Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"
рабочая программа (старшая группа)

Изосимова Наталья Анатольевна

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.  Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, издательство  «Детство-Пресс» , 2011 г. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни».

(старшая группа, возраст детей 5-6 лет).

Разработала:воспитатель

Изосимова Наталья Анатольевна,

г. Бердск  

I.Пояснительная записка.

  Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.  Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, издательство  «Детство-Пресс» , 2011 г. Срок реализации программы 1 год.  При написании рабочей программы использованы следующие нормативные документы:

Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

   - Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

   - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;

   - Приказ Минобрнауки  России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

    - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

   - План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2014-2020 годы.

  Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-  творческое отношение к миру. Наиболее активно такое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста. Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами.

Исследовательски активным, считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.

    В современных исследованиях ( Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

  В экспериментировании ребёнок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.

Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребёнок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения значимых для него проблем ( А. Н. Поддьякова, О. Л. Князева, Н. Е. Веракса).

Исследовательская активность проявляется:

  • в направленном интересе ребёнка к определённым проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментирования;
  • в активном стремлении найти способ решения проблемы;
  • в настойчивости исследовательского и желания его продолжить, несмотря на результат;
  • в способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования;
  • в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.

  Педагогические наблюдения за детьми показывают, что многие дошкольники не достигают в экспериментировании достаточного уровня исследовательской активности. Они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, вместо комбинаторного перебора вариантов решения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования. Несформированность исследовательской активности обедняет познавательный опыт детей и не позволяет им пережить радость самостоятельного открытия нового. Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для развития исследовательской активности старших дошкольников.

Цель программы: Создание условий для развития исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.

Задачи:

  • формировать интерес к экспериментированию с предметами и материалами в интегрированных видах совместной деятельности;
  • развивать самостоятельность детей в процессе исследовательской деятельности;
  • упражнять детей в использовании разных способов познания: обследовании объектов, установлении связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта, сравнении по разным основаниям;
  • побуждать детей к активности в разных видах познавательной деятельности; в экспериментировании, рассуждениях, выдвижении проблем, проявлении сообразительности в процессе их решения.

При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей шестого года жизни.

      Для детей 5-6 лет характерно формирование возможности  саморегуляции, когда дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми; происходит осознание общепринятых норм и правил поведения, формирование социальных представлений морального плана. Дети испытывают высокую  потребность в общении со сверстниками, в деятельности ориентируются на сверстников.  В игре существенное место занимает совместное обсуждение правил игры. Игровые действия отличаются разнообразием;  вне игры  общение становится менее ситуативным.  У детей преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (моделей, схем, чертежей).  Дети строят игровые и деловые диалоги, осваивают правила речевого этикета, пользуются прямой и косвенной речью.

Они способны передать в описательных и повествовательных монологах состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения; творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образные средства выразительности продумываются и подбираются детьми сознательно. В разных видах  продуктивной деятельности замысел ведет за собой изображение.

  При разработке программы учтены основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Эффективность образовательного процесса зависит от установления доверительных отношений с родителями воспитанников, которые являются прямыми участниками реализации рабочей программы.

  Для реализации рабочей программы создана обогащённая развивающая предметно –пространственная среда. В группе имеется уголок «Почемучка», в котором широко представлено разнообразное оборудование и материалы, где дети самостоятельно могут поиграть с предметами и выявить их свойства и качества.

Планируемые результаты реализации программы.

  • дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу;
  • активно стремятся к разрешению проблемы, анализируя исходное состояние ситуации, высказывая предположения по способам её решения;
  • поисковая деятельность у детей разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта;
  • дети проявляют настойчивость, самостоятельность, умение планировать деятельность и прогнозировать результат, выражая эмоциональное удовлетворение, желая продолжать экспериментировать.

II Содержание образовательной деятельности

Перспективный комплексно - тематический план реализации программы

 ( возраст детей 5-6 лет)

Месяц

Тема недели

Содержание

деятельности

Задачи

Взаимодействие

с родителями

Сентябрь

1«Мой любимый город»

2.«Овощи и фрукты»

3.«Цветы»

4. «Осень»

Проблемный вопрос: «Зачем нужна вода?»

Опыт: «Вода не имеет формы, запаха, вкуса», «Вода нужна всем», «Зависимость состояния воды от температуры», «Смачивание», «Очистка грязной воды», «Этот цветной мир» (с цветными стеклышками)

«тризовская» игра:

«Что будет, если…?»;

«Хорошо-плохо» - Дидактическая игра: «Кто больше назовет объектов»;

- рисование «Любимый уголок моего города»;

Проблемный вопрос: «Почему многие овощи и фрукты называют сочными?»

Опыт: «Получение овощного (фруктового) сока разными способами»;

Игра-экспериментирование: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»;

«Хорошо – плохо»;

»Наоборот»;

»Что это такое»;

«Полиномы фантазии»

д/игра: «Узнай по описанию и назови»

Игра: «Раз, два, три… ко мне беги!»

-Беседа с детьми о садовых, комнатных  и полевых цветах, их сходство и различие, по цвету и форме;

Опыт: «Значение воды в жизни цветкового растения»;

Опыт: «Условия, необходимые для жизни комнатных растений»(свет, вода, почва);

-рассматривание цветочной пыльцы в микроскопы с зарисовкой;

Опыт: «Установление способности растения (Колеуса) к поиску света»;

Экспериментальная деятельность: «Изготовление духов из герани»

«тризовская» игра: «Теремок», «Угадай по описанию».

Проблемный вопрос: «Что нам осень принесла?»;

Экспериментальная деятельность: «Изучение свойств почвы»;

Опыт: «Состав почвы (песок +вода, глина +вода, земля +вода);

Опыт: «Свойства рассеянного песка»;

Опыт: «Свойства песка («Песчаный конус», «Своды и тоннели»);

Опыт: «Водопроницаемость песка и глины»;

Опыт: «Зависимость состояния почвы от температуры»;

Опыт: «Жизненный цикл плодовой мушки»

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Дидактическая игра «Составь парочку».

- Прививать любовь к отечеству, гордости за её культуру; формировать социальную позицию участника и созидателя общественной жизни.

Воспитывать интерес и любовь к родному городу.

- Расширять представления детей о труде на полях, садах осенью;

 - Систематизировать знания детей по теме: "Овощи и фрукты".

- Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте.

- Создавать условия, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность.

- Формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами.

- Способствовать формированию осознанного отношения к процессу наблюдения.

-Упражнять в подборе рифмующихся слов;

- Познакомить с рифмой, воспитывать интерес к словотворчеству

Выставка книг, создание альбома с фотографиями, консультации с родителями.

Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или « Витамины в саду и на грядке»;

Конкурс совместных работ детей и родителей  «Дары осени» - поделки с детьми из овощей  фруктов и природного материала.

Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье».

-оформление фотоальбома с информацией о культурных растениях;

-выставка «Цветочные фантазии»

Совместный сбор информации по теме;

-создание папки передвижки;

-Разработка маршрутов выходного дня: экскурсия по осеннему лесу;

-праздник осени.

Октябрь

1.«Хлеб всему голова»

2.«Перелётные птицы»

3.«Мой любимый детский сад»

4. «Деревья и кустарники»

Проблемный вопрос: «Откуда хлеб на стол пришёл?»;

Экспериментальная деятельность «Из чего состоит тесто?»;

«Изготовление песочного теста для печенья»;

Совместная деятельность: «Мы стряпаем вкусное угощение к чаю»;

Совместная деятельность: «Изучение свойств растительных масел»;

Совместная деятельность: «Угостим малышей сдобными сухариками»;

Опыт: «Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень»

Проблемный вопрос: «Почему гусь и утка, купаясь в реке, не намокают?»;

Опыт: «Исследование свойств птичьего пера»;

Опыт: «Тонет - не тонет»

Волшебный экран (системный оператор);

«Наоборот»;

«Польза – вред»;

«Полиномы фантазии»;

 «Хорошо – плохо».

Проблемный вопрос: «Почему гусь и утка, купаясь в реке, не намокают?»;

Опыт: «Исследование свойств птичьего пера»;

Опыт: «Тонет - не тонет».

Совместная деятельность: «Из чего сделаны игрушки?»;

Изучение свойств дерева, пластмассы, металла;

Опыт: «Тонет- не тонет», «Притягивается- не притягивается»;

Совместная деятельность: «Кораблик из бумаги и скорлупки грецкого ореха»;

Проблемный вопрос: «Зачем нужно проветривание?»;

Опыт: «Как увидеть воздух?», «Воздух занимает место»;

Опыт: «Песочные часы»;

Совместная деятельность: «Изготовление модели календаря»

Беседа «Чем отличаются деревья от кустарников?»;

Опыт: «Определение возраста дерева по спилу»;

Рассматривание следов людей, птиц, зверей;

Наблюдение: «Необходимость света для роста растений»;

Совместная деятельность: «Защитные свойства снега», опыты со снегом.

Игра: «Догадайся где, чей след», с помощью игры ТРИЗ «Круги Луллия».

- Создавать условия для открытий новых знаний в исследовательской деятельности;

- Формировать у детей представление о ценности хлеба;

-Развивать мыслительные способности детей.

- Создать условия для развития познавательных действий;

-Формировать представления о перелётных птицах;

- Обогащать и расширять знания детей о внешнем виде птиц;

- Развивать умение находить общее и то, чем птицы отличаются друг от друга, из чего состоят и частью чего являются, среда обитания и поведение в природе в разное время года;

- Развивать умение изменять свои суждения в последовательной форме, используя игру «Хорошо – плохо» учить детей видеть хорошее и плохое в одном объекте;

 - Развивать мышление, воображение, память, развивать речь детей;

 - Обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к пернатым.

- Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному детскому саду.

- Формировать основы естественно-научных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Оказание помощи в организации  выставки хлебной выпечки;

- семейные посиделки «Хлеб как семейная реликвия»

Участвовать в создании детской книжки—малышки «Птицы нашего края»;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Участвовать в создании детской книжки—малышки «Птицы нашего края»;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Выставка рисунков:«Мой любимый детский сад»;

подборка фотографий выпускников для создания альбома «Мои родные и близкие – выпускники детского сада».

Оформление папки «Мои открытия».

Изготовление поделки  «Чудесное деревце»;

Создание группового  альбома «Деревья и кустарники нашего города»;

Домашнее задание «Сочини сказку о дереве, кустарнике»

Ноябрь

1.«Домашние животные»

2. «Любимые игрушки»

3. «Что нам стоит дом построить?»

4.«Дикие животные»

Проблемный вопрос: «Как маскируются животные?»;

Опыт:

«Видно, невидно?», «Как кошка языком чистит шерстку»

Игра: «Живая и неживая природа».

д/игра «Хорошо – плохо»;

«Чудесное животное»

Проблемный вопрос: «Почему игрушки надо всегда мыть с мылом?»;

Опыт: «Моем игрушки холодной водой, горячей водой, тёплой водой с мылом»;

Совместная деятельность:

«Изучение свойств ткани и бумаги»;

Совместная деятельность: «Изучение свойств резины»

Опыт: «Сравнение свойств песка и глины»;

Совместная деятельность: «Архитекторы выбирают материалы для постройки дома?»

Проблемный вопрос: «Почему воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими живыми существами, содержит водяной пар?»;

Опыт: «Определение капелек влаги на зеркальце»

Совместная деятельность: «Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды».

- Расширять представления детей о животном мире;

 Побуждать детей восхищаться красотой родной природы;

 Формировать основы экологического мировоззрения;

- Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-синетические, выводы;

- Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным -какие полезные качества можно взять от разных домашних животных.

-Расширять поисково-исследовательскую деятельность посредством художественной литературы, игры - драматизации, дизайна;  

- Формировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия;

- Формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.

- Уточнить знания детей о строительных профессиях.

- Совершенствовать умение объединять и группировать профессии людей по общему признаку;

 - Познакомить с историей развития строительства с древних времён.

- Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой.

Совместно с родителями создание коллекции игрушек «Наши любимые животные»

Беседы с родителями о детской деятельности: чем любят заниматься, во что играть, любимые игрушки;

- создание коллажа «Любимые игрушки детей».

Консультация на тему: «Игры с ребенком в зимний период»

Подбор иллюстраций по теме «Строительство»

Создание альбома «Какие бывают дома»;

Привлечь родителей к участию в подготовке к драматизации сказки «Заюшкина избушка».

Выставка рисунков и поделок на тему «Дикие животные»

Декабрь

1.«Зимние забавы»

2. « Город мастеров»

3.«Телевидение»

4.«Новый год»

Беседа на тему: «Игры зимой»

Опыт: «Измерение глубины сугробов»;

Опыт: «Морозный узор»;
Опыт: «Защитные свойства снега (бутылка с водой на снегу и под сугробом»;

Опыт: «Снег и лёд под воздействием высокой температуры»;

Опыт: «Что тяжелее: снег или земля?»

Игры- эксперименты с изобразительными свойствами и материалами;

«Получение новых цветов и оттенков», «Разбеливание цвета», «Рисование по сырому», «Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипия, кляксография, процарапывание

Беседа на тему: «Телевидение»     его вред

Вред и польза.

Опыт: «На каком расстоянии от телевизора лучше всего смотреть мультик?»

ТРИЗ игра: «Хорошо - плохо…»

Изготовление из природного и бросового материала украшений для группы и ёлочки;

ТРИЗ игра: «Да-нет-ка (на различение хвойных пород деревьев).

Рисование «Я мечтаю о подарках» (нарисуй подарок, а мы угадаем…).

- Закрепить знания детей о зимних забавах.

- Развивать у детей любознательность.

- Познакомить со свойствами воды.

- Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей.

- Формировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия;

- Формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию.

- Дать представление о телевидении как неотъемлемой части современной жизни, истории его изобретения, совершенствования, о профессиях людей работающих на телевидении.

- Формировать основы праздничной культуры;

 - Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке;

- Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.

-Развивать творческие способности детей, воображение;

-Побуждать к участию в коллективном обсуждении рисунков.

Создание миниальбома «Зимние забавы»;

Консультация для родителей «Чем занять ребенка на улице в зимний период»

Выставка «Умелые руки».

Досуг: « Моя любимая телепередача»

Изготовление макета телевизора.

Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».    

Конкурс «Елочная игрушка»

(для детей и родителей).

Праздник Новый годСовместная деятельность в мастерской Деда Мороза:  «Новогоднее украшение своими руками» (детско-родительская группа).

Изготовление почтового ящика «Для Деда Мороза» для писем.

 (информация для родителей о желаниях ребенка на праздник Новый год).

Индивидуальные консультации: «Что подарить ребенку на Новый год».

Январь

3.«Народные праздники»

4.«На холодном Севере»

5. «Кто я, какой я?»  (я и моё тело)

Беседа о русском народном творчестве, о русских народных обрядовых песнях, знакомятся с музыкальными инструментами,

Колядки внутри детского сада.

Проблемный вопрос: «Почему тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре?»;

Опыт: «Как работает термометр»

Совместная деятельность: «Снег(где быстрее тает - в лесу или в городе, на открытом пространстве или возле деревьев, с какой стороны?)»

Работа с морфологической таблицей.

Беседа на тему: «Кто я?»

Загадки о строении тела человека;

Опыт «Что же там шумит?»;

Совместная деятельность: «Поднесём близко к уху морскую раковину»

Дидактические игры: «Карусель», «Угадай по звуку", «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу»;

.«Скажи - по другому»;

«Творческая ошибка»;

 «Цепочка слов»;

«Один – много»;

 «Хорошо – плохо»;

«Кем был раньше»;

«Фантазия»;

«Изобрази фигуру»;

Зарисовка – системный оператор

«Что было, есть и будет?»

Если бы ты сейчас сразу стал взрослым?

- Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народными праздниками (Колядки, Прощание с ёлочкой)

- Формировать основы праздничной культуры;

 - Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желания активно участвовать.

- Помочь детям выявить некоторые особенности термометра, как он работает;

- Дать детям понять, что столбик жидкости в термометре, либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

- Развивать умение детей заполнять символами информацию об объектах и самостоятельно делать выводы.

- Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма;

- Развивать у детей мышление, воспитывать интерес к познанию самого себя.

- Формировать системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии.

- Закреплять представление о функциях «помощников умной головы». используя генетический подход, показать  становление системы, последовательность и особенность её поэтапного развития (качественные изменения).

Работа по изготовлению различных костюмов

Рисунок на тему: «Дед мороз и Снегурочка на холодном Севере»

Выставка рисунков.

Изготовление альбома совместного творчества воспитателей, детей, родителей «Здоровье – это просто».

Ознакомить детей с картотекой игр по  технологии – ТРИЗ.

Привлечь родителей к изготовлению пособия к игре «Маленькие человечки»

Февраль

1.«Семья»

2.«Будь здоров»

3.«Защитники отечества»

4. «Мы учёные». Неделя экспери-ментов.

Проблемная ситуация: «Что я буду делать, если мама заболеет, а папа уедет в командировку?

Рассматривание человека на системном операторе.

Игра: «Радость или огорчение»

Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет?

Придумывание фантастического дома, для своей семьи.

Побеседовать с ребёнком о полезных и вредных продуктах.

Опыт: «Рассматривание под лупой кусочков грязного яблока»

Беседа об армии.

Игра «Кто, где служит?»

Рассматривание иллюстраций.

Ручной труд «Самолет» (техника «оригами»).

Тематическое развлечение (совместно с родителями) «Будем Родине служить!».

Опыт: «Движение воздуха»

Обсуждение вопроса: « Кто такие учёные-лаборанты?»

Свойство воды (запах, вкус, цвет, форма)

В каком состоянии может быть вода?

( жидкое, парообразное, лёд).

Игры с маленькими человечками ММЧ.

 - Формировать уважительное отношение к родителям (старшим) – этические нормы (доброта, помощь).

 -Дать понятие, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни).

- Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества.

- Воспитывать любовь к своей семье и близким.

- Формировать осознанное отношение к своему здоровью и желание сохранять и укреплять его; вести здоровый образ жизни.

- Формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы.

- Совершенствовать навыки делового общения по поводу планирования деятельности и прогнозирования её результатов.

- Совершенствовать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности;

- Воспитывать инициативность и самостоятельность в процессе игрового общения в непривычной обстановке

- Формировать представление о том, что для жизни на земле необходимо солнце;

- Развивать умение детей давать характеристику погоды по наличию либо отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно) подвести к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца;

- Способствовать формированию у детей основ естественнонаучного описания мира;

 - Формировать умение анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы;

- Создать условия для усвоения обобщенной модели веществ и явлений.

Выставка семейных фотографий: «Мама, папа, я - дружная семья».

Составление генеалогического дерева.

Спортивный праздник “Папа, мама, яспортивная семья”;

Картотека «Игры для всей семьи.

Оформление стенгазеты: «23 февраля»

Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого  Дню Защитника Отечества.

Участие в тематическом развлечении в качестве персонажей,

членов команды, оформителей.

Помощь в создании лаборатории «Почемучка» для маленьких учёных.

Март

1.«О любимых мамах»

2.«Весна пришла»

3.«Наш удивительный огород»

4. «Театр»

Беседы с детьми:   «Моя любимая мама»; «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Разучивание стихов, изготовление подарков для мам.

Игры с выносным материалом;Опыт: «Тортик для мамы»

Дидактические игры: «Скажи, какая?», «Назови ласково», «Угадай профессию мамы».

Беседа: «Весна пришла».

Отгадывание загадок о весне.

Опыт-игра с бумагой: «Борьба с наводнением»;

Опыт: «Ручьи» (изготовление плотины на ручье)

Игра «Хорошо – плохо».

Какой ты представляешь себе царицу Весну?

Посадка лука, петрушки. Уход (выбор способов ухода, ориентируясь на сигнальные признаки);

Опыт: «Наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях (свет, вода, тепло)»;

Опыт: «Необходимость удобрений для растений»;

Выращивание растения из морковных верхушек.

Оформление дневника наблюдений.

.Экспериментирование  в «огороде на окне».

Как помочь гороху подрасти?

(изучение условий роста и развития растений).

Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней.

Опыт- игра со светом: «Теневой театр»на стене с помощью рук показывать тени разных зверей, птиц.- Дидактическая игра «Угадай героя сказки»;

- психологический этюд «Покажи животное»;

- инсценировка отдельных эпизодов сказки;

- изготовление атрибутов, элементов костюмов, декораций к сказке, программы, билетов;

- распределение ролей, функций театральных работников;

-театрализованное представление «Веселая сказка».

- Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям (маме, бабушке), потребности радовать близкихдобрыми делами;

- Совершенствовать навыки экспериментирования со снегом и бросовым материалом.

- Обогащать словарь детей прилагательными, существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Упражнять в составлении описательного рассказа о маме как носителе определенной профессии.

-Обогащать представления детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности.

- Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде.

- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- Формировать у детей осознание себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде.

- Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

- Воспитывать желание добиваться результата при проведении опытов, чувствоответственности за участие в общем деле;

- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

- Развивать способность детей средствами театрального искусства.

-Совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности;

- Упражнять в использовании в речи сочетаний: описания и повествования, описания и рассуждения;

- Поощрять оригинальность и индивидуальность высказываний детей;

- Развивать интерес к театрализации.

- Совершенствовать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности;

Праздник посвящённый  « Международному женскому дню 8 марта»

Оформление стенда «Угадай, чья это мама» (с размещением детских снимков мам)

Экскурсия родителей в групповую «картинную галерею», в которой экскурсоводы- дети.

Предложить провести дома игры с водой. (Вывесить в родительском уголке памятку по играм с водой).

Помощь в создании огорода на подоконнике, в группе.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

экспонатов для мини-музея «Семена».

Организация и проведение совместных мероприятий:

-участие в обогащении игровой среды в группах;

-участие в оформлении фотовыставки «Мы в театре»;

 Наглядная информация «Значение театральной деятельности в жизни ребенка»

Совместная деятельность в детско-родительской группе: изготовление театральной афиши с приглашением на спектакль для групповой выставки.

Участие в спектакле в качестве персонажей, работников сцены.

Апрель

1.«Я и мои друзья»

2. «Космос»

3. «В гостях у сказки»

4. «Мой мир»

Беседа на тему: «Мои друзья»

Хороводная игра: «В хоровод играю я,  и со мной мои друзья» (представление детей друг другу в хороводной игре) - передать детям положительное отношение друг к другу.

Опыт «Почему не получился пирожок?» - ознакомление со свойствами песка.

Беседа о планетах Солнечной системы  

Опыт:  «Звёзды светят постоянно»

Проблемный вопрос: «Почему кажется, что звёзды движутся по кругу?», «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом?»

Игра- строительство из песка «Космодрома»

Игра с «Волшебниками», придумай космический корабль.

Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел?

Викторина: «Путешествие по сказкам»

Опыт: «Таинственные фигурки героев сказок», с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или на экране различные металлические фигурки, предметы- булавки, шпильки, проволочных человечков.

Рассматривание фотографий, иллюстраций  о  явленияхпроисходящих  в мире, беседы  по их содержанию.

Просмотр  мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР»

Опыт: игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики».

Викторина: «Путешествие по сказкам»

Опыт: «Таинственные фигурки героев сказок», с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или на экране различные металлические фигурки, предметы- булавки, шпильки, проволочных человечков.

Рассматривание фотографий, иллюстраций  о  явлениях происходящих  в мире, беседы  по их содержанию.

Просмотр  мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР»

Опыт: игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики».

- Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад.

- Способствовать установлению добрых взаимоотношений между детьми.

- Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

- Уточнить представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, периодичности смены дня и ночи, чередовании  времён года их цикличностью и зависимостью от положения планет на звёздном небе).

- Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление.

- Продолжать развивать умение воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания.

- Развивать интерес к сказкам как произведению искусства;

- Способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения;

- Формировать понимание важности совместного творчества детей и их родителей.

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе и места человека в них;

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

- Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;

- Воспитывать желание добиваться результата при проведении опытов, чувство ответственности за участие в общем деле;

- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества

Внести в уголок экспериментирования песок и формочки для игр с песком, воронку. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.

Просмотр и обсуждение информации из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах.

Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка»

Посетить сказочное представление любого детского театра города.

Консультация: «Развлекая, воспитывать»

Анкетирование родителей:  «Экологическое воспитание детей в семье» и « Ваше отношение  к красоте природы».

Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка»

Посетить сказочное представление любого детского театра города.

Консультация: «Развлекая, воспитывать».

Анкетирование родителей:  «Экологическое воспитание детей в семье» и «Ваше отношение  к красоте природы»

Май

1. «Праздники весны»

2. «Цветущая весна»

3«Насекомые»

4. «Неделя игры»

Рассмотреть иллюстрации с изображением украшенные улицы города;

Разучивание стихов,

Беседа: «Как готовиться к празднику»

Игры-забавы с мыльными пузырями, шариками.

Видео-просмотр ролика по теме «Весна».

Опыт с веточками тополя. Распускание срезанных веток.

Наблюдение за посадками в огороде на окне.

Опыт: «Листья и стебли растений пропускают H2O»;

Опыт: «Растение теряет влагу через испарение»

Беседа, загадки о насекомых Рассматривание картинок с изображением насекомых.

Опыт- наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.

Беседа на тему: ««Во что мы играем в детском саду».

Сочинение  загадок на тему « Моя игрушка»

Опыт: «Какие бывают игрушки, свойства игрушек» (продолжаем определять свойства пластмассы, резины, дерева).

- Формировать первоначальные представления о празднике и его атрибутах: флагах, шарах, цветах.

- Способствовать формированию любви и интереса детей к природе.

- Совершенствовать умение наблюдать за сезонными изменениями, замечать видимые зависимости в природе (солнышко пригреет, почки проснутся и появятся листочки).

- Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять    любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

- Создать у детей  радостное настроение от показа своих любимых игрушек.

- Привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности, продолжать развивать и воспитывать интерес к играм;

- Расширить знания о некоторых играх и игрушках, воспитывать бережноеотношение к ним.

Прогуляться по городу и рассмотреть с детьми праздничное украшение города;

- понаблюдать за весенними изменениями в природе.

Конкурс рисунков

тему: «Цветущая весна»

Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.

Выставка «Моя любимая игрушка».

Размещение в родительский уголок информации: «Влияние игры на развитие детей», «Игры с ребёнком»

3. Взаимодействие с педагогами ДОУ.

Воспитатель

Воспитатель по экологическому воспитанию

Педагог-психолог

Воспитатель по изобразительной деятельности:

Музыкальный руководитель:

экспериментальная деятельность дошкольников;

-помощь в оборудовании детской экспериментальной лаборатории;

-совместное родительское собрание « Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности».

консультации по возрастным особенностям детей;

-совместное проведение родительских собраний;

-проведение анкетирования  родителей.

интегрированные занятия;

-совместная разработка и реализация группового проекта;

-проведение мастер-класса для детей и родителей;

-игры-эксперименты с изобразительными средствами и материалами.

интегрированные занятия;

-проведение досугов, праздников, развлечений;

-музыкальное сопровождение в открытых организационных моментах.

III. Организация образовательной деятельности:

Для реализации программы создана обогащённая развивающаяпредметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:

- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;

- учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т,е, способствует решению задачи создания « зоны ближайшего развития;

- обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности;

- имеет, наряду с консервативными элементами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.

Развивающая предметно-пространственная среда  в группе  имеет ряд особенностей. Игровое оборудование расположено так, чтобы не сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке размещается необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами  (кубы, бруски, цилиндры),  разными по размеру, форме, материала, детям подготовительного возраста предлагаются обычные игрушки и игровая атрибутика.

    В группе имеется развивающий центр  «Познавайкин мир», в котором широко представлены разнообразные мыслительные модели. Их использование позволяет превратить процесс познания признаков объектов, их преобразование в увлекательную для детей деятельность, позволяющую, в конечном итоге, освоить базовые способы познания объектов окружающего мира и самостоятельно их использовать. В группе создана игротека развивающих, так называемых « тризовских»  игр: ( «Подари вопрос?»,  круги Луллия, «Логическая цепочка», «Лото»), в том числе широко представлены игры, выполнение  руками воспитателей и родителей воспитанников  («Соты», «Волшебные очки», «Аукцион»).

    Имеется уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, которое расположено в доступном для детей месте. В группе широко представлены разнообразные изобразительные материалы: Сангина, постель, мелки, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, пластические материалы.

    Широко представлены различные настольно- печатные игры различной тематики ( «Наша улица», «Мы играем в магазин», «Космос», «Обитатели Земли» и др.).   В группе имеется постоянно действующий «огород на окне». Содержание, которого меняется в зависимости от  сезона года.

    Совместно с родителями часто организуется мини-музей  (« Это – Русь», «музей космоса»,  игрушек – самоделок, предметов привезенных из путешествий и др.).

    Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды побуждают детей к взаимодействию  со взрослыми и сверстниками на основе партнерства и сотрудничества, а так же предполагают активное участие семей воспитанников в их обогащении и совершенствовании. Развивающая среда в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Список используемой литературы.

  1. Программа «Детство».- С-П.: Детство-Пресс, 2014;
  2. Алешина Н.В., Ознакомление с окружающим и социальной действительностью.- М.: ЭлизеТрейдинг, 2002;
  3. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство».- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
  4. Гончарова Н.В., Михайлова З.А., План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
  5. Крулехт М.В., Дошкольник и рукотворный мир.- С-Пб.: Детство-Пресс, 2002.
  6. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство».- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
  7. «Я познаю мир». Т. А. Сидорчук, ООО «Мастер    студия», г. Ульяновск, 2014 г.;
  8. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Т.А  Сидорчук, г. Ульяновск, 2006
  9. Технологии развития интеллекта дошкольников. Сидорчук Т.А. , Н.Ю.Прококофьева , «Волга – ТРИЗ» Ульяновск2015г.;
  10. Учебное пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Т.А.Сидорчук –АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;
  11. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников»: Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. – Ульяновск, ИПК ПРО, 2003.;
  12. Методическое пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников».  Т.А.Сидорчук «Ульяновский дом печати»2015г.;
  13.  Методическое пособие «Формирование системного мышления дошкольников» Т.А.Сидорчук,  Гуткович И.Я –АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;
  14. Методическое пособие «Шаг в неизвестность». Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста. Т.В.Владимирова - АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельна художественная деятельность детей шестого года жизни

В самостоятельной изобразительной деятельности дети старшей группы  все отчетливее проявляют склонность к какому-то  ее виду- рисованию, лепке, аппликации...

Рабочая программа по воспитанию, образованию и развитию детей шестого года жизни

рабочая программа для старшей группы соответствующая ФГОС МКДОУ №6 Байкаловский детский сад "Рябинушка" 2014 - 2015 год...

Комплексно-тематическое планирование к рабочей программе старшего дошкольного возраста для детей шестого года жизни.

Комплексно-тематическое планирование по всем областям, влючая формируемую часть и методическое обеспечение....

Круглый стол тема: «Развитие познавательной активности детей шестого года жизни»

Круглый стол позволяет создать образовательную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно.обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – пед...

Развитие психических процессов детей шестого года жизни

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых кач...