Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Дьяченко Галина Сергеевна

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Стендовый доклад

        

«Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                       

                                                            Разработала и реализовала:

                                                            воспитатель

                                                            Дьяченко Галина Сергеевна

город Бердск

Стендовый доклад

«..ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

…ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности».

Из целевых ориентиров ФГОС ДО

«Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

  1. Формировать интерес  к экспериментированию;
  2. Способствовать усвоению детьми обобщенной модели организации собственного исследовательского проекта;
  3. Побуждать детей к деловому и познавательному общению со сверстниками по поводу планирования деятельности, обсуждения её содержания и результатов;
  4. Поощрять проявление самостоятельности при выдвижении гипотезы решения проблемы или творческой задачи; обсуждении способов проверки гипотезы, определении путей достижения результата;
  5. Развивать способность к волевым усилиям в процессе достижения результата экспериментирования;
  6. Воспитывать ценностное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности сверстников.

Детское экспериментирование – практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств объектов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Виды детского экспериментирования:

(По Н.Н. Подъякову)

  • Бескорыстное экспериментирование, направленное на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи.

В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте.

  • Утилитарное экспериментирование, направленное на решение конкретной практической задачи.

Процесс познания объекта осуществляется с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата.

В чем проявляется исследовательская активность дошкольников?

  • В интересе к определенным проблемам или объектам, который ребенок удовлетворяет с помощью экспериментирования;
  • В умении выдвинуть гипотезу возможного решения проблемы или творческой задачи;
  • В стремлении найти способ решения, в том числе с помощью комбинаторного перебора вариантов способов решения;
  • В настойчивости исследовательского поиска и желании его продолжать;
  • В способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования и вносить коррективы в исследование.

Какие субъектные проявления в экспериментировании характерны для дошкольников?

Эмоционально - субъектные проявления:

- предпочтение экспериментирование другим видам деятельности;

- неоднократное возвращение к экспериментированию с полюбившимися объектами (вода, глина, бумага, магнит).

- удовольствие и радость ребенка от данной деятельности.

Деятельностно – субъектные проявления:

- самостоятельная постановка цели экспериментирования, поиск способов решения проблемы, соотношение результата эксперимента с первоначальной целью;

- многократное повторение разных вариантов решения, изменение направления поиска в зависимости от промежуточных результатов.

Способы фиксации результатов экспериментирования.

  • Ведение дневников: зарисовка, кодирование информации в виде схем, знаков, символов.
  • Заполнение матриц, морфотаблицы данными результатов проведенных экспериментов.
  • Изготовление пооперационных карт.

Модель организации старшими дошкольниками собственного исследовательского проекта.

  1. Определение проблемы;
  2. Формулировка цели;
  3. Сбор необходимой информации из разных источников (книг, взрослых, интернета, других);
  4. Создание картотеки для обобщения полученного материала;
  5. Моделирование обобщенных знаний;
  6. Создание нового продукта;
  7. Презентация собственной деятельности;
  8. Постановка новой задачи (проблемы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...

Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "

Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования  у детей старшего возраста "...