Проект: Все работы хороши, выбирай на вкус!
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

Познакомить детей с профессиями родителей. Развивать коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста с ОНР в совместной деятельности со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 «Рябинушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Автор проекта: Хураськина

Елена Леонидовна,

воспитатель старшей группы №23

Чебоксары, 2016г.

Содержание проекта

Паспорт проекта

Название проекта

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Тема проекта

Все профессии важны, все профессии нужны

Автор проекта

Хураськина Елена Леонидовна, воспитатель коррекционной группы с общим недоразвитием речи

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №158 «Рябинушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики, старшая группа № 23 (дети с ОНР)

Проблема

У детей коррекционной группы с ОНР  недостаточно развиты коммуникативные компетенции (о профессиях взрослых).

Цель проекта

Познакомить детей с профессиями родителей. Развивать коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста с ОНР в совместной деятельности со взрослыми.

Задачи проекта

  1. Продолжать обогащать опыт детей новыми знаниями о профессиях и о труде взрослых, побуждать  высказывать предположения  о своей будущей профессии.
  2. Создать условия для расширения кругозора  детей о профессиях, побуждая к самостоятельному применению полученных знаний.
  3. Поощрять коммуникативные проявления детей (умение объединяться в группы для сюжетно- ролевых игр, умение вести диалог, обсуждать ситуацию и пр.).
  4. Включение родителей  в работу по реализации мероприятий проекта.

Сроки реализации проекта

20.03.2016 по 20.04.2016

Ожидаемые результаты

От взаимодействия с  детьми:

  1. Повышение интереса воспитанников к профессиям и к труду взрослых (посредством экскурсий, рассматривания сюжетных картин, составления описательных рассказов о людях различных профессий).
  2. Развитие познавательных психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР (словесно-логического мышления, произвольной памяти, внимания, творческого воображения).
  3. Раннее выявление склонностей, потребностей, интересов детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  4. Совершенствование коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста с ОНР (расширение активного и пассивного словаря, совершенствование лексико-грамматической и звуковой культуры речи).

От взаимодействия с  родителями:

  1. Повышение интереса к образовательной деятельности в МБДОУ.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Оптимизация детско- родительских отношений.

От взаимодействия с  др. педагогами группы:

  1. Обеспечение единых подходов в обучении и воспитании.
  2. Повышение собственного профессионального мастерства.

Актуальность

В последние годы дошкольное образование постоянно находится в центре внимания общественности, средств массовой информации и Правительства России. Причин к этому несколько. Первая из них связана с дефицитом мест в дошкольных учреждениях. Вторая - с пониманием того, что дошкольное образование является важнейшей ступенью в социализации и развитии детей, их подготовке к школе, где активно внедряются новые Государственные образовательные стандарты. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования  говорится о необходимости личностного  развития детей, их творческой активности. В документе отмечено, что реализация программ в дошкольных образовательных организациях должна осуществляться  в исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе, а затем и в профессиональной подготовке, должно быть формирование качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,  любознательности, инициативности, самостоятельности.

Отечественная психология всегда рассматривала формирование личности в связи системой ее общественных отношений. Так, Л.С. Выготский писал, что "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она прежде являет свое в себе для других. Это есть процесс становления личности". Это означает, что с одной стороны личность развивается в процессе социализации, но с другой стороны, обладая собственной активностью, личность сама преобразует окружающий мир, в том числе и его социальную структуру. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
          Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 
          Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Аналитическая часть

В связи с актуализацией вопросов развития профессиональной ориентации в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом дошкольного учреждения. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. Скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

Здесь важно обратить внимание на специфику контингента наших детей. Мы работаем с детьми 5-6 летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) Л.С. Волкова понимает различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Нищева Н.В. в своем пособии «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» отмечает характерологические (личностные) особенности детей с общим недоразвитием речи:

  • быстрая утомляемость, трудности в восприятии учебного материала;
  • нарушения произвольного внимания;
  • повышенная возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы или наоборот - вялость, апатия);
  • отсутствие интереса к дидактическим играм, к чтению  книг;
  • навязчивое чувство страха излишняя впечатлительность;
  • проявления негативизма (желанию делать все наоборот), излишняя агрессивность либо ранимость, обидчивость.

     Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления:

  • Дети отстают в развитии словесно - логического мышления;
  • Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью дошкольникам с ОНР присущи и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется следующими особенностями:

  • плохой координацией движений;
  •  неуверенностью в выполнении дозированных движений;
  •  снижением скорости и ловкости выполнения;
  • наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Все вышеперечисленные особенности, а также индивидуальные особенности нами учитываются в повседневной работе в целях повышения эффективности педагогического процесса.

В своей работе мы предполагаем активное использование ИКТ-технологий, в частности включение МБДОУ в проект «Чебоксары - сетевой город»).

Таким образом, мы считаем, что углубленная работа по вопросам  ранней профориетации дошкольников с ОНР, позволит расширить кругозор детей, активный и пассивный словарный запас, оптимизирует лексико-грамматическую и звуковую стороны речи. Следовательно, приобретенные знания и умения помогут стать дошкольникам более успешными, инициативными. Представленная работа будет способствовать формированию активной родительской позиции на принципах открытости, взаимопонимания и доверия.

Механизм реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготови-

тельный этап

1.Изучение объема имеющихся у детей знаний о профессиях родителей и о труде в целом.

2. Мониторинг содержания сюжетно- ролевых игр детей.

21.03.2016

Воспитатели

Основной этап

1.Проведение цикла занятий с детьми о профессиях и о труде взрослых (родителей).

2. Организация экскурсий по детскому саду: «Знакомимся с профессиями работников детсада».

3.Встречи с людьми разных профессий. (Приглашение родителей воспитанников).

4.Организация экскурсий за пределы МБДОУ (на почту, в магазин, в библиотеку, в школу).

 5. Организация викторин, КВН: «Кем быть?..»

6.Сюжетно-ролевые, дидактические игры по теме.

7.Просмотр мультфильмов «Кем я хочу стать», «Калейдоскоп профессий».

8.Работа в кабинете безопасности.

9.Рассматривание картин, плакатов, детских энциклопедий по теме.

10. Оформление выставки детских работ (рисунков, поделок) «Мои увлечения и хобби», «Кем быть?».

22.03.2016-19.04.2016

Воспитатели

Заключитель-ный этап

1. Диагностика системы знаний о профессиях родителей и о выполняемом ими труде.

2. Мониторинг уровня развития сюжетно- ролевой игры (тематика детских игр, виды профессий, соответствие роли и трудовых действий, использование предметов-заместителей, т.д.).

3. Определение уровня коммуникативного развития и произвольности поведения детей (умение договариваться, соотносить свои действия с действиями партнера, поведенческие реакции детей в игре, на занятиях).

4. Определение уровня любознательности, инициативности, детей к явлениям действительности.

20.04.2016

Воспитатели

Ожидаемые результаты

По итогам реализации проекта «Все работы хороши!» мы ожидаем получить следующие результаты:

1. Расширение кругозора  воспитанников о профессиях и о труде взрослых (посредством экскурсий, встреч с интересными людьми, рассматривания сюжетных картин, составления описательных рассказов о людях различных профессий).

2. Развитие познавательных психических процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР (словесно-логического мышления, произвольной памяти, внимания, творческого воображения).

3.Раннее выявление склонностей, потребностей, интересов детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4.Совершенствование коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста с ОНР (расширение активного и пассивного словаря, совершенствование лексико-грамматической и звуковой культуры речи).

Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшая работа над проектом – получение старшими дошкольниками опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами среды МБДОУ. Планируется взаимодействие старших дошкольников с педагогами начальных  классов школы № 22. Также планируется разработать интеграцию занятий по познавательному развитию с уроками по ознакомлению с окружающим в 1 классе.

В заключении хочется отметить, что ознакомление с трудом взрослых, их профессиями, убеждает воспитанников в том, что народ как России, так и Чувашии, с древних времен жил в постоянном труде, с высокой правдой, любовью и красотой в душе. Именно в традициях трудового воспитания отражается любовь к человеку, к Родине. А трепетная любовь к Родине, желание служить, работать на ее благо,- есть те духовные качества, без которых человек не может считать себя личностью.

Список литературы

1.  Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. -№4. - С.18.

2. Волкова, Л.С.  Логопедия / Л.В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2007.-18с.

3. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. -2006. - № 3. С. 38-41.

4. Жукова, Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Логопедия: основы теории и практики /Н. Жукова, Е. Мастюкова, Т.Филичева. – М.: Эксмо, 2011.- 17с.

5. Жукова, О. С. Преодоление недоразвития речи у детей / О.С. Жукова - М., 2002.-320с.

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М.: Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Все работы хороши-выбирай на вкус"

Познакомить детей с профессиями взрослых....

Проект "Все работы хороши - выбирай на вкус".

Педагогический коллектив нашего детского сада считает, что начинать знакомство детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширять у них представле...

Проект «Все работы хороши - выбирай на вкус»

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

проект: "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Знакомство  с трудом взрослых, расширение представлений детей об окружающем мире – важная составляющая воспитательно-образовательного процесса. Решая данные задачи мы, педагоги, оптимизируем адап...

Творческий проект «Все работы хороши, выбирай на вкус.»

Дети: получают и закрепляют на практике знания о профессиях.Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность рас...

Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус” (подготовительная группа)

Проект  «Все работы хороши, выбирай на вкус” (подготовительная группа)...

Инновационный проект "Все работы хороши - выбирай на вкус!"

Инновационный проект дошкольной образовательной организации по ранней профориентации детей дошкольного возраста на 2018-2021 годы. Основная идея проекта: знакомство дошкольников с разнообразными профе...