Кто это ребята? (Домовой)

    -Послушайте, что знают наши ребята о домовых. (Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то плохое, например пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.)

    -Ребята, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. А какие задания, мы узнаем, если увидим конвертики, с изображением домового. Хотите увидеть домового?

    Слайд4,5

    -Посмотрите на следующий слайд.

    -Что мы видим? (Большая комната –горница)

    -А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов.

    Что же входит в это понятие? (Это – мебель, посуда, одежда и многое другое.)

    Для чего они? Нам расскажут наши дети.

    Для того, чтобы красиво рассказать мы произнесем четко чистоговорку.

    УК-УК-УК- беру бабушкин сундук

    ЫН-ЫН-ЫН- полон наш кувшин

    НОК-НО-НОК- на столе чугунок

    АТ-АТ-АТ- взяли мы ухват

    ГА-ГА-ГА- наша пляшет кочерга

    ВАР-ВАР-ВАР- мы начистим самовар

    Слайд 6

     - Дети рассказывают стихи о предметах старины:

    Давным – давно в деревне 
    Жила одна семья. 
    Оставила в наследство нам 
    Большой сундук добра.

    Его сейчас откроем
    И поведём рассказ,
    Как жили наши предки
    Всего лишь век назад.
    Слайд 7

    Перед вами утюг, 
    Это бабушкин старый друг.
    Грелся он в то время на углях,
    Который был во всех дворах.

    Слайд 8

    Вот старинные кувшины.
    Сделаны они из глины. 
    Варили в них пищу на целый день,
    Кушай кашу кому не лень.

    Слайд 9

    А вот это лапоточки. 
    Прыгали в них через кочки.
    Плели их из лыка,
    Не обходилось здесь без кочедыка.

    Слайд 10

    Рубашка самотканая у дедушки была,
    Украшена узорами по вороту она.
    Слайд 11

    Как отважный черный конь,

    Скачет наш ухват в огонь.

    Тянет он из печи

    С горячей кашей чугунки!

    C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_195001_31.jpg

    Слайд 12

    Чугунок, ты чугунок!

    У тебя ни рук, ни ног.

    В черной саже, весь копчёный,

    Не украшен, но ядрёный!

    Слайд 13

    Он во главе стола - большой начальник:
    Зеркально блещут медные бока,
    На голове - пыхтит с заваркой чайник,
    Внутри - воды кипящая река.
    -Молодцы ребята!

    -Ребята, а почему у нас в избе так тепло?    (Ответы детей)  

    Слайд 14

     Конечно, посмотрите, какая  у нас печь стоит. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

    -А Вика нам расскажет стихотворение про печь.

    Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня.

    Ты свари, испеки, обогрей, освети, полечи и спаси. В дом богатства неси.

    -Почему мы так ласково  печке говорим? (Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.)

    -Ребята, посмотрите а под самоваром письмо. Наверное, домовой хочет с нами поиграть.

    -1задание: от каких двух слов произошло слово самовар? Вспомните и назовите слова, которые произошли от двух слов.

    -Молодцы!

    2задание: Ответить на вопросы:

    Слайд 15

    -Как называлось место в доме, где работала женщина? (Бабий уголок (кут)

    Слайд 16

    -Как называлось место в доме, где работал мужчина? (Мужской коник)

    Слайд 17

    -Как называлось самое почетное место в доме? (Красный уголок) Что в нем находилось?

    Слайд 18

    -Чем занимались женщины зимними вечерами? (Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.

    Слайд 19

    -Чем занимались мужчины зимними вечерами? ( Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты - короба.)

    Слайд 20

    -А где же люди спали на Руси? (На печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.)

    Слайд 21

    -С чем на Руси ходили за водой? (С коромыслом)

    Слайд 22

    -В каких сказках встречается русская печь? (Емеля из сказки «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Жихарка», «Колобок»).

    Раздается звук плача ребенка.

    - Ой, ребятушки, это же плачет наш недавно родившийся малыш. Нужно его успокоить и покачать.

    Достает из колыбельки куклу. 

    -На, Аня, покачай. (Девочка качает куклу, а все вместе с ней : (а-а-а-а), плач стихает.)

    -Ну вот, успокоился. Родился наш малыш, а мы ему имя еще не дали.  Как мы его назовем?  Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

    Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

    -Вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его мы все будем называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

    Дети: Егорушка.

    -Когда он вырастет, то его уже будут называть Егор. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Ответим на вопросы играя.

    • Игровое упражнение «Поиграем с именами»

    Дети стоят в кругу, педагог в центре. Педагог поочередно кидает мяч детям, дети, называют свое «Взрослое имя» возвращают мяч назад, как вариант - «Ласковое имя».

    - А вы знаете, что обозначает имя Егор? (дети высказывают предположения.)

    -Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос счастливым и богатым, чтобы у него было много-много земли, на которой он мог бы работать и кормить свою семью.

    - Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей.)

    - Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали.

    -Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

    Педагог предлагает детям вернуться на стульчики

    - Дети, посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки, какой-то мешочек, что же в нём? (Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки)

    -Давным - давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

    • Купание куклы:

    Дети поочередно кладут в воду уголек, зернышки, монетки, педагог купает малыша, сопровождая свои действия словами:

    уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,

    зернышки – «Будь всегда сыт»,

    монетки – «Будь всегда богат».

    Все вместе приговариваем

    Мыли-мыли-мыли-мыли

    Бело-набело отмыли

    Лишь головка одна

    Всё черным-черна!

    C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194944_18.jpg

    -Давайте Вика с Алиной полотенце, вытрем Егорушку.

    Дети вытирают куклу. Вместе говорим:

    Полотенце вышито и бело

      Вытирай-ка малыша умело

      Будет чистеньким малыш    

      Вырастет у нас крепыш.

    - Ну, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а теперь пора нам его…

    Дети:  - Одевать.

     - А во что ?

    Дети(высказывают свои версии)

    - Одевать будем вот в эту отцову рубашку. Посмотрите… какая она?

    - Большая, красивая, праздничная

    - А почему в отцову рубашку? Как вы думаете?

    Дети(ответы детей)

    - Отец с матерью хотят, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же здоровым, крепким, работящим, честным,  как и они.

    - Артем и Таня, оденьте Егорушку.

    Дети одевают куклу.

    -Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается. .

     - Что-то зевает наш Егорушка.  

    Пора нести Егорушку…

    C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194926_16.jpg

    Дети:

    - В колыбельку

    - Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушка?

    Дети кладут ребёнка в колыбельку.

    Чтобы наш ребеночек крепко уснул, нужно спеть…

    Дети:  -  колыбельную.

    - А что такое колыбельная?

    Дети:

    - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

    -Дети, а давайте вместе  споем колыбельную для Егорушки

    -Динамическая пауза

    Баю-баюшки-баю                                        

    Я тебе покой дарю.

    Ветер в окна к нам свистит,

    Снег по улице кружит.

    В небе звездочка горит:

    «Спи, сыночек, - говорит,

     Баю-баю-баю-бай

    Спи, Егорка, засыпай!»

      - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?   (ответ детей). А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток?

    -Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

    Слайд 23-25

    -Конвертик от домового. Он опять хочет с вами поиграть. Садитесь за столы.

    -Задание. Вам надо в словах определить первый и последний звуки, выложить их буквами и из этих букв сложить слово.

    МОНЕТА       УГОЛЕК        

         МА                  УК

                  МУКА

    C:\Users\user\Desktop\фото с однокл\IMG_20180110_194840_2.jpg

    -Молодцы!

    -Пока Егорушка спит, нам нужно приготовить ужин. Пойдемте со мной к печи, мне нужна ваша помощь. (Подходят к печи, становятся в круг)

    Давайте испечем пироги.

    Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные»

     Мы печем пшеничные

     Пироги отличные.

    («пекут пироги»)

     Кто придет к нам пробовать

    Пироги пшеничные?

    (разводят руки в стороны, пожимают плечами)

     Мама, папа, брат, сестра,

     Пес лохматый  со двора.

    (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

     И другие, все, кто может,

     Пусть приходят с ними тоже.

    (делают манящие движения руками)

    Тесто замесили мы,

    («месят тесто»)

     Сахар не забыли мы,

    («посыпают сахар»)

     Пироги пшеничные

    («пекут пироги»)

    В печку посадили мы.

    (разворачивают руки ладонями вверх)

     Печка весело горит,

     (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

     Наша мама говорит:

    (грозят указательным пальцем)

     - Крошки, что останутся,

    Воробью достанутся.

    («посыпают крошки»)

    -Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.

    -Ребятушки, пока в свой первый день наш ребеночек спит, нам  нужно смастерить ему подарки. Как вы думаете, что это может быть?

    Дети высказывают предположения.

    (Можно рубашку сшить. Или   носочки связать. А можно и  игрушку смастерить)                                                                                                      -Дети, давайте и мы с вами сделаем для Егорушки игрушку-куклу.

    Слайд 26

    - Какие куклы были на Руси? (Обрядовые куклы, куклы-обереги  и  игровые                         куклы. )

    Слайд 27

    -Какие народные  куклы вам знакомы?(  Масленица, чучело)

    - Мы с вами сделаем не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

    Дети:

    - Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

    -Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). А давайте сделаем куклу-Лихоманку (показываю готовую куклу.)  

    Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

    Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

    - А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

    Дети:

    - Никогда не болей, будь здоров;

    -Расти сильным, крепким да удалым;

    -Слушай отца-батюшку да родную матушку;

    -Будь добр и пусть встречаются добрые люди;

    -Пусть живет-поживает, да добра наживает;

     (ставят своих куколок на припечек)

    - Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

    - Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Егорушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?

    - Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!

     

    Частушки:

    На опушке два цветочка

    Голубой да аленький

    Я парнишка удалой,

    Хоть и ростом маленький.

     

    Знаю, где живет милашка,

    Под железом новый дом.

    Куплю красную рубашку,

    С батькой свататься пойдем!

     

    Накапаю я сирени,

    Туго на туго свяжу,

    Величаюсь я Миросей,

    А фамилию не скажу!

     

    Не ругай меня, маманя

    За помаду и духи.

    Ведь не я их покупаю, покупают женихи!

     

    У меня на сарафане

    По бокам кармашки, А в карманчиках духи, Чтоб любили женихи!

     

    Раздайся народ

    Чернобровая идет, чернобровая, бедовая

    Ни где не пропадет!

    Кузя:

    Запрягу я кошку в дрожки,

    А котенка в тарантас.

    Повезу свою Аленку

    Всем соседям на показ!

    - Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!

    -Ребята, пора нам возвращаться в наше время. ((Воспитатель с детьми, держась за руки, закручиваются в «змейку и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»

     Вам было интересно?

    - Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

    - С кем познакомились? (с младенцем Егорушкой)

    - Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

    - Что обозначает слово оберег? (оберегает)

    Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций

    Умный сильный наш народ
    Свою землю бережёт.
    А преданья старины
    Забывать мы не должны! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ «ПОМОЖЕМ ОСЬМИНОЖКАМ» (с использованием элементов ТРИЗ развивающих игр) Подготовительная группа.

    Развитие логического мышления, пространственного воображения, комбинированных способностей, смекалки и сообразительности....

    Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

    •       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

    Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной группы на тему: “Какого цвета весна”.

    Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая но...

    Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной группы Тема: «Какого цвета весна»

    Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной группы Тема: «Какого цвета весна» Цель занятия: с помощью нетрадиционной...

    Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".

    Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...

    Конспект комплексного занятияна тему: «Путешествие в страну русских музыкальных инструментов» в подготовительной группе

    познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;формировать у детей основы музыкальной культуры...