Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси
учебно-методический материал (средняя группа)

Наказная Ирина Сергеевна

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.

Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; .Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_zanyatiya.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №25 «Ивушка»

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Воспитатель:

Наказная И.С.

г. Михайловск

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.

Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; .Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим  «Предметы русской старины», «Русская изба»; работа с детьми , чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; мешочек ,тесьма,травы ,хлеб и соль.

Ход занятия.

Дети входят в групповую комнату и становятся в круг.

Приветствие:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята ,а вы знаете в какой стране мы живём?

Дети: Россия

Воспитатель: А как мы свами называемся?

Дети :Россияне .

Воспитатель: А  как называется столица Российской Федерации?

Дети :Москва.

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель: Я сегодня вас приглашаю в необычное путешествие –путешествие на Руси.

Поможет на в этом волшебный клубок. Скажем волшебные слова:

«Ты катись, катись клубок

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Нам дорожку покажи».

Клубочек катится – дети идут следом. Попадают в русскую избу, здороваются:

-Здравствуйте, хозяева!

Дети в роли хозяев встречают , хлебом- солью, здороваются.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие .

Хозяева: Хлеб- соль отведайте.

Хлеб- на Руси считается символом гостеприимства ,богатства и достатка.

Соль – защищает дом от нечистой силы .Хлеб поднося на рушнике ,он считается символом божьего благословения. (Хозяева угощают гостей караваем)

Воспитатель: Дети ,как вы думаете куда мы попали?

Дети:

- В русскую избу.

Воспитатель:

- А почему вы так решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь много разных вещей, которые нужны дома (самовар, печь, посуда и тд).

Воспитатель: показывает на чугунок.

-Дети ,что это?

Дети :чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети :В нём варили кушать

Воспитатель: Ребята ,что это (Показывает на лапти)

Дети:Лапти.

Воспитатель :Для чего нужны лапти?

Дети:Их обували на ноги.

Воспитатель обращает внимание на сундучок.

«Вот сундучок не простой расписной, с секретом».

Дети рассматривают, гадают, что же там может быть.

Воспитатель:

Нет в сундуке ни злата, ни серебра.

Нет в нем алых ленточек

А живут здесь разные загадки.

Вы умеете отгадывать загадки?

( достает загадки из сундука)

«Стоит толстячок

Подпечёный бочок

Шипит, кипит

Всем чай пить велит». (Самовар)

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». (Печь)

«То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь- продырявит». (Утюг)

«Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая». (Свеча)

Дети отгадывают загадки, находят нужные предметы.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с предметами быта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где самое уютное место в доме?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно печь .Ребята ,а вы знаете ,что с печкой было связанно много обрядов и обычаев. Она является хранительницей семейного очага, в ней готовили еду .Не даром говорится ,что печка накормит и согреет.

Воспитатель: Ребята ,а кто из вас знает ,что можно приготовить в печи?

Дети: Щи, Пироги, блины.

Воспитатель: показывает ухват

Воспитатель :Ребята ,а вы знаете ,что это ?

Дети : Ухват.

Воспитатель :Правильно ,ухват.Припомощи ухвата женщины доставали из печи горячий чугунок(Посмотрите)

Воспитатель: Ребята скажите, какая  у русского народа самая знаменитая еда?

Дети :Блины.

Воспитатель: Правильно, блины.

Воспитатель: Блинами я предлагаю угостить наших дорогих гостей

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Вы любите играть?

Дети:Да

Игра называется  «Плетень»

Дети становятся в шеренгу и берутся за руки .Ведущий ведя за собой остальных почти замыкает круг проходя между последним и предпоследним игроком в цепи, обходит закручивая предпоследнего игрока так ,что его рука ложится на плечо последнего игрока в цепи таким же образом обходит остальных игроков.И так до самого конца. Теперь его нужно расплести,только двигаться нужно в обратном направлении.(Звучит русская народная песня « Плетень»)

Воспитатель : Ну что ребята , мы не много разомнулись и я предлагаю вам сделать «оберег»

Воспитатель: Дети, а что такое оберег?

Дети высказывают свои предположения:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую (на столах разложены: мешочки с травой).

Воспитатель:Сегодня мы будем делать «оберег» (объясняет последовательность работы).

Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.

Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? и т.д.

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т.п.

Воспитатель: А теперь нам нужно возвращаться в нашу группу

          -Раз,два,три клубочек в нашу группу нас верни.

          Подведение итогов: Где были? Что видели? Чем угощали? Какой оберег делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись п...

Конспект комплексного занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей с использованием нетрадиционной техники рисования на пленке «Мы – Россияне» (подготовительная группа)

Цель: Развитие патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы,систематизировать, обобщить и закрепить в процессе совместной деятельности знания детей о России, познакомить с  ...