Образовательное событие "Зимний чемпионат по кормлению птиц"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дударева Татьяна Михайловна

В материале описано образовательное событие, которое прошло в старшей - подготовительной группе. Направлено на формирование экологической культуры детей, желанию заботиться о птицах, зимующих в сложных суровых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_sobytie_zimniy.doc681 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие «Зимний чемпионат по кормлению птиц - 2019»

Актуальность:

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было не встретить птиц. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает от голода во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова.

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Организация и проведение образовательного события «Зимний чемпионат мира по кормлению птиц – 2019»способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения.

Привлечение родителей к участию в образовательном событии (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности в подготовительной группе такого события можно считать своевременным и актуальным.

Участники образовательного события: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей - подготовительной группы,  родители.

Ожидаемые результаты реализации образовательного события:

• Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации образовательного события.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

Этапы реализации образовательного события:

I этап – определение тематики

1. Создать условия для формирования расширения знаний о зимующих птицах.

2. Составить план совместной деятельности по уходу и кормлению птиц зимой.

3. Привлечь родителей к участию в образовательном событии (корм, кормушки)

4.Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

5. Обращение к детям детского сада (листовки).

I I этап  - определение целей, задач, дополнительных ресурсов для реализации предстоящего события

Цель:

- Обогатить и расширить знания и представления участников образовательного события о птицах, особенностях их образа жизни, повадках птиц, о роли человека в жизни зимующих птиц.

- Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц.

Задачи:

- Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.

- Способствовать активизации и расширению словаря по теме, развитию связной речь детей, совершенствованию уровня накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время.

- Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

- Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях.

III этап – подготовка к образовательному событию

1. Беседа «Зимующие птицы»

2. Заучивание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»

4. Чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о птицах

5. Д/игра «Накорми птиц»

6. Д/игра «Верю – не верю»

7. Распределение кормушек для птиц на территории детского сада

8. Экскурсия - наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»

9.Организация дежурства детей

10. Прослушивание голосов птиц

11. Информация в уголке для родителей «Покормите птиц зимой»

12. Памятка: «Как подкармливать птиц», «Правила поведения возле кормушек»

13. Разучивание песни «Мы хотим, чтоб птицы пели», танец «Что манит птицу?»

IV этап – проведение образовательного события «Зимний чемпионат по кормлению птиц – 2019»

V этап – рефлексия

«Покормите птиц зимой!»

(информация в родительский уголок)

Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте

кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Они отблагодарят нас весёлым пением и подарят нам хорошее настроение.

Беседа «Зимующие птицы»

Программное содержание:

Познавательные задачи: Формировать представления детей о   зимующих птицах. Активизировать словарь: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно ласкательной форме.

Развивающие задачи: Способствовать развитию наблюдательности, памяти, логического мышления, умению составлять описательный рассказ. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к птицам, желание помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход ООД:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним

утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» ( голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице?

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена. Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами.

―Кузница - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в

которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку – летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под ―кузницей дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно,

питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.)

Правильно, молодцы! Давайте смастерим кормушки из наших пальчиков.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Ребята, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить в следующий раз? (ответы)

Стихотворение о птицах

Яшин Александр «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Т. Зайцева

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

Пословицы и поговорки о птицах

  • Видно птицу по полету.
  • Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
  • Всякая ворона свой зобок набивает.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Знает птица, что без Родины не годится.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Всякая птица по-своему поет.
  • Всякая птица своим клювом сыта.
  • У каждой пташки — свои замашки.
  • Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
  • Вороненку гнездо — родимая хата.
  • Немного синица ест, пьет, да весело живет.
  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Сорока весть на хвосте принесла.
  • Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
  • Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
  • Соловей берет пением, а человек — умением.
  • Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  • Кукушка кукует, по дому горюет.

Дидактическая игра «Накорми птиц».

Задачи: формировать  знания о том, чем питаются птицы, развивать познавательные способности.

Ход игры:

Дети получают большие карточки с изображением птиц. Воспитатель по очереди показывает маленькие карточки с изображением корма для птиц и ставит вопрос:

- Какая птица любит полакомиться хлебными крошками, семенами арбуза, ягодами рябины и т. д.

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Задачи: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны

ответить: верю или не верю, при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель

бросает мяч.

· Клесты выводят птенцов зимой?

· У синицы желтая грудка?

· У воробья большой сильный клюв? (Не верим!) А у кого такой клюв?

· У сороки длинный черный хвост?

· У свиристеля на голове хохолок?

· Снегирь любит сало? (Не верим!) Какая птица любит сало?

· Ворона питается остатками пищи?

· Клесты любят семена шишек?

Памятка “Как подкармливать птиц”

1.Кормушки лучше делать самые простые из подручных материалов.

2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4.Кормушки нужно держать в чистоте.

5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солѐные), сушѐные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолѐное свиное сало. Нельзя давать чѐрный хлеб.

Правила поведения возле кормушек

- Громко не кричать,

- Не сорить,

- Не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

- Корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам.

Если начал птиц кормить, ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты им не оставляй!

Так доверчивы они, верят нам как дети.

Помни – ты их приручил, ты за них в ответе!!!

Образовательное событие «Зимний чемпионат по кормлению птиц – 2019»

Цель:

- обобщить знания детей о  птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.

Задачи:

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей, образного мышления.

- воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.

- способствовать активизации и расширению словаря.

- развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы.

- способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания.

- способствовать развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать.

ХОД:

Ведущий: Здравствуйте ребята! А давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? (Зима). Назовите, пожалуйста, по одному признаку зимы. (Много снега, на улице холодно, вся природа спит, люди стали одеваться теплее…).  

Всюду иней серебрится,

Ветка каждая блестит.

Скачет, прыгает синица

И на месте не сидит:

Как бы перья синие

Не покрылись инеем.

А как птицам приходится зимой? (ответы детей)

Раздается посторонний звук, шум.

Ведущий: Ой, что это? Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела птица. Вы ее узнали? (сорока)

Сорока: Здравствуйте ребята! Это улица Шолохова, дом 7? (да) Хорошо, значит правильно прилетела. Донеслась до нас новость, что проводите вы Зимний чемпионат по кормлению птиц. Собрались мы на лесной полянке с моими пернатыми друзьями, решили подружиться  с вами.  И вот я на своём хвосте  весточку от них принесла. Только я вам её не отдам. Сначала вы выполните все мои задания. Готовы?

Сорока: Какие вы молодцы. А песни петь умеете?

Дети поют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Сорока: Заслушалась, настоящие артисты! Ну, что ж пора отправляться в путешествие. Вот получите маршрутный лист.

1 задание «Узнай птицу»

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса. Вы легко их узнаете по описанию.

1.Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2.Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на головке черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица.)

3.У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела — черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица — труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой.(Дятел.)

     4.Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она очень подвижная, суетливая птица. (Сорока.)

5.У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - черные, остальное тело — серое. (Ворона)

2 задание «Выбери корм для птиц».

Из представленных кормов, необходимо выбрать только тот, который можно использовать для кормления птиц ( соленое сало, свежее сало, семечки, зерно, крупы, хлеб белый, хлеб черный).

3 задание «Отвечай быстро». Детям предлагается быстро ответить на вопросы:

-чем птица рулит? (Хвостом);

-как зовут детёныша птицы? (Птенец);

-откуда появляются птенцы? (Из яйца)

-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелётные);

-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);

-чем покрыто тело птицы? (Перьями).

-по какой птице можно определить погоду (Ласточка)

-из чего птицы строят гнезда (веточек, грязи, травинок)

4 задание «Изобрази птицу».

Детям предлагается вытянуть карточку с изображением птиц. Озвучить и показать ее. (ласточка, скворец, соловей, кукушка, аист, утки, ворона, воробей)

5 задание: "Найди чей домик?" Предлагаются картинки птиц и их домиков: Ворона - гнездо на дереве, аист - гнездо на трубе, утка, гусь - гнездо в траве, ласточка - гнездо под крышей дома, скворец - скворечник, а кукушка без гнезда. Объяснить, почему?

Сорока: Молодцы! Все задания выполнили! О каких моих пернатых друзьях говорили, помните? (да) Расскажите.

Ведущий: А мы тебе станцуем танец про птиц, посмотри.

Танец «Что манит птицу?»

Сорока: Ладно, получайте письмо!

Ведущий: Давайте, ребята, я вам помогу письмо прочитать.

Текст письма:

«Здравствуйте! Знаем, что в вашей школе самые добрые ребята, которые заботятся о птицах зимой! Ежегодно вы  открываете столовую для пернатых. А в этом году проводите «Чемпионат по кормлению птиц -2019». Собрались в стайки, спешим к вам в гости!»

Ведущий: Дети, а как принято гостей встречать? Пойдемте раскладывать в наши кормушки корм (все вместе насыпают корм в кормушки)

Сорока: Не устаю удивляться, какие вы гостеприимные! Спасибо вам за угощение! Будем радовать вас своим пением! Полечу созывать своих пернатых друзей на ваши кормушки.

Фото

             

    Левый гостеприимный вратарь                                     Правый гостеприимный вратарь    

              

                       Птичий городок                                               Расписание дружеских встреч

     

            Берестяная избушка                                                              Ледяной дворец

         

          Птичий Чупа – чупс                                                                    Птичья беседка                

                   Готовим птицам угощение                                   Мы кормушки смастерили…

        

         Рисуем  птиц                                                                          Лепим птиц

         

         Чем накормим птиц?                                                        Найди дом птице                           

Угощаем птиц

   

          

  Открываем чемпионат по кормлению птиц              Мы хотим, чтоб птицы пели… 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД "Кормление птиц"

конспект по окружающему миру для первой младшей группы...

Кормление птиц зимой

Конспект занятия на тему: "Кормление птиц зимой" в подготовительной группе...

"Кормление птиц зимой" Планово-тематическое мероприятие

Экологическое воспитание, как и воспитание любых чувств, не может осуществляться шаблонно и формально. Ребенок тогда будет выстраивать свое отношение к окружающей его природе, когда он поймет природу ...

«Кормление птиц зимой», ООД

Уровень обр. орг. АОУ детский сад №10 «Лучик», 22.12.2020г....

памятка по кормлению птиц

Рекомендации по кормлению птиц в холодное время для детей и родителей...

Кормление птиц на прогулке 2022г.

Птиц можно кормить нежареными семечками, неочищенными зёрнами проса, овсяными хлопьями, зерновыми отходами, заранее заготовленными ягодами рябины, хлебными крошками, белым хлебом, несолёным салом и не...