Развитие психических процессов детей шестого года жизни
статья (старшая группа) на тему
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие психических процессов детей шестого года жизни
Ведущий вид деятельности: совместная сюжетно-ролевая игра (выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей).
Формы общения: появлением новой формы общения с взрослым: внеситуативно - личностной.
Характеристика физического развития.
Возраст 5–7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, что требует постоянного подбора мебели соответственно росту детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Дошкольники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Формируется представление о гигиенических основах организации деятельности. У старших дошкольников существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. У них появляется интерес к качеству выполнения движений и количественным показателям. Увеличиваются объем и интенсивность общеразвивающих упражнений. Наряду с упражнениями с гимнастическими палками, скакалками все шире применяются упражнения на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, а также у бревна, дерева и т. д.), парные и групповые упражнения с обручами, шестами, веревками. Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Продолжать формировать правильную осанку.
Познавательное развитие.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей.
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7.
В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Развитие личности.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим.
деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо; познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем; личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.
Новообразование возраста:
- участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов;
- интерес к будущему школьному обучению;
- внеситуативно - личностное общение;
- сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета;
- возникновение произвольного поведения;
- появление словесно - логического мышления;
- ясные и разнообразные социально-мировоззренческие представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни
В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...
Круглый стол тема: «Развитие познавательной активности детей шестого года жизни»
Круглый стол позволяет создать образовательную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно.обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – пед...
Развитие психических процессов детей четвертого года жизни
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...
Развитие психических процессов детей пятого года жизни
Средний дошкольный возраст. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей....
Развитие психических процессов детей седьмого года жизни
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми,...
РАССКАЗЫ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становиться вопрос направленности способов и средств развития нравственных представлений ребёнка. В целевых ориентирах на к...
Методическая разработка по развитию быстроты у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет
Методическая разработка по развитию быстроты у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет...