Конспекты «Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тузова Елена Николаевна

Работа «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей подготовительной группы» направлена на решение следующих задач:

  1. Развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний о взаимосвязях окружающего мира.
  2. Развитие интеллектуальных и исследовательских способностей детей.
  3.  Поддержание у детей инициативы, пытливости и самостоятельности.
  4. Развитие навыков и умений проводить простейшие измерения и манипуляции с приборами, веществами и предметами.
  5. обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конкурс профессионального педагогического мастерства

«Мой лучший урок»

Конспект

 занятия-экспериментирования

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

Тузова Е.Н.,

Педагогический стаж – 10 лет

П. Калиниха, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

В старшем дошкольном возрасте одной из ведущих потребностей для детей является творческая активность. Также у детей продолжает развиваться образное мышление. И экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям, потому как в ходе этой деятельности развивается наглядно-образное, наглядно-действенное мышление и творческий подход к решению задач.

Образовательная программа детского сада «Берёзка» составлена на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева.

В 2015 году  мною был разработан план по самообразованию на тему: «Использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе познавательного развития детей старшей  группы».  При разработке этого плана была использована литература: «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» О.А. Скоролупова, «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина, «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» З.Ф. Аксенова.

В рамках этого плана я проводила кружок «За новыми знаниями». Работа кружка была организована в направлении неживая природа – воздух, вода, почва, магниты, магнетизм. Конспект одного из занятий я привожу ниже.

Занятие-экспериментирование «Удивительные свойства воды»  проходило в старшей группе Калинихинского детского сада №6 «Березка». Количество детей в группе составляет 25 человек, из них девочек и мальчиков. Возраст ребят 5 – 6 лет.

Занятия по экспериментированию положительно влияют на эмоциональную сферу детей – возможность поучаствовать самим в открытии новых знаний детей очень радует. Благодаря наглядности и возможности самостоятельно рассмотреть изучаемый объект с различных сторон им экспериментирование особо интересно. Дети задавали интересующие их вопросы и пытались сами найти на них ответ.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.

Задачи: 

- Показать значение воды для всего живого.

- Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.

Оборудование и материалы:

Мультимедийный  проектор, слайд-презентация «Удивительные свойства воды», аудиозапись «Ручеек».

У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера, валериана в каплях.

У детей на столах: одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, крупа в стаканах, сахар-рафинад.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Включается аудиозапись «Ручеек»

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это? (ответы детей). Правильно, ручеек. Он зовет нас узнать что-то новое. Присаживайтесь за свои места и попробуйте отгадать, какие новые знания приглашает нас открыть ручеек.

МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

Стоит корыто
Полно воды налито.
(Озеро.)

К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей.)

В небе родился,

В земле схоронился.

(Дождь)

Воспитатель: Ребята, что объединяет отгадки? Что мы с вами сегодня будем исследовать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня речь пойдёт о воде. Вода – очень удивительное и нужное вещество. А кому нужна вода? (Ответы детей)

(Вода нужна человеку для приготовления пищи, стирки, умывания и т. д.)

СОЗДАНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ  СИТУАЦИИ

Воспитатель: А кому еще нужна вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут. Сегодня я вам предлагаю познакомиться со свойствами воды.

РЕШЕНИЕ  ПРОБЛЕМНОЙ  СИТУАЦИИ

Опыт 1.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас есть стаканчики с крупой. Давайте пересыплем ее в пустой стаканчик. Что крупа делает?(Сыплется)

Воспитатель: А теперь то же самое проделаем с водой. Что вода делает? (Льется).  Почему? (потому что вода жидкая)

Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, рассмотрите предметы. Скажите, какая форма у этих предметов? (кубик, шар).

Воспитатель: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят,  что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: вода формы не имеет.

Опыт 2.

Воспитатель: Ребята, кто из вас пробовал сахар? Какой он? Правильно, сахар сладкий. А какой на вкус лимон? Ребята, скажите, у воды есть вкус? Попробуйте. Какая она на вкус? Солёная? Сладкая? Кислая? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем положить в нашу воду сахар. Размешаем. А теперь снова попробуем нашу водичку. Какая она стала? (Ответы детей)

Вывод: Вода не имеет вкуса. Она принимает вкус добавленного в нее вещества.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. Мы отправимся  на речку и посмотрим, кто же там живет? (пальчиковая гимнастика «Рыбки» - Приложение №2)

Опыт 3.

Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета вода? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите,  что у меня в стакане? (стакан с молоком). Какого цвета молоко? Правильно, белое.

Воспитатель: Ребята,  а сейчас я помешаю молоко ложечкой. Куда исчезла ложка? Вы ее видите? (ответы детей)

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу? Молоко белого цвета и сквозь него нельзя увидеть предметы, а вода – прозрачная, и предметы, опущенные в воду легко рассмотреть.

Вывод: вода не имеет цвета, чистая вода прозрачна.

Опыт 4.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой запах вам больше всего нравится? Вам нравится, как пахнут мамины духи? А бабушкины пироги? А лук? А теперь давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Вода ничем не пахнет).

Капнуть в стакан с водой каплю валерианы.

Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Я капнула в нее каплю валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.

Вывод- вода не имеет запаха.

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  И  РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Ребята, о чем сегодня шла речь на нашем занятии? (ответы детей) Что вы узнали нового? Подводим итоги нашего занятия и делаем вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Формы и методы взаимодействия воспитателя и детей

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

Привлечение внимания детей (аудиозапись «Ручеек»)

Переключение внимания  от игры к занятию

Мотивация и целеполагание

Чтение загадок

Подключение логического мышления

Создание проблемной ситуации

Метод вопросов

Повышение эмоционального отклика

Решение проблемной ситуации

Исследование свойств воды

Игровой прием

Ожидаемые результаты:

- дети приобрели новые знания о значение воды для всего живого,

- у детей сформировано представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы.

Приложение №1

Кружок «За новыми знаниями»

Перспективное планирование

Тема

Программное содержание

«Удивительные свойства воды»

Показать значение воды для всего живого.

Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость, которая не имеет формы, вкуса, цвета и запаха.

  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

«Превращения воды»

Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое.

 Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние) и о переходе воды из газообразного состояния в жидкое.

  • Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Холодное стекло»

Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется.

Познакомить детей с защитными   свойствами  льда.

Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

«Путешествие воды»

Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно, чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется.

Познакомить детей с понятием –  круговорот воды в природе.

Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире

«Белоснежное одеяло землю укрывало»

Познакомить с защитными свойствами снега – снег защищает растения от холода.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Воздух –невидимка»

Уточнить знания детей о свойствах воздуха: не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх.

Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

«Почва – живая земля!»

Закрепить представления детей о составе почвы.

Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, влага.

Уточнить значение почвы для жизни растений и человека. 

«Песок и глина»

Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (песок – сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду; глина – пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, если обожженная в печи – нет, становится как камень).

Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

«Металл и его свойства»

Познакомить детей со свойствами металла (прочный, проводит тепло, некоторые обладают магнетизмом).

Закреплять знания детей об использовании металла человеком.

Воспитывать желание детей получать новые знания самостоятельно в процессе экспериментирования.

«Волшебная рукавица»

  • Познакомить детей с понятием “магнит”.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Приложение №2

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

 (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

 Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

 Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

 (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

 (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в процессе детского экспериментирования.

Эта презентация поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации экспериментальной деятельности....

Презентация: "Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы"

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы...

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы...

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "

Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования  у детей старшего возраста "...