Программа дополнительного образования детей «Природа и малыши»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Ольга Вениаминовна Козырева

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Шойбулакский детский сад «Колосок»

 

 

 

Расмотрено на педагогическом совете                   Утверждаю:                                                                                                               

Протокол №                                                              Заведующий МДОБУ

От «__»_____2016г.                                                 Шойбулакский детский сад «Колосок»

                                                              ____________Иванова Т.В.

                                                   «__»_________2016г.

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования детей

«Природа и малыши»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

с. Шойбулак

 

Тема: «Развитие познавательных способностей детей средствами экологического воспитания в детском саду»

 Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 

Задачи:

  1. Создать дидактические игры, наглядные пособия, направленные на знакомство

         с окружающим миром

  1. Разработать серию интегрированных занятий
  2. Проведение игр  с использованием наглядных пособий в детском саду

 

Актуальность:

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познание является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием растений, задают много вопросов.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом и при этом повысить их познавательную активность? Ведь приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, любознательность, активность и доброжелательность.

 

Предпологаемый результат:

1. Ребенок должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4. Организация экологических пространств в детском саду.

Этапы и сроки работы:

1. Предварительный  (разработка плана деятельности в соответствии с ФГОС подготовка материалов и оборудования)                                3.09.18. по 30.09.18                                                               

2. Практический (реализация проекта)                                    1.10.18 по 15.05.18

3.Заключительный                                                                    13.05.19 по 31.05.19

 

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

          Предварительный этап

Работа педагога

  1. Подбор методической литературы
  2. Разработка плана кружка «Природа и малыши»
  3. Подготовить картотеку дидактических и подвижных игр по экологическому воспитанию
  4. Подобрать наглядные пособия для изучения окружающего мира
  5. Разработать серию конспектов

Практический этап

Работа с детьми

  1. Провести занятия:
  2. Изготовление игр для детей: лото, домино, пазлы по экологичесеому воспитанию
  3. Создание макетов «Домашние животные», «Морские обитатели», «Животные нашего леса», «Насекомые»
  4. Лэпбук по экологии «Времена года»
  5. Макет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года
  6. Создание зоны развития, где можно полистать книги, пособия
  7. Провести мероприятия: «Путешествие по экологической тропинке»

Работа с родителями

  1. Консультация на тему: «Советы по  воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе», «Природа в жизни вашей семьи», «Наблюдения с детьми за природой».
  2. Экологические  акции  («Покормите птиц зимой»,   «Посади цветок»,   «Сделай скворечник»)
  3. Организовать выставку детских работ

Заключительный этап

  1. Провести диагностику
  2. Анализ результатов
  3. Провести развлечение «Путешествие в лес», «На есной полянке», развлечение с элементами викторины «Друзья природы».

Способ демонстрации результата проделанной работы

  1. Проведение выставок детских работ.
  2. Участие в конкурсах
  3. Демонстрация работ на общесадовском собрании.

Форма отчета по проделанной работе:

Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию

-Провести анкетирование родителей

-Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок

-Составить конспекты занятий, развлечений

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.

 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

 

Сентябрь- октябрь

 

Составление перспективного плана работы

 

2.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова  «Дидактические игры  для ознакомления детей в детском саду»

В течение года

При проведении ООД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников

3.

Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

 

Январь-май

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

4.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

 

5.

Разработать карты мониторинга.


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

 

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

 

6.

«Осень в пёстром сарафане»

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

1.

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

2.

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

3.

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Март

Просмотр деятельности педагога  

4.

Родительское собрание «Дошкольник и экология». 

Апрель

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

5.

Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

6.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

 

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

3.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Сентябрь

статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с  семьей»

 

4.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов

 

5.

Обобщение опыта.

Май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй

 

1.

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето»,  «Примите наши правила»

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ»

 

2.

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»

3.

Выставка

В течение года

 

Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!»

 

4.

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

5.

День открытых дверей

Ноябрь

 

Апрель

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

6.

Акция

Апрель

«Подари клумбе цветок»,  «Дома для птичьих семей»

7.

Круглый стол

Май

«Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей»

                                                               V. Мероприятия для детей

                                                              

1.

 «Дары осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей 

 

2.

«Дети о родном саде»

«Природа глазами детей»

«Зелёная красавица»

«Волшебный сундучок зимы»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Выставка детских рисунков, коллажей.

Выставка поделок из бросового материала

3.

"Земля - наш дом родной"

Январь

Экологическое мероприятие

4.

 «Знатоки природы»

 «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» ; «Зелёная аптека»

Февраль

Март

Апрель

КВН и викторины по экологии

5.

«Цветок моего настроения»

Апрель

Экологическая игра-наблюдение

6.

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

7.

Акции: «Берегите природу»,

«Юный эколог»,

«Поможем птицам»

В течение года

Рисование плакатов в защиту природы;

Конкурс на лучшую кормушку

8.

«Что в уголке леса тебе нравится больше всего»;

 «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые , стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека»

 

В течение года

Тематические прогулки

 

9.

«Осень», «Зима»

В течение года

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

10.

«Читайте вместе с нами»,

«Четыре времени года»,

«Двенадцать месяцев»

Май

 

В течение года

Литературная выставка;

 

Театральное представление;

 

Театральное представление


 

Пояснительная записка.

Программа «Природа и малыши»  построена на позициях гуманно-личностного подхода к природе и направлена на формирование у  детей умения понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Ведущие цели Программы «Природа и малыши»  - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание,  воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Программа имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.

При изучении тем предусмотренных кружком развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель работы кружка – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачии

1.Образовательные: обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

 2.Развивающие: развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности,  в уходе за животными и растениями.

            3.Воспитательные: продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе. 

Образовательная деятельность по программе дополнительного образования экологической  направленности «Природа и малышии»  проводится 1 раз в неделю продолжительностью 15-20 минут в соответствии с нормами СанПиН. Программа рассчитана на 1 год обучения.

При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:

Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Особенности программы «Природа и малыши».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы  закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются  основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно  формирование у детей экологических знаний, норм и правил  взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического  образования. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс

Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нѐм, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Ребенок должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4. Организация экологических пространств в детском саду.

Методы и формы экологического образования детей:

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру

Методы обучения

- Наглядные: наблюдение, рассматривание  картин,  иллюстраций, фотографий, демонстрация моделей, видеофильмы (диски DV)

- Практические: занятие, элементарные  опыты, моделирование

- Словесные: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее  длительное или планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

К иллюстративно-наглядному материалу относятся дидактические картины, репродукции с художественных

картин, фотографии.

Игры-занятия - проводятся по определённому программному содержанию они делятся на:

предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы: листья, семена,  цветы, фрукты, овощи;

 настольно-печатные - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки;

словесные – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у  детей, и само слово. Элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Моделирование. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению

моделей.

Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Использование художественной природоведческой литературы .

Формы организации ООД

В процессе оод используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Занятия  проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность оод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе оод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Оод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.  

 

 Литература:

1.С.Н.Николаева «Юный эколог»

2.Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

3.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

Осень

Сентябрь

1.«Здравствуй осень!». Прогулка по территории детского сада. Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

2. «Цветы - улыбка природы». Осмотр клумбы детского сада. Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

3. «Покажем Буратино наш участок». Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми ; объяснить, что для роста растений необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Октябрь

1. ООД «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

2. Досуг «Расскажем кукле о фруктах». Стихи и загадки о фруктах. Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.

3. Вечер экологических игр. «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

-познакомить с основными видами овощей и фруктов.

-развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

4. ООД «Овощи с огорода». Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

Ноябрь

1. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик …» Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

-Учить рассказывать потешку вместе с взрослым.

-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

- Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

2. Вечер игр. Подвижная игра: «Огород». Дидактическая игра «Что сажают в огороде». Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).

3. Драматизация сказки «Репка»

-Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.

- закреплять знания и представления детей о сказке.

-воспитывать любовь к труду.

4. Развлечение «По мотивам русских народных сказок» .

-закрепить знания детей о русских народных сказках,

-закрепить навыки элементарных трудовых процессов;

обогащать словарный запас детей;

-развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания;

-воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.

Декабрь

1. Аквариум. Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

2. Наблюдение за снежинками. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

3. ООД «Ели и сосны в лесу». Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

4. Досуг «Елочка-красавица». Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Январь

1. Беседа и наблюдение «Жизнь птиц зимой». Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

2. Эксперимент «Вода, вода». Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

3. Работа с родителями «Мы помогаем птичкам» Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

Февраль

1. Посадка лука. Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

2. Экскурсия по участку. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

3. Птичий двор. Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

4. Изготовление макета птичий двор. Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм.

Март

1. Домашние животные. Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей). С их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

2. Изготовление макета «Ферма». Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм

3. Комнатные растения. Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

4. Наши деревья. Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Апрель

1. ООД «Мы в ответе за тех, кого приручили». Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

2. ООД «Кто живет в лесу?» Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3. Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

4. Досуг «День Земли». Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Май

1. Эксперимент «Знакомство с песком». Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

2. Экологическая игра «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

3. Наблюдение «Наши птицы». Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки, с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Шойбулакский детский сад «Колосок»

Расмотрено на педагогическом совете                   Утверждаю:                                                                                                                

Протокол №                                                              Заведующий МДОБУ

От «__»_____2016г.                                                 Шойбулакский детский сад «Колосок»

                                                              ____________Иванова Т.В.

                                                   «__»_________2016г.

Программа дополнительного образования детей

«Природа и малыши»

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

с. Шойбулак

Тема: «Развитие познавательных способностей детей средствами экологического воспитания в детском саду»

 Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

  1. Создать дидактические игры, наглядные пособия, направленные на знакомство

         с окружающим миром

  1. Разработать серию интегрированных занятий
  2. Проведение игр  с использованием наглядных пособий в детском саду

Актуальность:

Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познание является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием растений, задают много вопросов.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом и при этом повысить их познавательную активность? Ведь приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, любознательность, активность и доброжелательность.

Предпологаемый результат:

1. Ребенок должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4. Организация экологических пространств в детском саду.

Этапы и сроки работы:

1. Предварительный  (разработка плана деятельности в соответствии с ФГОС подготовка материалов и оборудования)                                3.09.18. по 30.09.18                                                                

2. Практический (реализация проекта)                                    1.10.18 по 15.05.18

3.Заключительный                                                                    13.05.19 по 31.05.19

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

 

          Предварительный этап

Работа педагога

  1. Подбор методической литературы
  2. Разработка плана кружка «Природа и малыши»
  3. Подготовить картотеку дидактических и подвижных игр по экологическому воспитанию
  4. Подобрать наглядные пособия для изучения окружающего мира
  5. Разработать серию конспектов

Практический этап

Работа с детьми

  1. Провести занятия:
  2. Изготовление игр для детей: лото, домино, пазлы по экологичесеому воспитанию
  3. Создание макетов «Домашние животные», «Морские обитатели», «Животные нашего леса», «Насекомые»
  4. Лэпбук по экологии «Времена года»
  5. Макет «Дерево. Времена года». Пособие для дидактических игр по изучению времен года
  6. Создание зоны развития, где можно полистать книги, пособия
  7. Провести мероприятия: «Путешествие по экологической тропинке»

Работа с родителями

  1. Консультация на тему: «Советы по  воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе», «Природа в жизни вашей семьи», «Наблюдения с детьми за природой».
  2. Экологические  акции  («Покормите птиц зимой»,   «Посади цветок»,   «Сделай скворечник»)
  3. Организовать выставку детских работ

Заключительный этап

  1. Провести диагностику
  2. Анализ результатов
  3. Провести развлечение «Путешествие в лес», «На есной полянке», развлечение с элементами викторины «Друзья природы».

Способ демонстрации результата проделанной работы

  1. Проведение выставок детских работ.
  2. Участие в конкурсах
  3. Демонстрация работ на общесадовском собрании.

Форма отчета по проделанной работе:

Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию

-Провести анкетирование родителей

-Изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок

-Составить конспекты занятий, развлечений

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.

 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

2.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

В.Дрязгунова  «Дидактические игры  для ознакомления детей в детском саду»

В течение года

При проведении ООД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников

3.

Проект «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Январь-май

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

4.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Март-апрель

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

5.

Разработать карты мониторинга.


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

6.

«Осень в пёстром сарафане»

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Сентябрь-май

Календарно – тематическое планирование

2.

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Сентябрь-май

Наглядный материал

3.

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Март

Просмотр деятельности педагога  

4.

Родительское собрание «Дошкольник и экология». 

Апрель

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

5.

Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов.

Май

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

6.

Подготовка материала к информационным стендам.

Ноябрь, май

День открытых дверей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии

В течение года

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

3.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Сентябрь

статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с  семьей»

4.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Февраль

Творческий отчёт для педагогов

5.

Обобщение опыта.

Май

Оформление отчета

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй

1.

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами «стихи и пословицы об осени, о зиме, о весне, про лето»,  «Примите наши правила»

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения», «Зелёный спецназ»

2.

Анкетирование

В течение года

«Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе»

3.

Выставка

В течение года

Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»

Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Наши лучшие места отдыха в нашем селе», «Вот оно какое-наше лето!»

4.

Групповые родительские собрания

Раз в квартал

По плану работы с родителями

5.

День открытых дверей

Ноябрь

Апрель

«Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!»

6.

Акция

Апрель

«Подари клумбе цветок»,  «Дома для птичьих семей»

7.

Круглый стол

Май

«Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей»

        V. Мероприятия для детей

                                      

1.

 «Дары осени»

Сентябрь

Выставка поделок из природного материала и овощей 

2.

«Дети о родном саде»

«Природа глазами детей»

«Зелёная красавица»

«Волшебный сундучок зимы»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Выставка детских рисунков, коллажей.

Выставка поделок из бросового материала

3.

"Земля - наш дом родной"

Январь

Экологическое мероприятие

4.

 «Знатоки природы»

 «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» ; «Зелёная аптека»

Февраль

Март

Апрель

КВН и викторины по экологии

5.

«Цветок моего настроения»

Апрель

Экологическая игра-наблюдение

6.

«Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай»

«Что нужно растениям для роста» и др.

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

7.

Акции: «Берегите природу»,

«Юный эколог»,

«Поможем птицам»

В течение года

Рисование плакатов в защиту природы;

Конкурс на лучшую кормушку

8.

«Что в уголке леса тебе нравится больше всего»;

 «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые , стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека»

В течение года

Тематические прогулки

9.

«Осень», «Зима»

В течение года

Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок

10.

«Читайте вместе с нами»,

«Четыре времени года»,

«Двенадцать месяцев»

Май

В течение года

Литературная выставка;

Театральное представление;

Театральное представление

Пояснительная записка.

Программа «Природа и малыши»  построена на позициях гуманно-личностного подхода к природе и направлена на формирование у  детей умения понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Ведущие цели Программы «Природа и малыши»  - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание,  воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения

Программа имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Занимаясь в кружке, дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе, делать выводы. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе.

При изучении тем предусмотренных кружком развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель работы кружка – формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1.Образовательные: обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

 2.Развивающие: развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности,  в уходе за животными и растениями.

            3.Воспитательные: продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе. 

Образовательная деятельность по программе дополнительного образования экологической  направленности «Природа и малышии»  проводится 1 раз в неделю продолжительностью 15-20 минут в соответствии с нормами СанПиН. Программа рассчитана на 1 год обучения.

При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям:

Познавательно направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Особенности программы «Природа и малыши».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Понимание законов природы, взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы  закладывается с детства и продолжается всю жизнь. Формирование экологической культуры - важнейшая задача дошкольного учреждения, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, формируются  основы нравственно-экологических позиций. Благодаря этому возможно  формирование у детей экологических знаний, норм и правил  взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического  образования. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс

Задача педагога – используя материал программы, на занятиях создавать условия для формирования у детей основ экологического сознания, помочь детям в формировании основ целостного восприятия мира, осмыслении своего места в нѐм, сознания своей ответственности за него, воспитания терпимости и уважения к другим, умения сотрудничать.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Ребенок должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

4. Организация экологических пространств в детском саду.

Методы и формы экологического образования детей:

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру

Методы обучения

- Наглядные: наблюдение, рассматривание  картин,  иллюстраций, фотографий, демонстрация моделей, видеофильмы (диски DV)

- Практические: занятие, элементарные  опыты, моделирование

- Словесные: рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее  длительное или планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

К иллюстративно-наглядному материалу относятся дидактические картины, репродукции с художественных

картин, фотографии.

Игры-занятия - проводятся по определённому программному содержанию они делятся на:

предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы: листья, семена,  цветы, фрукты, овощи;

 настольно-печатные - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки;

словесные – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у  детей, и само слово. Элементарные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Моделирование. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению

моделей.

Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Использование художественной природоведческой литературы .

Формы обучения

ООД

(Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Режимные моменты

(Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Самостоятельная деятельность детей

(Индивидуальные

Подгрупповые

Сюжетно-отобразительная  игра

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

Игра-экспериментирование

Развивающая игра

Экскурсия

Интегративная деятельность

Конструирование

Исследовательская деятельность

Рассказ

Беседа

Создание коллекцийоПроектная деятельность

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Сюжетно-отобразительная игра

Рассматривание

Наблюдение

Чтение

Игра-экспериментирование

Развивающая игра

Ситуативный разговор с детьми

Экскурсия

Интегративная деятельность

Конструирование

Исследовательская деятельность

Рассказ

Беседа

Создание коллекций

Проектная деятельность

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Во всех видах самостоятельной детской деятельности

Формы организации ООД

В процессе оод используются различные формы:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Занятия  проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность оод и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе оод используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Оод проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.  

 

 Литература:

1.С.Н.Николаева «Юный эколог»

2.Л.С.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

3.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Проектирование воспитательно-образовательного процесса.

Осень

Сентябрь

1.«Здравствуй осень!». Прогулка по территории детского сада. Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. Воспитывать любовь к природе.

2. «Цветы - улыбка природы». Осмотр клумбы детского сада. Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, ознакомить с составом цветка (показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы). Рассказать для чего нужны корень и стебель цветка. Воспитывать чувство прекрасного.

3. «Покажем Буратино наш участок». Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой, птицами, насекомыми ; объяснить, что для роста растений необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух. Воспитывать желание заботиться о растениях и птицах.

Октябрь

1. ООД «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

2. Досуг «Расскажем кукле о фруктах». Стихи и загадки о фруктах. Познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, виноград, черешня, абрикосы). Учить различать фрукты по вкусу, виду, форме. Рассказать о значении фруктов в жизни животных и человека.

3. Вечер экологических игр. «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) .

-познакомить с основными видами овощей и фруктов.

-развивать умение анализировать и отличать фрукты от овощей.

4. ООД «Овощи с огорода». Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представления о выращивании овощных культур.

Ноябрь

1. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Репка», заучивание потешки «Огуречик, огуречик …» Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

-Учить рассказывать потешку вместе с взрослым.

-Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

- Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

2. Вечер игр. Подвижная игра: «Огород». Дидактическая игра «Что сажают в огороде». Развивать координацию движений, умение действовать по команде. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки).

3. Драматизация сказки «Репка»

-Через русскую народную сказку расширять представления детей о таком полезном и «забытом» овоще как репа.

- развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, познавательный интерес детей.

- закреплять знания и представления детей о сказке.

-воспитывать любовь к труду.

4. Развлечение «По мотивам русских народных сказок» .

-закрепить знания детей о русских народных сказках,

-закрепить навыки элементарных трудовых процессов;

обогащать словарный запас детей;

-развивать навыки драматизации, выразительного рассказывания;

-воспитывать интерес к народному творчеству, умение взаимодействовать.

Декабрь

1. Аквариум. Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

2. Наблюдение за снежинками. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

3. ООД «Ели и сосны в лесу». Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства.

4. Досуг «Елочка-красавица». Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Приобщать к традиции украшать ель к Новогодним праздникам. Воспитывать патриотизм через русские традиции.

Январь

1. Беседа и наблюдение «Жизнь птиц зимой». Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

2. Эксперимент «Вода, вода». Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (снег, лед).

3. Работа с родителями «Мы помогаем птичкам» Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц. Организовать конкурс «Лучший корм для птиц». Оформить для родителей ширму «Как привить ребенку любовь к природе».

Февраль

1. Посадка лука. Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным.

2. Экскурсия по участку. Наблюдение за сезонными изменениями в природе (зима, снег, сугробы, лед) и наблюдение за воробьями. Дать понятие, что зимой птицам тяжело, холодно и голодно. Воспитывать у детей желание помогать птицам (подкармливать).

3. Птичий двор. Познакомить детей с разнообразием домашней птицы. Познакомить с тем, что курица – домашняя птица, куры дают человеку также мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может. Рассказать о цыплятах (маленькие, беспомощные, громко пищат). Воспитывать у детей желание ухаживать за цыплятами.

4. Изготовление макета птичий двор. Продолжать формировать знания о разнообразии домашних птиц, формировать представление о русском дворе, о сельскохозяйственном труде, о истории развития русского народа, воспитывать патриотизм.

Март

1. Домашние животные. Познакомить детей: с домашними животными (коровой, козой, овцой, лошадью, ослом, свиньей). С их внешним видом, особенностями поведения. Сравнить козу и корову (чем отличаются, чем похожи); дать представление о том, что у домашних животных зимой появляются детеныши. За домашними животными ухаживает человек.

2. Изготовление макета «Ферма». Продолжить формировать представление о разнообразии домашних животных. Продолжать формировать представление о русской усадьбе. Знакомить детей с историей развития русского народа. Воспитывать патриотизм

3. Комнатные растения. Познакомить детей с комнатными растениями. Дать понятие, что у растения есть корень, листья, стебель, цветы. Растения как живые существа нуждаются в уходе за ними, в воде, свете, тепле, почвенном питании, в создании необходимых условий. Воспитывать желание помочь в уходе за растениями.

4. Наши деревья. Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки — домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года.

Апрель

1. ООД «Мы в ответе за тех, кого приручили». Познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями поведения; показать, что жизнь собаки и кошки связана с человеком: он создает ей условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (животные оказываются на улице) они могут погибнуть. Воспитывать бережное отношение и любовь к животным, желание ухаживать за ними.

2. ООД «Кто живет в лесу?» Дать первоначальные сведения о лесе (что растет в лесу и кто живет в лесу); учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по произведениям писателей, природоведов, сказкам, играм. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

3. Наблюдение за сезонными изменениями. Весна. Знакомить детей с временами года. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года «весна». Развивать речевую активность. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы в любое время года.

4. Досуг «День Земли». Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле.

Май

1. Эксперимент «Знакомство с песком». Познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка. Сухой песок сыпуч, из мокрого можно делать постройки. Вспомнить с детьми, какие постройки делали. Рассказать о значении песка для человека и животных. Воспитывать интерес к неживой природе.

2. Экологическая игра «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с дикими животными, используя различные иллюстрации; дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь – на Севере, верблюд – в пустыне).

3. Наблюдение «Наши птицы». Познакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, трясогузки, с их внешним видом и повадками. Рассказать чем питаются летом. Воспитывать у детей экологическую культуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

Программа дополнительного образования детей старшего возраста (5-7 лет) "Риторика для малышей" с элементами театральной деятельности.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения. В программе представлено 6 разделов: общение, речевой этикет, речевая деятельность, техника р...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"

Аннотация программы:Возраст детей: 3-4 летСрок реализации программы: 1 год (64 занятия)Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования  двигательной  сфе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Программа дополнительного образования детей «Логоритмика для малышей»

Программа дополнительного образования детей 3-4 лет «Логоритмика для малышей»...