Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт- это наблюдение за явлениями природы, которое производится с специально организованных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ

В  ПРОЦЕССЕ  ДЕТСКОГО  ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

         Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится с специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.

          Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специальный календарь.

          Дети фиксируют в строке «погода» каждодневные изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.). Отмечается день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. Также фиксируется, как дети ухаживают с помощью символов ( палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). В календаре информация кодируется, и затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростром и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Д ля того чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семя зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и т .д. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твёрдая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.

    В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка в моей группе задала вопрос:  «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Ч то же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где ( в тёмном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключения: какие условия необходимы для роста растений.

       Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:    

    1.Постановка проблемы ( задачи) .

    2. Поиск путей решения проблем.

    3.Проведение опытов.

     4.Фиксация наблюдений.

     5.Обсуждение результатов и формулировка выводов.

     Исследуются объекты неживой  природы:  песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит  и др.  Например:  предлагаем  слепить  фигурку из мокрого и сухого песка.  Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

              ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ.

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребёнку. В каждом конкретном случае я продумываю, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду.    Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о  природе ( ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). На участке можно разместить всю группу, а вокруг аквариума не более пяти человек. Я словесно обозначаю всё то, что видят дети, но слово всегда идёт вслед за восприятием - только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.

 2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая  интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточённого внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей- 3-5 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

  3. Наблюдение складывается по определённой схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Я использую такие приёмы, которые вызывают лёгкие положительные эмоции и готовность внимать мне:- призыв вместе посмотреть что-то интересное - ласковая интригующая интонация – загадка - описание - загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть - основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации.  Я предлагаю посмотреть на объект и задаю вопросы с паузами в 2-3 секунды. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы.

Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Я использую логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предлагаю детям показать , как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спрашиваю, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряжённые с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений я читаю стихи, играю, загадываю загадки о наблюдаемом  объекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"...