Экологическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Тишкина Людмила Павловна

Межрегиональная научно - методическая конференция "Педагог - исследователь"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»

Выступление

по проведению  исследовательской работы:

«Чудо - вода»

с детьми разновозрастной группы (2 – 4 года)

Тишкина Людмила Павловна - воспитатель

2018 год

№ слайда

Текст выступления

1

Здравствуйте. Я воспитатель детского сада №17 «Огонёк» Тишкина Людмила Павловна. Тема моего познавательно-исследовательского проекта «Чудо-вода».

2

Я считаю, что выбранная нами тема актуальна, так как одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

3

Исходя из этого, разработаны цели и задачи исследования.

Цель: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и её значением в жизни живых существ и для здоровья человека.

Задачи вы можете увидеть на экране.

Работа над проектом проводилась воспитателями в течение трёх месяцев вместе с детьми 2 – 4 лет  и их родителями.

4

Исследовательскую работу мы начали со знакомства детей с водой: рассматривали её, пили, нюхали. Провели опыты. Чтобы убедиться, что вода прозрачная: мы брали два стаканчика, один с чистой водой, другой - с  окрашенной. В оба стаканчика положили ложечки и определили, в  каком из них она видна, а в каком нет? Почему? Вместе с детьми пришли к выводу, что вода прозрачная. В дальнейшем дети этот опыт проводили самостоятельно.  

Предложила  детям попробовать воду и определить: есть ли у неё вкус? Рассказала,  что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

Предлагала детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Дети убедились, что запаха нет. Так, мы определили, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса.

5

Во время умывания читала потешку «Водичка, водичка…», обращала внимание детей на то, что вода может быть тёплая, холодная. Также определили с детьми, что вода жидкая и не имеет формы, она льётся, течёт. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, поэтому её называют жидкостью.

6

В группе мы посадили лук и наблюдали за ним, проводили беседы, что нужно для того, чтобы он рос. Дети поливали лук, во время полива обращали внимание на то, что вода впитывается. Также мы это свойство воды с детьми наблюдали при уходе за комнатными растениями, на прогулке. Весной, совместно с родителями, мы разработали грядку, посадили лук и свёклу. Дети всё лето наблюдали за ростом растений, помогали их поливать. Беседовала с детьми, что может случиться, если растения не поливать. Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна всем растениям, если мы не будем поливать их, то они погибнут.

7

Во время прогулки обращали внимание на то, что после дождя оставались большие лужи, но они быстро исчезали. В группе мы провели эксперимент с водой - впитывание воды в губку.

8

Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети наблюдали за трудом младшего воспитателя: как Юлия Сергеевна моет посуду. По ходу наблюдения детям задавались вопросы: Что делает Юлия Сергеевна? Чем моет посуду? Какая вода? Что делает вода?

Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашим замечательным поваром. Она рассказала о своём труде и первом помощнике - воде. Дети понаблюдали, как из кастрюли поднимается пар.  Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, посмотрели, как крутится барабан в стиральной машине, стирается бельё, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья. 

9

Провели дидактические игры «Купание куклы Кати», «Постираем бельё для куклы», где закрепили  умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». Свои знания дети закрепляли в сюжетно – ролевых играх «Приготовим обед для куклы», «Купание куклы». Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна человеку, чтобы мыться, для мытья посуды, стирки белья, для приготовления еды. 

10

Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребёнка! В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познаёт её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Дети очень любят играть с водой, они с удовольствием играли в воде бумажными корабликами, дули, чтобы кораблик плыл быстрее. Наблюдали с детьми, как он плавает, пока не намокнет бумага, а потом он тонет.  Детям очень понравилась игра с водой «Маленький рыбак». Ребята из таза с водой вылавливали мелкие предметы – «рыбки» ложкой - «удочкой». Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер.

11

Детям очень понравился эксперимент с водой «Тонет – не тонет». В воду мы опускали пёрышко, дерево, пенопласт. Ребята сделали вывод, что лёгкие предметы не тонут, а металлические, тяжёлые, тонут. В игре старалась помочь выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «тёплая».  

12

Следующим шагом по ознакомлению со свойствами воды, это дать детям представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой. Под воздействием тепла, вода превращается из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот. Для этого мы провели эксперимент. Дала детям замороженные кубики льда, предложила понаблюдать. Разрешила подержать их в руках, дети обнаружили, что ладошки стали мокрые – лёд тает. Вместе с детьми сделали вывод, что вода замерзает при низкой температуре и лёд тает в тёплом помещении. Об этом очень хорошо рассказано в русской народной сказке «Заюшкина избушка».

13

На занятии я провела беседу о том, кому нужна вода. Рассказала, что следует купаться, умываться, вода необходима животным, птицам, рыбам, растениям и,  конечно, людям. Мы рассматривали иллюстрации с изображением купания в водоёмах, бассейне, ванне, под душем. Дети с большим интересом рассказывали, как они купались в пруду, на море, в бассейне.                        

Были проведены беседы: «Что такое аквариум». Дети рассмотрели рыбок в аквариуме, покормили их. Рассказала детям, как важна для рыб вода, без неё они погибнут. В беседе «Берегите воду» рассказала о значимости воды в жизни людей. Мы тоже можем беречь воду – не бросать мусор в речку, закрывать кран.

Во время бесед дети с большим интересом слушали  аудиозаписи «Звуки природы»: «Журчание ручейка», «Шум реки».                                                                                                          

14

После наблюдения за дождём, дети рисовали дождик, играли в игру «Солнышко и дождик».

15

Читала детям потешки: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; стихотворения А. Барто «Кораблик», «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронковой «Снег идёт», словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

16

Заключением нашей работы было проведение  «Праздника мыльных пузырей». Дети получили радостное настроение от праздника, их переполняли положительные эмоции.        

Большая работа была проведена и с родителями воспитанников.    Им было предложено, показать в домашних условиях,  для чего нужна вода: для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, для мытья в ванной.          

17

Родители рассказали, что после наших опытов, дети стали сами проводить эксперименты в ванной. Родители нам помогли изготовить макет аквариума.

18

Результаты проведённых экспериментов меня очень порадовали: у малышей  появился  интерес к экологическим знаниям, дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно - исследовательской деятельности; самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов.

Вместе с детьми пришли к выводу:  без воды нельзя выжить,  вода – это источник жизни, и всё живое на земле пьёт воду. Воду надо беречь.                                            

И как было приятно видеть искреннюю  радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий,  вызывающих у малышей  чувство удовлетворения от проделанной работы!

19

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ознавательно – исследовательский проект «Чудо - вода» МДОУ ДСКВ № 17 «Огонёк» РАЗНОВОЗРАСТНАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитатель Тишкина Л.П.

Слайд 2

Актуальность: Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Выбирая тему для нашего проекта, мы всегда опирались на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Слайд 3

Участники проекта: дети , их родители, воспитатели. Сроки реализации проекта : апрель – июнь 2018 года. Цель исследования : ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и её значением в жизни живых существ и для здоровья человека. Задачи исследования: развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; формирование представления детей о значении воды в жизни человека; воспитание бережного отношения к воде.

Слайд 4

Вода прозрачная Не прозрачная. Воду можно окрасить в другой цвет

Слайд 5

«Водичка, водичка, умой моё личко …» Вода не имеет формы

Слайд 6

Как растения пьют воду (вода впитывается ) Вода – это источник жизни, и всё живое на земле пьёт воду

Слайд 7

Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) - в ода имеет свойство впитываться

Слайд 8

Целевые экскурсии «Вода нужна всем»

Слайд 9

Дидактические игры : «Купание куклы Кати», «Стираем кукольную одежду» Цель : уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей. Закрепить знания детей, кому и для чего нужна вода.

Слайд 10

Игры с водой: «Пускаем кораблики »; «Маленький рыбак »

Слайд 11

Эксперимент «Тонет – не тонет»

Слайд 12

Опыты с водой: « Лёд – это замёрзшая вода», «Лёд в тепле тает »

Слайд 13

Наблюдения: за дождём из окна за трудом помощника воспитателя (мытьё пола ) за трудом помощника воспитателя (мытьё посуды ) за лужами, образовавшимися после дождя за паром из кастрюли за водой в водопроводном кране за комнатными растениями (полив, протирание листочков, опрыскивание ) Беседы: «Кому нужна вода?» «Роль воды в жизни человека» «Что такое аквариум»? «Берегите воду»

Слайд 14

Рисование «Дождик» Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Слайд 15

Чтение, рассматривание художественной литературы

Слайд 16

Праздник мыльных пузырей

Слайд 18

Заключение: В результате проделанной работы у малышей появился интерес к экологическим знаниям, к познавательной и опытно - исследовательской деятельности. Дети самостоятельно выполняют эксперименты, делают простейшие обобщения и выводы по их результатам.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...