Экологическое направление
план-конспект занятия по окружающему миру

Алёхина Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Картотека опытов подготовительной группы.

Опыт воздух и вода - «Чем пахнет вода?». Цель: Выяснить имеет ли запах вода. Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Опыт с водой - «Какую форму примет вода?» Цель: Закреплять у детей свойства воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт с песком. «Песочные часы». Цель: закреплять с детьми свойства песка. Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно. Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15. Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

Опыт с песком «Своды и тоннели». Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпь те трубочку с карандашом так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Опыт с водой и бумагой «Можно ли склеить бумагу водой». Цель: Закреплять у детей свойства воды. Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте. Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

Опыт с водой. «Замерзшая вода». Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? Опыт с глиной и песком. «Почему в пустыне мало воды». Цель: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли. Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина. Ход: Взрослый предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок она быстро уходит вниз; на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий: наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают вывод в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.

Опыт с воздухом. «Можно ли поймать воздух». Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем, одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

Опыт с воздухом. «Воздух сжимается». Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт с магнитом. «Какой магнит сильнее?» Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы. Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

• магнита, получившегося в результате этого опыта;

• магнита, сделанного натиранием стальной полоски;

• магнита, изготовленного фабричным способом.

Опыт с водой. «Как в джунглях». Цель: Выявить причины повышенной влажности в джунглях. Материалы и оборудование: Макет «Земля — Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная ем кость, прибор для наблюдения за изменением влажности. Ход: Дети обсуждают температурные особенности джунглей, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца. Пытаются выяснить причину частых дождей, рассматривая глобус и карту климатических зон (обилие морей и океанов). Ставят опыт по насыщению воздуха влагой: капают воду из пипетки на губку (вода остается в губке); кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде; поднимают губку, наблюдают, как стекает вода. Дети с помощью выполненных действий выясняют, почему в джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать).

Дети проверяют появление дождя без туч: в прозрачную емкость наливают воду, закрывают крышкой, ставят в жаркое место, наблюдают в течение одного-двух дней появление «тумана», растекание капель по крышке (вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь).

Опыты с предметами. «Как работает термометр». Цель. Посмотреть, как работает термометр. Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре. Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Опыт с хлебом. «Заплесневелый хлеб». Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Материалы и оборудование: Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. Ход: Дети знают, что хлеб может портиться — на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а) в теплое темное место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета, Проводят наблюдения в течение нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают (во влажных теплых условиях — первый вариант — появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется). Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари».

Опыты с растениями «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Опыты со светом «Как образуется тень». Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Ход: 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.                                        2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.                                                                                            Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Опыты с воздухом «Как обнаружить воздух».                                                                Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.                                                                                                          Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.                                                                                                                          2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.                                                                                                                                            Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.                                                                                         3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Опыты с предметами. «Компас».  Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал: Компас.                                                                           1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый, наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).



Предварительный просмотр:

Проект «Удивительный мир насекомых»

Автор проекта: воспитатель высшей категории Флигинских И.Ф.

Программное содержание:

Расширить знания детей о насекомых (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания;

Активизировать и обогащать словарь детей (муравьи, жуки, пчелы, нектар, ячейки, соты и др.);

Воспитывать в детях экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира (в данном случае – жизнь насекомых).

Актуальность проекта:

Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жизни насекомых от изменений в природе, а также их приспособленность. В ходе реализации проекта дети учатся любить природу, наблюдать, понимать, что насекомые часть природы, без которой не может существовать наша планета.

Цель проекта: Расширить знания детей соб особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи проекта:

1. Создание положительного эмоционального фона, способствующего освоению ребенком знаний о насекомых.

2. Развитие познавательного интереса к миру насекомых, умение отражать это в продуктивной деятельности.

3. Расширение знаний о насекомых: об окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Воспитание любви к природе, желание охранять её.

Ожидаемые результаты проекта:

— Обогатить и систематизировать знания детей о насекомых;

— Иметь простейшие представления об особенностях строения тела в связи с их жизнью, способах их передвижения (летает, ползает, прыгает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

— Знать о взаимосвязи с другими обитателями живой и неживой природы;

— Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых;

Сроки проекта: краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители.

Риск при реализации проекта: 
Недостаточная информационная компетентность педагогов
Недостаточная информационная компетентность родителей
Нежелание родителей принять активном участие в проекте.

Проект предполагает реализацию следующих этапов:

Подготовительный этап (30.07-3.08)

1. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

2. Определение задач, исходя из интересов и потребностей детей.

3. Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.

4. Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта для детей, подбор консультаций для родителей.

5.Информирование родителей о предстоящем проекте.

Основной этап (06.08-10.08)

1. Проведение комплекса непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, дидактических и подвижных игр.

2. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

3. Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

4. Изготовление поделок по теме проекта.

5.Изготовление ЛЭПБУКА «Мир пчёл»

Заключительный этап (13.08)

2. Оформление фотовыставки рисунков посвященных сохранению насекомых родного края.

3. Выставка поделок совместно с родителями «Мир насекомых».

Список использованной литературы.

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Калегина Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста. — Казань, 1994.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и восптателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 «Лучик»

Проект

«Удивительный мир насекомых»

в подготовительной к школе группе № 8




Автор:

воспитатель

Флигинских И.Ф.




Белгород

2018 г.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «СБЕРЕЖЕМ  ПРИРОДУ».

НАШ ДЕВИЗ:                                                                                                                            Берегите природу!                                                                                                                      Чтоб  радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.                                                                                                                                    А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.                                                                                                                 Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?                                                                                                                            Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!                                                                                                               Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?                                                                                                                          Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:                                                                                                 «Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину»      . М.М. Пришвин.

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:                                                                                                                       Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой. Продолжительность: долгосрочный.                                                                              Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.                                        Срок реализации: 3 месяца.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование системы  осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:                                                                                                                            1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.                                           2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.                                                          3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.                     4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.                                                                   5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.                                                                                                                 6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.                                                                                                                                                 7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ПРОБЛЕМА: Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТИЗА: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:                                                                - будет вестись систематическая работа на занятиях;                                                                - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:                                                                   Интерактивная                                                                                                          анкетирование,                                                                                                     интервьюирование,                                                                                                            дискуссия,                                                                                                                                                       круглые столы,                                                                                                                  консультации специалистов.                                                                                                     Традиционная:                                                                                                                  родительское собрание,                                                                                                            «День открытых дверей»,                                                                                                            акция «Сбережем природу».                                                                            Просветительская:                                                                                                           стенд «Чистый воздух и вода  - сохраним мы их друзья»,

ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ И СЕМЬЕ: В ДОУ:                                                                                   1. Беседы педагога с детьми:                                                                                                               - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;                                                                                                                         - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.                                  2. Занятия:                                                                                                                                               - первично - ознакомительные;                                                                                       углубленно - познавательные;                                                                                                        - обобщающие;                                                                                                                                        - комплексные.                                                                                                                                     3. Чтение художественной литературы.                                                                                         4. Проведение акции «Сбережем природу».                                                                             5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».                                       6. Познавательное развитие:                                                                                                              - рассказы из личного опыта                                                                                                             - беседы об охране природы.                                                                                                               7. Проведение тематических занятий по охране природы.                                                        

В СЕМЬЕ:

1. Экскурсия в лес.

2. Чтение художественной литературы.

3. Экологические игры.

4. Просмотри телепередач в выходные дни.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

- предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголки  природы в группах;

- экологическая тропа на территории детского сада;

- огород на  территории ДОУ;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотека книг с экологическим содержанием;                                                                     - костюмы животных, растений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:                                                                                                               - будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;                                                                                                                                      - поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;                                                                                                         - разовьется интерес к явлениям и объектам природы;                                                               - научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 ПЕДАГОГИ: - приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;                                                                                                                                             - повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;                                              - пополнится развивающая среда в группе;                                                                                     - повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                                                                            1. Определение темы, цели, задач проекта.                                                                                        2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.                                                                  3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.                                                4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.                                                                                                                                               5. Разработка тематического планирования мероприятий.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

  В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста. Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

  Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:                                                                                                                                1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

(изучение программно - методического материала по направлению работы,

знакомство с новыми технологиями:

- личностно - ориентированная;

- технология сотрудничества;

- программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.

 - подбор программно - методического материала по направлению работы).

  2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).

  3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема: «Лес - многоэтажный дом». Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как   природное сообщество,  «этажи» леса. Акция «Сбережем природу». Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.  Просмотр театрализованного представления «Мы друзья природы» вместе с родителями. Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.

Тема: Экскурсия в парк. Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.

Тема: «Животные леса осенью». Цель: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период.

Тема: «Насекомые». Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Тема: «Водоем и его жители». Цель:  осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.

Тема: «Человек – часть живой природы». Цель:  формировать представление о человеке как о части живой природы, учить определять общие и отличительные признаки человека и животных; развивать творческие способности.

Тема: «Растения в нашем уголке природы». Цель: уточнить представления детей о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни.

Тема: «Зимующие птицы». Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Тема: «Как лесные звери проводят зиму». Цель: систематизировать знания детей о жизни диких животных, как они приспосабливаются к зимним условиям.

Тема: «Жалобная книга природы» (совместно с родителями). Цель: расширить представления детей о растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей  с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы. В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появился интерес к явлениям и объектам природы;

- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и  определяет направление дальнейшей работы  и мероприятия экологической направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»

Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...

Экологическая страничка МДОБУ детский сад № 35 «Жаворонок» «Современное благоустройство территории ДОУ с экологическим направлением»

      Экологическая  тропинка  позволяет  более  продуктивно  использовать   обычные  прогулки  с детьми  для  экологическ...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...

Проект экологической направленности На тему: «Уроки Царицы воды» Для подготовительной компенсирующей направленности

Аннотация Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.В наше время многие люди поте...