Познавательное развитие (окружающий мир)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Журавлева Надежда Владимировна

Конспект по познавательному развитие "В мире птиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_ptitsy.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 4-5 лет

на тему: «В мире птиц».

Дата: 15 февраля 2019 года

Воспитатель: Тимохина Надежда Владимировна

Цель: уточнять и закреплять знания детей птицах.

 Задачи: 

- обогащать представления о многообразии птиц, о важности птиц в экосистеме, конкретизировать представления о внешнем строении птиц, их образе жизни, о роли человека в охране птиц, формирование целостной картины по теме «Птицы»;

- развивать умение сравнивать и узнавать птиц по описанию внешнего вида, активизировать в речи названия птиц;

- вызывать желание бережного отношения к уникальности любого живого существа;

- развивать любознательность, фантазию, находчивость;

- продолжать учить детей согласовывать речь с движениями, развивать диалогическую речь ребёнка.

Материалы к занятию: аудиозапись птичьих голосов, листы цветной бумаги, лист картона, свеча, стакан воды, презентация.

 Ход занятия

Вопросы воспитателя

Ответы детей

1.Введение в игровую ситуацию

- Ребята, давайте начнем наше занятие с таких слов: Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай.

2.Мотивационная игра

Отгадайте мою загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

и два крыла,

Прилети – плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это …

Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в царство птиц. По дороге мы с вами будем вспоминать все, что мы знаем о пернатых друзьях. А, может быть, нам удастся с ними и повстречаться.

3.Новая тема

Первое задание для вас – викторина.

1. Какая птица самая маленькая?

2. Какая птица выше всех летает?

3. Какая птица самая большая?

4. Кто в воде купается, а сам сухой остается?

5. У кого из птиц самый красивый хвост?

6. У какой птицы самые большие глаза?

7. у какой птицы самая длинная шея?

8. Какую птицу называют санитаром леса?

9. Чей клюв похож на сумку для хранения рыбы?

10. Какая птица умеет раскалывать твердые орехи и выводит птенцов зимой?

- Ребята наше путешествие продолжается и вот ее одно задание: определите птиц по клюву (работа с презентацией).

- Посмотрите на изображения птиц и попробуйте их узнать.

- Как вы думаете, почему форма клюва у разных птиц отличается?

- Найдите среди птиц хищников. Какой у них клюв?

- Расскажите про клюв пеликана.

- Чем похож клюв попугая и клеста?

- Чем похож клюв цапли и аиста?

- Посмотрите, какой необычный клюв у колибри. Посмотрите, на экран, что вы можете о нём сказать?

Физкультминутка

Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

4. Затруднение в игровой ситуации

Ребята, сможете ли вы узнать птицу по ее голосу? (работа с презентацией «Голоса птиц»). Дети слушают голоса дятла, ворона, аиста, кукушки, совы, соловья.

- Всех ли птиц можно увидеть сейчас?

- Почему некоторые птицы улетают?

- Посмотрите на картинку и скажите какие из этих птиц улетают и как они называются?

- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Ребята, чем еще отличаются птицы?

- Посмотрите на следующие картинки перьев  – чьи они?

- Чем они отличаются?

Перья бывают пуховые, которые расположены близко к телу птиц.

-  Для чего они нужны?

- Какое перо помогает лететь? Покажите эти перья. Они называются маховыми. Где они находятся?

-Почему они так называются?

- Некоторые птицы не боятся дождя и даже могут плавать! В народе говорят «Как с гуся вода». Как вы думаете почему? Чтобы понять, почему некоторые перья не намокают, давайте проведем опыт. Кусок картона натрем свечой и капнем на него воду. Там где была свеча, вода стекла и не намочила картон, а в другом месте появилось мокрое пятно.

- Какой вывод можно сделать?

5. Самостоятельное применение «нового в других игровых ситуациях.

- Что помогает птице летать?

Опыт с бумагой. Дети пускают по воздуху листочки бумаги и наблюдают за парящим полетом. А потом комкают лист бумаги и пробуют запустить – он не летит.

- Какой вывод можно сделать?

Наше путешествие по царству птиц заканчивается, и я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться под пение птиц. (Дети располагаются на ковре, руки вытягивают вдоль туловища, ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты, глаза закрыты. Под звуки музыки и пение птиц дети отдыхают, после чего потягиваются, открывают глаза и потихоньку садятся)

- Ребята, давайте скажем: «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю всех, я люблю мир».

6.Рефлексия

- Умнички, со всеми заданиями справились.

-О ком мы говорили сегодня?

-Что нового вы узнали о птицах?

- Каких птиц запомнили?

- Оценим занятие!

Молодцы, мне тоже понравилось занятие, вы очень хорошо работали, правильно отвечали. Спасибо, до новых встреч!

Дети приветствуют друг друга, воспитателя

- Птица

-Колибри

-Орёл

-Страус

-Гусь

-Павлин

-Филин

-Лебедь

-Дятел

-Пеликан

-Клест

- Зависит от способа пропитания

- Острый

- У них острый, загнутый вниз клюв

- У них клюв длинный и острый

Ответы детей

-Нет. Некоторые из них улетели в теплые края

-Зимой они  не могут найти себе пищу

-Аист, кукушка, соловей - перелётные птицы

-Зимующие

Ответы детей

-Размером, окраской, оперением

-Они согревают тело птицы

-На крыльях

-Они помогают летать

- Их перья не намокают

- Некоторые птицы умеют сохранять свои перья сухими

У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает.

- Расправленный лист может долго парить в воздухе, а скомканный или сложенный лист быстро падает на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" (окружающий мир) на тему: "Обитатели леса"

Цели: Обогащать представления об образе жизни и повадках диких животных.Задачи:Закреплять в речи названия диких животных.Развивать умение находить их общие и отличительные признаки.Закреплять умение п...

Конспект досуга по области «Познавательное развитие» (окружающий мир) в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) Тема: «Что вы знаете о космосе» с использованием ИКТ «Мультимедийная презентация»

Досуг для детей старшего дошкольного возраста по области "Познавательное развитие"  (окружающий мир)  в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) Тема: «Что вы знаете о космосе» с использо...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...