Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака на Руси» с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салова Лилия Викторовна

Закрепление представлений о весеннем русском народном празднике «День рыбака на Руси».

Совершенствование знаний о весенних русских народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.

Закрепление знаний детей о рыбах северных морей России, о фольклоре на тему весны, рыбалки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rybaka_na_rusi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 22

общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей»

г. Кириши Ленинградской области

Конспект НОД

«День рыбака на Руси»
с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)
Образовательная область: познавательное развитие

составила:

Салова

Лилия Викторовна

Воспитатель

МДОУ «Детский сад № 22»

г. Кириши

2014 г.


Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «День рыбака на Руси» с элементами фольклора и мнемотехники (итоговая)

Цель: Закрепление представлений о весеннем русском народном празднике «День рыбака на Руси».

Совершенствование знаний о весенних русских народных праздниках, традициях, приметах, особенностях празднования.

Закрепление знаний детей о рыбах северных морей России, о фольклоре на тему весны, рыбалки.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы работы: Игровые упражнения, ситуативный разговор, беседа, ведение диалогов.

Задачи:

  1. Закреплять представления о весенних праздниках народного календаря, о Дне рыбака на Руси, рыбах северных морей России.
  2. Продолжать совершенствовать знания о традициях, приметах, особенностях празднования и предметах, символизирующих каждый праздник.
  3. Совершенствовать навыки работы с мнемотехникой, декодировать информацию с мнемосимволов.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к русской народной культуре.
  5. Активизировать словарь детей: названия рыб северных морей России, названия весенних русских народных праздников, приметы весны, рыбацкие приметы, Карбас, зуйки, сказочник, небылицы, заклички.

Предварительная работа:

- Ознакомление с весенними русскими народными праздниками, традициями русского народа.

- Ознакомление с весенними, рыбацкими приметами.

- Ознакомление с рыбами северных морей России.

- Ознакомление с особенностями рыболовства на Руси.

- Ознакомление с русским народным фольклором.

Материалы и оборудование:

Тарелочки с мнемосимволами рыбацких примет, таблица мнемосимволов упражнений и игр, деревянная хохломская ложка, картинка «Карбас». Дети и воспитатель в русских народных рубахах, штанах, рыбацких шапках, на ковролине силуэт весеннего дерева, к нему в корзинке зеленые листья; корзинка с предметами к весенним народным праздникам, платок с аппликацией русской народной приметы «День рыбака. Алексей с гор вода».

Песня группы «Иван Купала» «Перепелка».


Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент

Выходит ребёнок, произносит весеннюю закличку:

Ой, весна моя,

Ты весняночка

Из-за темных лесов явись!

Солнышко, покажись!

Под музыку входят дети, заводят хоровод русская народная песенка «Идёт матушка Весна»

Идет матушка-Весна

Отворяй-ка ворота,

Первым март пришел

Белый снег сошел,

А за ним апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как придет май

Солнце в терем приглашай!

 В конце хороводной игры три ребенка- весенних месяца оказались в центре круга.

Воспитатель: обращаясь к детям в центре круга :

- Кто вы такие?

Дети:  Мы весенние месяцы (хором).

           1-ый ребёнок:-  Я - март,

           2 – й ребёнок:  Я- апрель,

           3 –й ребёнок:    Я  - май.

Воспитатель:    Ах, вот оно что!

- Ай да матушка-весна. Небо голубое, высокое, словно чистой водой вымыто.

Снег со льдом растопила, землю напоила, траву, цветы, кустарники, деревья разбудила.

Основная часть

Смотрите деревце! Подойдем к нему! (Ваня с детьми подходят к коврографу, все встают полукругом.)

Воспитатель:   Весна еще его не разбудила, в весенний наряд не нарядила. Чтобы деревце разбудить, нужно весенние приметы подарить.

Дидактическая игра «Разбуди деревце»

Цель: закрепление представлений о весенних приметах.

Каждый берёт листочек из корзины, называя весеннюю примету.

Речевой материал:

Синие облака в апреле к теплу и дождю.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Мокрый апрель – хорошая пашня.

Длинные сосульки к долгой весне.

Если весною долго не линяют зайцы – жди продолжения холодов.

Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.

Вода с гор потекла, весну принесла.

Малая птичка соловей, а знает май.

Увидел грача – весну встречай.

Чайка прилетела – скоро лед пойдет.

Воспитатель: Понравились весне комплименты, приглашает Весна нас на полянку весеннюю, позабавиться.

Вокруг себя повернись, на полянке окажись (присели на травку).

На полянке стоит корзинка с набором предметов, символизирующих весенние праздники народного календаря.

Дидактическая игра: «Весенняя корзинка»

Цель:    установление причинно- следственных связей

Воспитатель предлагает детям  выбрать предмет, называя  народный праздник,  которому он соответствует.

Воспитатель: Вот корзинка, в ней загадки весны. Отгадайте весенние праздники народного календаря.

Дети: (образец ответа) Это пасхальное яйцо. Праздник называется Пасха.

Речевой материал:

Пасхальное яйцо

Пасха

Комар

Лукерья-комарница

Лук

Козьма. Люди сеют свеклу, морковь, лук

Грачи

Герасим-грачевник

Рыбка

Праздник называется Алексей с гор вода. День Рыбака на Руси

Верба

Праздник называется Вербное воскресенье

Ледоход

Праздник называется Никита-водопол

Венок

Евдокия-весновка

Воспитатель:   На праздники люди надевали нарядную одежду, головные уборы.

Вот платочек Марьюшкин, подружки моей. (На платке аппликация)

Дидактическая игра: «Марьюшкин платочек»

Цель: совершенствовать умения декодировать информацию с мнемосимволов.

Воспитатель демонстрирует  платок, на котором  закодирована информация о «Дне рыбака». Совместно с воспитателем дети делают вывод, что Марьюшка надевала  платочек на «День рыбака - Алексей с гор вода».

Воспитатель: Ребята, на Руси люди не только нарядную одежду на праздники надевали, но и посуду лучшую выставляли. Вот и у меня тарелочки праздничные есть ко Дню рыбака. А на тарелочках рыбацкие приметы. Назовите примету.  Каждому ребёнку за правильный ответ выдают шапочку рыбака.

Воспитатель:  Я, Ваня, знатный рыбак, а вы молодые рыбаки. – Как называли молодых рыбаков на Руси?

Дети: Молодых рыбаков называли зуйками.

Воспитатель:  На чем на Руси плавали рыбаки?

Дети: Рыбаки плавали на карбасе.

Воспитатель.  Карбас – что это?

Дети: Карбас – это большая лодка с парусами.

Воспитатель: Скажите, кто рыбакам на Руси во время плавания сказочные истории рассказывал, быль с небылицами мешал?

Дети: Это сказочник.

Воспитатель:  И мы сказочника с собой возьмем. Сегодня мы отметим День рыбака как праздновали на Руси. Садитесь на карбасы. Вперед!

Физкультминутка

Дети по 4 человека садятся на пол, руки кладут на плечи  впереди стоящего и, покачиваясь вперед- назад, произносят закличку про ветер.

Вей-ветерок!

Натяни парусок

Гони мой карбас

На всех парусах.

Воспитатель:  Вот мы и поплыли (все встают). Смотрите,сколько рыбы кругом! Эй, зуйки! Вставайте, рыбу ловить будем. А море-то волнуется, пока ловить нельзя. Море утихло, ловим рыбу по одной.

Дидактическая игра  «Морские рыбы»

Цель: закрепление употребления существительных винительного падежа единственного числа

Воспитатель: Как называется рыба, которую ты поймал? Кого ты поймал?

Воспитатель:  Ваня: Ай да зуйки, знают морских рыб. А где же наш сказочник? Узнаем его по красивому воротнику. Вставайте в хоровод быль с небылицей слушать.

Дидактическая игра  «Небылицы»

Цель: развитие мыслительных  операций: анализа, синтеза.

Дети в кругу, один в центре.

Выбирается один сказочник, который рассказывает небылицу, остальные  анализируют, быль это или небылица.

Речевой материал:

Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку скажу.

Кошка на окошке рубаху шьет

Петух в печи пироги печет

Быль или небылица?

Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку скажу.

Шла собака через мост

Четыре лапы, пятый хвост.

Быль или небылица?

Если мост обвалится

То собака свалится.

Быль или небылица?

По небу медведь летит,

Он ушами и лапами машет

Быль или небылица?

Воспитатель:  Рыбы наловили. Давайте блюда из рыбы приготовим. Вставайте в круг.  Ложку передавай, блюда из рыбы называй.

Дидактическая игра  «Рыбные блюда»

Цель: упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

  1. Я сварил уху.
  2. Я сварил рыбный суп.
  3. Я испек рыбную калитку.
  4. Я  приготовил рыбный салат.
  5. Я пожарил рыбу.
  6. Я пожарил рыбные котлеты.
  7. Я потушил рыбу.
  8. Я сделал рыбный рулет.
  9. Я сделал пюре с рыбой.
  10. Я испек рыбный пирог.

Воспитатель: Пора возвращаться, скажем слова: Вокруг себя повернись в детском саду окажись!

Итоговая часть:

Воспитатель: Вот и закончилось наше плавание на карбасах. Какой день мы отмечали?

Дети: Мы отмечали День рыбака.

Воспитатель: Давайте вспомним, где мы были, что делали.

Воспитатель с детьми подводит итог, вспоминает игровые упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Силуэтная аппликация с элементами рисования "Веселые ладошки".

Этим занятием формируем  у детей умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки), развиваем воображение. Совмещаем технику аппликации с рисованием гуашью....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"

Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Рисование декоративное с элементами письма «Такие разные зонтики».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе.Тема: Рисование декоративное с элементами письма «Такие разные зонтики»....

Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «День рождения Слона».

Вконце учебног года в каждой группе проводятся итоговые занятия.  Предлагаю итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе«В поисках радуги» (с элементами театрализованной деятельности)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группекомбинированного вида МКДОУ детский сад №15 г.Еманжелинска«В поисках радуги» (с элементами театрализованной д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: День Земли

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе: День Земли...