Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего возраста "
статья

Шаравина Анна Евгеньевна

Статья "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования  у детей старшего возраста "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sharavina_2.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит целью формирование целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, способной позитивно воспринимать себя и окружающую действительность, проявлять решительность и инициативу, самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций, проявлять волю, нестандартно мыслить, анализировать и наблюдать, способной проявлять исследовательскую активность и творчество в решении важных проблем, не только на образовательном, но и на бытовом уровне.

Однако существует противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для развития исследовательской активности дошкольников в дошкольных образовательных организациях.

Целью исследовательской работы являлось изучение динамики развития уровня исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Мы предположили, что развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется при реализации следующих педагогических условий:

Использование экспериментирования с учетом направленности детских интересов.

Создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды.

Для того, чтобы оценить уровень развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах был реализован констатирующий эксперимент, заключавшийся в проведении методик «Древо желаний» В. С. Юркевич, «Что мне интересно?» О. В. Афанасьевой.

Полученные в ходе первичного исследования результаты свидетельствовали о недостаточной исследовательской активности детей и в контрольной, и в экспериментальной группах. Было выявлено, что у обследуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень исследовательского интереса. Дети имеют потребность в получении новых знаний, однако чаще внимание привлекает только конкретная, достаточно поверхностная информация.

С целью проверки гипотезы исследования был разработан и реализован комплекс занятий-экспериментов, направленных на развитие исследовательской активности.

Перспективный план занятий с детьми экспериментальной группы

        

1.        Игра “Придумай, кто это?”        Развитие фантазии, развитие умения выдвигать гипотезы и предположения.                 Ребенку предлагается придумать биографические данные человека, которого они видят на улице (его возраст, профессию, семейное положение, о чем он сейчас думает, куда направляется и т.п.) Педагог, если ребенок затрудняется, задает наводящие вопросы.

2.        Игра “Наша лаборатория”        Развитие исследовательских умений, любознательности; развитие детского интереса к экспериментированию.        Прозрачные пластиковые сосуды, настой из краснокочанной капусты, сода, уксус, холодная вода.        У каждого ребенка перед собой пластиковый сосуд с холодной водой. Педагог некоторым из детей в сосуд насыпает немного соды, другим - наливает немного уксуса, третьим не наливает ничего. Затем каждому ребенку выдается стаканчик с настоем капусты. Детям предлагается смешать содержимое стаканчика с их жидкостью. В результате, в сосудах с содой получается жидкость голубого цвета, в сосудах с уксусом - красного, а в сосудах с обычной водой - темно-синего. Затем педагог рассказывает, почему так получилось.

3.        Опытно-экспериментальная деятельность “А снег ведь чистый?”        Развитие умения делать выводы, экспериментальным путем доказывать или опровергать гипотезы.        По 2 тарелки на каждого исследователя, снег, водопроводная вода.        Детям предлагается проверить: действительно ли снег такой чистый, как кажется на первый взгляд. В первую тарелку наливается вода, во вторую кладут снег. После того, как снег растаял, сравнивают, насколько чистая вода во второй тарелке.

4.        Опытно-экспериментальная деятельность “Дерево, металл, пластмасса”        Закрепление знаний детей о свойствах материалов в воде, развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы        На каждого ребенка небольшой таз с водой, деревянный, металлический и пластмассовый брусочки.        Детям предлагается поместить каждый из брусочков в воду и ответить на вопрос: что произошло? Спросить у детей: почему так случилось? Если дети затрудняются, помочь наводящими вопросами.

5.        Опытно-экспериментальная деятельность “Куда делся песок?”        Ознакомление детей с растворимостью веществ, развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы.        2 сосуда с водой, небольшое количество речного и сахарного песка.        Детям предлагается в один сосуд с водой насыпать речной песок, а в другой - сахарный. Перемешать. Задать вопрос: что произошло? Почему так случилось? Рассказать о растворимости веществ.

6.        Опытно-экспериментальная деятельность “Волшебный мелок”        Развитие интереса к экспериментальной деятельности.        Сосуд с уксусной кислотой, кусочек мела.        В руках педагога сосуд с уксусной кислотой, туда помещается кусочек мела. Возникает реакция, выделяются пузырьки углекислого газа. Воспитатель рассказывает детям о ходе реакции.

7.        Игра “Ботанические веселые старты”        Развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с микроскопом, развитие творческих способностей, быстроты реакции, внимательности.        2 микроскопа, листья березы или др. дерева, луковая шелуха, песочные часы, 2 мольберта с листом А3, фломастеры.        Дети делятся на 2 команды. Каждый участник по очереди подходит к своему микроскопу, рассматривает свой образец в течение 10 секунд, бежит к мольберту и зарисовывает 1 элемент рассмотренного образца. Когда все участники пройдут игру, сравниваются получившиеся рисунки. Побеждает команда, чей рисунок наиболее точный и полный. Затем команды меняются микроскопами и рассматривают образцы другой команды.

8.        Беседа “Кто такие исследователи?”        Развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с профессиями, расширение кругозора.        Проектор, видео о работе исследователей.        Воспитатель проводит беседу с детьми. Рассказывает об исследователях в разных областях. Рассказывает об инструментах, которыми пользуются исследователи. Просмотр фильма.

9.        Опытно-экспериментальная деятельность “Что нужно растениям?”        Формирование бережного отношения к природе, ответственности, умения доводить дело до конца; закрепление знаний о потребностях растений.        Контейнер для рассады, семена лука, лопатки, лейки, вода, грунт.        Педагог с детьми садят семена лука. Группа делится на 4 подгруппы:

1 группа ответственна за лук, который растет на подоконнике и ежедневно его поливает;

2 группа ответственна за лук, который растет на подоконнике, но его не поливает;

3 группа ответственна за лук, который растет в темной комнате с уличными игрушками и поливает его;

4 группа ответственна за лук, который растет в темной комнате и не поливает его.

Подвести детей к мысли о том, что растениям нужны свет и вода.

10.        Квест-игра с элементами поисковой и экспериментальной деятельности        Формирование умения доводить начатое дело до конца, воспитание коллективизма, развитие умения работать в команде, развитие фантазии, критического мышления.        Цветные карандаши, фломастеры, карта квеста, микроскопы по количеству команд,

материал для экспериментирования, бланки с заданиями.        Квест проводится по сценарию.

Реализация второго условия - создание необходимой предметно - развивающей среды - была построена с опорой на следующие принципы:

- содержательная насыщенность образовательного пространства;

- трансформируемость;

- полифункциональность;

- вариативность;

- доступность и безопасность.

Материалы уголка были распределены по разделам:

- вспомогательные приборы (увеличительные стекла, весы, песочные часы,

компас, магниты);

- сосуды из различных материалов (пластмасса, металл разного объема и формы);

- пищевые и непищевые красители (гуашь акварельные краски и др.);

- демонстрационный щлабораторный и дидактический материал (различные

коллекции, измерительные приборы);

- природные материалы (камешки, глина, песок, шишки, семена, сухие листья и т. д.);

- разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная, пергамент);

- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, лоскуты тканей и др.).

Так, в процессе работы, направленной на развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, были реализованы следующие педагогические условия:

использование экспериментирования с учетом интересов детей;

создание предметно-развивающей среды, необходимой для экспериментирования.

Анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе очевидна тенденция роста уровня исследовательского интереса среди старших дошкольников, а также наблюдается рост уровня исследовательской активности детей.

В контрольной группе наблюдается незначительный рост и исследовательского интереса, и исследовательской активности, преимущественно среди детей, обладающих средним уровнем исследовательского интереса, и средним уровнем и уровнем ниже среднего исследовательской активности.

Контрольный этап эксперимента показал, что реализованные нами педагогические условия развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста позволили получить положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей старшего возраста на тему \"Платье для куклы Даши\"

Данный конспект подойдет для дошкольнкиов 5 лет. Этот материал можно использовать для открытой НОД....

Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"

Стендовый доклад "Формирование исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.  Программа состав...