РАССКАЗЫ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
методическая разработка (старшая группа)

Чебыкина Юлия Васильевна

На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становиться вопрос направленности способов и средств развития нравственных представлений ребёнка. В целевых ориентирах на конец дошкольного детства указанных в стандарте дошкольного образования, говориться что ребёнок должен следовать социальным нормам поведения и соблюдать общепринятые нормы и иметь первичные ценностные представления. Рассказы Л.Н.Толстого могут быть использованы для развития нравственных представлений. Предлагаю Вашему вниманию: 4 конспекта НОД в которые включены рассказы Л.Н.Толстого; Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, составлена серия игр с нравственным содержанием с целью закрепления знаний детей о нравственных представлениях; Методическое пособие «Беседы по рассказам Л.Н.Толстого»; Рекомендации для родителей по нравственному воспитанию детей в виде буклета. После проведения НОД можно предложить детям нарисовать рисунки по рассказам Л.Н. Толстого. Все это может быть использовано в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Тема: «Беседа о правдивости»

Возраст: Старший дошкольный

Цель: Развивать представления детей старшего дошкольного возраста о правдивости на примере рассказов Л.Н.Толстого «Правда всего дороже», «Лгун», «Косточка» при помощи беседы и пословиц о правдивости

Планируемый результат занятия: Дети имеют представление о правдивости

Подготовительная работа: Чтение книг, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций

Материалы и оборудование: Книги с иллюстрациями к рассказам Л. Н. Толстого, книга о пословицах.

Задачи

Развития:

Обучения:

Воспитания:

1)Обобщить и закрепить представления детей о правдивости, показать привлекательность правдивости, как нормы поведения.

2)Уточнить представление детей о том, что значит быть «правдивым» с людьми, что значит «уметь дружить».

1)Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения;

 2)Познакомить с пословицами о правдивости.

1)Воспитывать положительное отношение к правде

2)Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми

Этапы.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вводная часть

Организационный

Ребята, посмотрите какую красивую книгу я  принесла!

Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать? О чем читать ?

Дети выстраивают свои предположения

Мотивационный

Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: Ты поступил хорошо!

Как вы думаете, когда вам так говорят?

Расскажите о добрых поступках своих товарищей. 

 Вы сейчас правильно говорили о доброте, о хороших поступках. Но надо не только говорить, но и совершать их.

Дети, сегодня я принесла книги с рассказами и хочу вам предложить послушать несколько.

Дети высказывают свои мнения

Рассказывают свои истории

Основная

Создание проблемной ситуации

Послушайте рассказ-быль Л.Н.Толстого «Косточка»

Вопросы: - О чем эта быль?

- Скажите, какой поступок совершил Ваня?

- Почему Ваня солгал?

- А как бы вы поступили в этой ситуации? Что надо было сделать?

- Скажите, а если бы папа не сказал про то, что, если кто не умеет есть сливы с косточкой, то можно умереть, признался бы Ваня?

- Как вы думаете, накажет ли его папа?

К такой ситуации можно сказать:

«Правду как ни прячь, она наружу выйдет.»

-А вы бы хотели быть правдивым человеком?

- Вот еще послушайте маленький рассказ Л. Н. Толстого «Лгун».

Вопросы: -О чем рассказ?

- Почему люди не поверили мальчику, когда на самом деле напали волки?

- Чем отличаются поступки Вани и этого мальчика?

Для этого рассказа подходит такая пословица:

«Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.»

- А сейчас послушайте еще рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже»

Вопросы: -О чем говорится в этом рассказе?

-Как поступил этот мальчик?

- Сравните поступки всех этих мальчиков: кто поступил правильно?

- Какого мальчика вы бы хотели видеть своим другом?

«Кто любит лгать, того нельзя другом назвать»

А к этому рассказу подходит такая пословица:

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

Физминутка- «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали             

И на месте зашагали.            

На носочках потянулись,     

А теперь назад прогнулись.

 Как пружинки мы присели   

 И тихонько разом сели.                 

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается фантазия от вранья? 

- Вы хорошо рассказали, что нужно быть правдивым. Кто говорит всегда правду, у того много друзей.

Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Ответы детей

Решение проблемной ситуации

-Быть правдивым, я думаю, каждый из вас хотел. И очень важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».

По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать правду трудно и неприятно.

Заключительный

Подведение итогов

Молодцы ребята! Мне очень понравилось как вы работали на занятии.

Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами читали рассказы?; Что случилось с героями этих рассказов?;

Как можно сказать о поступках героев? «Какой рассказ вам понравился больше всего?»

«Какая пословица вам понравилась?»

«Что вы узнали о правдивости?»

«Как ваше настроение после знакомства с рассказами Л.Н.Толстого?»

 

Отвечают на вопросы

Рефлексия

«Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на занятии.

Оценивают свою работу

Список использованных источников:

1) Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в 2-х тт. -М. : Художественная литература, 1984.

2) В.И. Ковалько: Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. Издательство: Вако, 2011 г.
3) Лев Толстой: Маленькие рассказы. Издательство: Детская литература, 2018 г.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Тема: «Знакомство детей с творчеством Л.Н.Толстого»

Возраст: Старший дошкольный

Цель: Воспитание любви у детей старшего дошкольного возраста к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого при помощи беседы

Планируемый результат занятия: Дети знакомы с творчеством Л.Н.Толстого, знают о чем писал  этот поэт. Имеют представления о том, каким должен быть нравственный человек.

Подготовительная работа: Выставка фотографий Л.Н.Толстого, иллюстраций к рассказам для детей Л.Н.Толстого.

Материалы и оборудование: Магнитная доска; магниты; круг из желтого картона; лепестки ромашки, вырезанные из белого картона; Портрет Л.Н.Толстого; Мультфильм «Филипок».

Задачи

Развития:

Обучения:

Воспитания:

1)развивать познавательную, речевую и творческую активность детей

2) Развивать у детей внимание, стимулировать проявление любознательности, развивать мышление.

1)Продолжать учить детей правильно понимать смысл прочитанного произведения.

2)Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию произведения.

 3)Развивать связную речь детей

4)Пополнять и активизировать словарный запас

1)Воспитывать любознательность к художественной литературе

2)Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать  умение работать в коллективе.

Этапы.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вводная часть

Организационный

Ребята! Предлагаю отправиться на интересную выставку. Вы готовы?

Дети под музыку входят в группу, останавливаются около выставки, рассматривают ее

Мотивационный

Ребята, чему посвящена данная выставка? Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.

Дети выстраивают свои предположения

Основная

Создание проблемной ситуации

Посмотрите как много книг! Что вы видите на доске?

Правильно, это лепестки от ромашки, но они не простые, в каждом лепестке наказ от Л.Н.Толстого детям. Хотите узнать о чем хотел сказать нам поэт?

Мы с вами еще не знакомы с творчеством Л.Н.Толстого, давайте внимательно послушаем кем был и о чем писал Лев Толстой. И тогда мы сможем сложить нашу ромашку.

Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».

Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.

В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составлением «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”. Мы с вами сейчас прочитаем несколько рассказов, которые вошли в «Азбуку» Л.Н.Толстого.

Чтение рассказа «У Вари был Чиж»

Ребята, объясните Варе почему чиж не поет в клетке?

Чтение рассказа «Старик сажал яблони»

Ребята, а чему этот рассказ учит нас?

Рассказ Л.Н.Толстого «У бабки была внучка»

Ребята, а этот рассказ о чем?

Послушайте еще один рассказ Л.Н. Толстого про девочку Таню.

Ребята, давайте вспомним еще рассказы Л.Н.Толстого и чему они учат нас с вами.

Ребята, мы с вами видим, что все произведения Л.Н. Толстого нас чему-нибудь учат. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который снят по рассказу Л.Н.Толстого «Филипок».

Отвечают на вопросы

Слушают

Слушают

Дети рассуждают, что жить в клетке тесно, летать невозможно: одно мученье. Делают вывод: нельзя мучить птиц, животных, нужно живое все любить.

Прикрепляют лепесток на доску

Дети рассуждают. Делают вывод: этот рассказ Л.Н.Толстого учит нас делать добро людям.

Прикрепляют лепесток на доску

Дети рассуждают. Делают вывод: старших надо уважать.

Рассуждают, делают вывод: надо учиться. Прикрепляют лепесток на доску

Дети называют произведения Л.Н.Толстого и прикрепляют остальные лепестки к ромашке

Смотрят мультфильм

Решение проблемной ситуации

Ребята, посмотрите, что получилось: ромашка (один из символов России) с наказами Л.Н.Толстого детям. А сейчас я вам буду говорить начало строки, а вы заканчивайте:

Лев Николаевич ……………Толстой

Любил детей он всей ……….душой..

Учил он старших ……………..уважать,

А малышей ………………не обижать.

Учил живое все …………… любить

И непременно добрым…………быть.

Чтобы желание ……………..трудиться,

Не позволяло нам …………….лениться.

Не нужно жадным …………….быть,

И всегда правду …………….говорить.

Кто соблюдает эти заповеди, того можно назвать нравственным человеком

Ответы детей

Заключительный

Подведение итогов

Педагог задает вопросы детям:

«С творчеством какого писателя мы с вами сегодня познакомились?»

«Что вы запомнили про поэта Л.Н.Толстого?»

«Какие рассказы вам понравились больше всего, о чем они?»

Расскажите дома своим родственникам с творчеством какого писателя вы познакомились.

Коммуникативная деятельность, дети отвечают на вопросы

Рефлексия

Молодцы ребята! Мне очень понравилось как вы работали на занятии. Какая интересная получилась у нас ромашка!

Если вам понравилось наше занятие похлопайте, если вам было трудно потопайте.

Оценивают свою работу

Список использованных источников:

1)Л.Н.Толстой Рассказы для детей/Л.Н.Толстой-М.:Белый город.-32с. :ил. ISBN 978-5-7793-2307-9

2)Литературно- художественное издание Толстой Л.Н Рассказы из «Новой азбуки» Издательство: Детская литература, 2018 г.

3) И.Н.Крамской. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

Возраст: Старший дошкольный

Цель: Воспитание чувства правдивости у детей старшего дошкольного возраста на примере рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» при помощи беседы и дидактической игры 

Планируемый результат занятия:

Подготовительная работа: Д\и «Эмоции»«Поведение» ,рассматривание иллюстраций; Чтение других произведений Л.Н.Толстого

Материалы и оборудование: Иллюстрации, д/и «Поступки», книга Л.Н.Толстого, косточки фруктов, миска, тучки, солнышки.

Задачи

Развития:

Обучения:

Воспитания:

1)Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту

2)Уточнить представление  детей о том, что значит быть правдивым

1) Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения;

2) Обогащать словарный запас детей. Активизировать словарь по лексической теме

1) Воспитывать чуткость, справедливость, умение признавать ошибки.

2) Воспитывать  умение дослушивать товарища, не перебивать

Этапы

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вводная часть

Организационный

На столе стоит миска с фруктовыми  косточками яблока, финика, граната.

Воспитатель

- Ребята, подойдите к миске и посмотрите, что находится в ней.

- Скажите, каких фруктов эти косточки?

Молодцы  ребята, знаете каких фруктов эти косточки.

Дети выстраивают свои предположения

Мотивационный

Воспитатель

Показывает косточку сливы, которая находится в другой миске.

- Скажите, какого фрукта вот эта косточка?

Если затрудняются, загадывает загадку про сливу.

Дети выстраивают свои предположения

Основная

Создание проблемной ситуации

Воспитатель.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- Сегодня я познакомлю вас с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка»

Дети пытаются угадать, дают свои предположения

Решение проблемной ситуации

Словарная работа

Воспитатель.

В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак».

 - Что оно означает?

-  А что такое горница?

- Как вы понимаете слово «сочла»?

Чтение рассказа

 Беседа по содержанию.

- Что купила мама?

- Как вел себя Ваня, когда сливы лежали на столе?

- Почему они интересовали Ваню?

- Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

-  Кто заметил, что одной сливы не стало?

- Признался ли Ваня в своем поступке?

-  О чем беспокоился папа?

- Что ответил Ваня?

-  Почему Ваня заплакал?

-Можно ли назвать Ваню правдивым человеком?

- А как бы вы поступили на Ванином месте?

Физкультминутка

Дети проходят на коврик.

- Попробуем достать с ветки сливу.

Вот на ветке – слива.

Она на солнышке подросла! 

Ты за ней тянись, тянись, 

Но смотри, не оступись! 

Повторное чтение с установкой на пересказ.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно послушайте, а затем будете пересказывать.

 Пересказ  рассказа детьми.

- А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Д/и: «Поступки»

-Посмотрите внимательно на стол у меня лежат картинки, вы должны будете выбрать по одной и рассказать какой там нарисован поступок. 

А какой Ваня совершил поступок?

Отвечают на вопросы

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

Потянуться руками вверх.

Развести руки в стороны.

Потянуться на носочки, руки вверх.

Быстро присесть

Слушают

Пересказ  рассказа детьми

Играют

Заключительный

Подведение итогов

Педагог задаёт вопросы к детям:

« Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор?»

Не забудьте рассказать историю про Ваню дома.

Коммуникативная деятельность, дети отвечают на вопросы

Рефлексия

Ребята, мне понравилось как вы внимательно слушали и пересказывали рассказ, вы молодцы!

- Если вам было легко и интересно,  пересказывать, то выберите солнышко.

- Если вы затруднялись, то поднимите тучку

 

Оценивают свою работу

Список использованных источников:

1)Комплексные занятие по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/авторы – составители Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова.

2)Лев Толстой: Маленькие рассказы. Издательство: Детская литература, 2018 г.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Тема: Воспитание нравственных качеств по произведению Л.Н Толстого "Котенок"

Возраст: Старший дошкольный

Цель: Воспитывать такие нравственные качества как забота, ответственность, любовь, у детей старшего дошкольного возраста на примере рассказа Л.Н.Толстого «Котенок» при помощи беседы

Планируемый результат занятия: Дети имеют представления о таких нравственных качествах, как забота, ответственность и любовь, понимают, что нужно относиться не только к людям по-человечески, по- доброму, ответственно, но и к животным.

Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, чтение других произведений Л.Н.Толстого.

Материалы и оборудование: Книга Л.Н.Толстого, иллюстрации, посылка, письмо.

Задачи

Развития:

Обучения:

Воспитания:

1)Развивать память, логическое мышление, воображение, эмоциональное восприятие.

2)Развивать познавательную и речевую активность детей.

1)Формировать умение понимать идею произведения, понимать литературные образы.

2)Формировать представления о нравственных качествах (о заботе, ответственности, любви)

3)Способствовать развитию связной речи, умения высказывать собственные мысли по произведению.

4)Активизировать и совершенствовать словарный запас

1)Воспитывать любовь к животным, бережное и ответственное поведение по отношению к ним.

2)Совершенствовать коммуникативные навыки, воспитывать  умение работать в коллективе.

Этапы.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вводная часть

Организационный

Сюрпризный момент связанный с появлением в группе посылки из другого детского сада с книгой писателя

Дети выстраивают свои предположения

Мотивационный

Чтение письма, которое прилагается к посылке.

«Хочу подарить очень интересную книгу, кто главный герой мы узнаем, когда отгадаем загадку»

 Отгадывание загадки о главном герое.

«Она первой входит в дом

И живёт подолгу в нём.

То мяучит,

То играет,

То куда-то удирает,

исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца

Аккуратно

Пьёт сырое молоко».

Догадались? Это… (кошка).

Дети отгадывают загадку, называют отгадку.

Основная

Создание проблемной ситуации

Правильно ребята, это кошка. Сегодня я прочитаю вам произведение Льва Николаевича Толстого, которое называется «Котёнок» слушайте внимательно, не отвлекайтесь, потом мы будем с вами беседовать по этому произведению, я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Словарная работа (предварительное объяснение значения слов с показом изображения этих предметов):

АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров.

ПОДЛЕ ДОРОГИ- около дороги

ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ-очень быстро, во весь дух.

ЩАВЕЛЬ-растение с продолговатыми съедобными листьями, у которых кислый вкус.

Чтение художественного произведения

Слушают

Решение проблемной ситуации

Беседа воспитателя с детьми:

– Ребята, вам понравилось произведение? 

– А вы помните кто написал это произведение? 

– О ком это произведение?

– С чего начинаются события в рассказе?
– Как дети относились к кошке?
– Как думаете, дети быстро сумели забыть о своей любимице?
– Что привлекло внимание ребят?
– Почему Вася полез на крышу?
– Что произойдет дальше?
– Почему оставили у себя только одного котенка?
– Куда пошли дети?
– Зачем они взяли с собой котенка?
Какая беда грозила котенку?
– Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.)
– Как поступили дети?
– Кто помог мальчику?
– Почему Вася бросился спасать котенка?
– Какая беда грозила самому мальчику?
– Почему он не думал о себе?
– Что вы можете сказать о Васе? Какой он?
– Приходилось ли вам защищать своих питомцев от более крупных животных?

- Расскажите про своего любимца, кошку.

- Какие еще есть домашние животные?

- Как к ним нужно относиться?

Физминутка.

- Встаньте. Покажите, как кошка потягивается после сна. Представьте, что вы – кошки. Помяукайте. Умойтесь. Кошка – очень чистоплотное животное.

- А вот кошка в опасности. Как она себя поведет?

- Пофыркайте.

-Итак, ребята, что могло бы произойти если бы Вася не спас котенка?

-Дети остались бы без своего любимого питомца.

-Помните всегда, что животные тоже живые. Им, как и вам, бывает больно. Они умеют радоваться, печалиться, благодарить за хорошее отношение к себе и сердиться, обижаться на что – то. Мы с вами люди, и давайте относиться к тем, кто зависит от нас, к братьям нашим меньшим по – человечески, по – доброму, ответственно.

Какую интересную, поучительную книгу нам прислали !

Ответы детей

Выполняют упражнения

Отвечают на вопросы

Слушают

Заключительный

Подведение итогов

Педагог задаёт вопросы к детям:

«Вам понравилось это произведение?;

 Что нового вы узнали?;

 Что больше всего понравилось?»

Коммуникативная деятельность, дети отвечают на вопросы

Рефлексия

Все молодцы, мы с вами хорошо побеседовали.

Ребята, вы все смогли  оценить поступки героев?

Кому было трудно? А что легко запомнилось вам?

Оценивают свою работу

Список использованных источников:

  1. 500 загадок для детей Редактор: Цветкова Т. В.Издательство: Сфера, 2018 г.Серия: 500 ISBN: 5-89144-228-0  все Страниц: 96
  2. Толстой Л.Н Детям: Рассказы и сказки/Худож. С. Пученкина.- М..:яизд-во Эксмо,2016.-64 с., илл (Серия «Лучшие сказочники мира»)ISBN 5-699-13216-3



Предварительный просмотр:

Серия игр с нравственным содержанием

Игра «Щедрые подарки»

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:  Один ребенок  - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

   Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

 «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

    Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

Игра «Верные друзья »

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры:  

  Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

   Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

   Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

    В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

    Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

 Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

   В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

 Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

 Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

  Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Игра «Круг честности»

Цель: формирование  социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры:

    Дети делятся на две команды.

  Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

   Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

   Затем команды меняются местами.

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

  Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

   Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

   Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

   Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

  Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

  Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

   Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

   Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

   С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

  Воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Игра «Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

   Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

  Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Особенности игры: - ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.

Описание игры и приемы ее проведения:

   «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» -  обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

-  Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить!  Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

Лиса и гуси (Вариант народной игры)

Цель: вызвать желание помогать другому.  

 Особенности игры и ее воспитательное значение:

 -  способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

  -  Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Описание игры и приемы ее проведения.

   В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

  Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 - 30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

  Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем -- потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «потянем»(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Используемая литература:

1. Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

2. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 63 с.

3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит, 2000. 256 с.

4. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.  М.: Институт  Психотерапии, 2005. 480 с.

5. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.

 6.Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.



Предварительный просмотр:

Беседа «Хорошие и плохие поступки»

Цель: Уточнение, обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках

ХОД

Беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать маленький рассказ Л.Н.Толстого:

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.

Беседа по рассказу:

-  вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, о чем он?

- Правильно ли поступил мальчик, сказав правду папе, что разбил чашку?

- А вы всегда признаетесь родителям в совершении плохих поступков?

- А какие поступки бывают? Всегда ли они только хорошие?

- Приведите примеры хороших поступков.

- А теперь плохих.

Воспитатель: Давайте будем стараться совершать только хорошие поступки, и тогда мир станет гораздо добрее! Вы со мной согласны?

Беседа «Друг это»

Цель: Формирование первоначального представления о дружбе; показать, что общее дело объединяет, а если каждый поступает так, как ему хочется, то дружбы не получится.

ХОД

Беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Был у Пети и у Миши конь»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать маленький рассказ Л.Н.Толстого:

    Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне – мой конь!

– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Беседа по рассказу:

-  вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, о чем он?

- Можно ли Пети и Мишу назвать друзьями?

-Как ребята играют? Получилась ли у них игра?

- А какие у вас в группе есть общие дела?

-Как вы их решаете?

-Как вы думаете, каким должен быть друг?

Воспитатель: Играть одному скучно, а с другом – весело. Одному работать тяжело, а с другом – легче. Учитесь, дети,  дружить и беречь дружбу.

Беседа «О щедрости и жадности»

Цель: Расширение знаний о жадности и щедрости. Развитие способности оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

ХОД

Беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Несла Жучка кость через мост»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать маленький рассказ Л.Н.Толстого:

 Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.

Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Беседа по рассказу:

-  вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, о чем он?

-О чем подумала Жучка, когда увидела свою тень? 

-Почему выронила кость из собачьей пасти?

-Как вы думаете, чего больше в характере Жучки: глупости или жадности?

- Что такое жадность?

- Хорошо ли быть жадным? А каким нужно быть?

-Почему быть щедрым лучше?

Воспитатель: Щедрым быть – хорошо, а жадным плохо! Молодцы ребята, будьте всегда щедрыми!

Беседа «Спешите делать добро»

Цель: Расширение знаний детей о доброте; Развитие способности оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

ХОД

Беседа по рассказу Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать маленький рассказ Л.Н.Толстого:

 Старик сажал яблони. Ему сказали:

– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

– Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!

Беседа по рассказу:

-  вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, о чем он?

-Какой старик?

-Для чего он сажал яблони если сам не съест с них яблочка?

-Как вы думаете, почему старик сказал, что другие ему спасибо скажут?

-Какой поступок совершил старик?

- А вы совершайте добрые дела? Какие?

Воспитатель: Ребята, каждый из вас может совершать добрые поступки. Старик совершил доброе дело для других людей, не ожидая награды и выгоды для себя. Давайте и мы с вами будем спешить делать добро!

Беседа «О бережном отношении к животным»

Цель: Учить детей внимательно относиться к животным, защищать их.

ХОД

Беседа по рассказу Л.Н.Толстого «У Вари был чиж»

Воспитатель: Ребята, есть такая поговорка: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Что же она значит? Это значит, что надо заботиться о животных.

Ребята, я предлагаю вам послушать маленький рассказ Л.Н.Толстого:

      У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Беседа по рассказу:

-  вам понравился рассказ?

- Как вы думаете, о чем он?

-Почему чиж не пел?

-Как нужно относиться к птицам, животным, природе?

-Как вы думаете, Варя бережно относилась к чижу?

- А вы внимательно относитесь к своим животным?

Воспитатель: Если вы завели животное, надо ухаживать за ним: кормить, купать и лечит, если заболеет. И все нужно делать правильно. Ребята, давайте любить и беречь все живое!

Л.Н.Толстой

Маленькие рассказы из «НОВОЙ АЗБУКИ»

  • Беседа «Хорошие и плохие поступки» (рассказ Л.Н.Толстого «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку»)

  • Беседа «Спешите делать добро» (рассказ Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони»)

  • Беседа «О бережном отношении к животным» (рассказ Л.Н.Толстого «У Вари был чиж»)

  • Беседа «Друг это» (рассказ Л.Н.Толстого «Был у Пети и у Миши конь»)

  • Беседа «О щедрости и жадности» (рассказ Л.Н.Толстого «Несла Жучка кость через мост»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...

Круглый стол тема: «Развитие познавательной активности детей шестого года жизни»

Круглый стол позволяет создать образовательную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно.обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – пед...

Развитие психических процессов детей шестого года жизни

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых кач...

Методическая разработка по развитию быстроты у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет

Методическая разработка по развитию быстроты  у детей шестого года жизни посредством игр-эстафет...

Конспект организованной образовательной деятельности художественно – эстетическое развитие (музыка) для детей шестого года жизни «Веселое путешествие»

Конспект организованной образовательной деятельностихудожественно – эстетическое развитие (музыка)для детей шестого года жизни «Веселое путешествие»...

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни

Календарный план работы по обучению сочинению сказок как средство развития монологической речи детей шестого года жизни. ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей шестого года жизни

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Систематическое духовно-нра...