Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шунайлова Лариса Альбертовна
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас детей существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить детей составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Предварительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим: «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  комплексного занятия в старшей группе

На тему: «Семейные обычаи на Руси»

Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас детей существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить детей составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Предварительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим: «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.

Ход занятия.

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: - Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:  - Да.

Воспитатель:  - Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:  - Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель:  - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:   - Направо.

Воспитатель: - А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель: - Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: - Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:  - В русской избе.

Воспитатель: - А почему вы решили, что это изба?

Дети: - Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети: - Чугунок.

Воспитатель: - Для чего нужен чугунок?

Дети: - В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети: - Лапти.

Воспитатель: - А для чего нужны лапти?

Дети: - Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: - Дети, что это за звук? Кто плачет? (Ребёнок достает из колыбельки куклу.)

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы когда Егорушка вырос, у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:  - Тезки.

Воспитатель: - А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.

Дети рассказывают об известных им людям.

Воспитатель: - Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: - Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: - Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети: - Привыкай к домашнему теплу.

Один  ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: - А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: - Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: - А что говорили, когда клали монетку?

Дети: - Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям искупать  куклу.

Тили - тили- тили- тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли - мыли-мыли-мыли

Бело - набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным - черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: - Одевали.

Воспитатель: - А во что одевали ребеночка?

Дети: - В папину рубашку.

Воспитатель: - А почему ребеночка одевали в папину рубашку?

Дети: - Чтобы ребенок был похож на папу и маму.

Воспитатель: - Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: - Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: - Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: - А что приговаривали, когда надевали рубашку родителей?

Дети: - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхают.

Воспитатель:  - Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: - Укладывали спать.

Воспитатель: - А куда клали спать ребеночка?

Дети: - В колыбельку.

Воспитатель: - А что же такое колыбелька?

Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: - Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети :  - Деревянная, расписная.

Воспитатель  Дети,  что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли.

- Что же это?

Дети: - Хлеб и соль.

Воспитатель: - Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали  дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: - Пели колыбельную.

Воспитатель: - А что такое колыбельная?

Дети:  - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: - Дети, а давайте и мы, споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю - баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю – баю -баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка.  Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?

Мой день рождения – осенью, в октябре. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель: - Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети: - Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель: - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?  Ну, тогда садитесь за столы.

 Рассматривают  образец.

- Из чего мы с вами его лепили? Чем украшали? Как располагали рябинки?

Дети: - Из соленого теста,  украшали  ягодой рябинкой, ленточкой, располагали рябинки вверху, внизу, слева, справа.

Воспитатель: ребята, а  какими узорами  мы умеем  расписывать предметы?

Дети: - Точками, волнистыми линиями, листочками.

Воспитатель:  но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Воспитатель: да, угольками и гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.

Воспитатель рассаживает детей за столы,  напоминает об осанке за работой, помогает детям. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.). После работы воспитатель хвалит детей за работу, отмечает  аккуратность и т. п.

Воспитатель: - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та – ра -ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель: - Дети, понравилась игра? А теперь, давайте подарим Егорушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети: - Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

Слушай отца-батюшку да родную матушку.

 Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

 Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Ответы детей.

Спасибо  за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа

Конспект занятия в старшей группе по теме: семейные традиции русского народа...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект занятия в старшей группе на тему : «Народные праздники на Руси».

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...

НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"

Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях....

Конспект занятия в старшей группе на тему "Семейные традиции"

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье.  Они хранят и защищают нас...

Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...