Презентация "Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
презентация на тему

Бондарева Татьяна Вячеславовна

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-smyslovye_kontexty_dlya_poznavatelno.pptx90.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 2

Т ипы исследования: опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствам; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте; путешествие по « реке времени».

Слайд 3

К ультурно-смысловые контексты опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о взаимосвязях в неживой и живой природе и т.п.); коллекционирование (классификация) - освоение родо - видовых отношений, представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.

Слайд 4

путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране); путешествие по «реке времени»-освоение временных отношений(представление об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации; история жилища, транспорта и т.п )

Слайд 5

Т емы, связанные с неживой природой и частично рукотворным миром (изобретения человека). Наиболее целесообразно задавать в контексте «ОПЫТЫ» (где ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).

Слайд 6

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно давать в контексте «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ» (классификация), где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстративного материала.

Слайд 7

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями - о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т.д., наиболее целесообразно вводить через контекст «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».

Слайд 8

Темы, связанные с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, целесообразно вводить через контекст «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ».

Слайд 9

Этапы исследования : 1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы ; 2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем ; 3) опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями ; 4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Слайд 10

Предметный материал занятий, стимулирующий самостоятельное исследование Культурно – смысловой контекст Предметный «след» занятия Опыты/ экспериментирование Наборы для опытов; постепенное, по мере проведения занятий, пополнение их количества Коллекционирование /классификация Классификационные таблицы и реальные коллекции, созданные на занятии и «открытые» для предметным и иллюстративным материалом Путешествие по карте Физическая карта полушарий с намеченными на ней во время занятий маршрутами и «метками» частей света, «открытая» для дополнения – свободного и в процессе дальнейших занятий Путешествие по «реке времени» Панно «река времени», заполняемое на занятии иллюстрациями – «метками» исторических эпох, «открытое для» для дополнения – свободного и в процессе дальнейших занятий

Слайд 11

Сочетания культурных практик и видов деятельности: - чтение художественного произведения — затем познавательно - исследовательская деятельность; - познавательно-исследовательская деятельность—затем продуктивная деятельность ; - познавательно-исследовательская деятельность — затем сюжетная игра по мотивам путешествий по карте и по «реке времени»

Слайд 12

Примерный круг тематических содержаний ( по культурно – смысловым контекстам) Коллекционирование (классификация) Опыты (экспериментирование) Времена года (сезоны) Мир растений Мир животных Виды минералов (камни) Виды местности (природные ландшафты) Виды транспорта Виды строительных сооружений Виды профессий Виды спорта Состав и свойства почвы Условия жизни растений Движение воздуха (ветер) Движение воды Состояние и превращение вещества Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита Свет и цвет в природе (как сделать радугу) Оптические эффекты: микро и макромир Как «устроены» стихи

Слайд 13

Путешествие по карте (пространство мира) Путешествия по «реке времени» (историческое время) Поверхность Земли и стороны света Океаны и их обитатели (подводный мир) Северные Земли и их обитатели Наша страна Россия Части света с их природными и культурными «метками» – символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): Африка Австралия Антарктида Америка Азия Европа История моей семьи Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации: История жилища и бытоустройства История огня (освещение и тепло) История сухопутного транспорта История мореплавания и воздухоплавания История письменности (книгопечатание) История коммуникации (почта) История профессий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....

Презентация "Путешествие по карте" Н.А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....