Детский исследовательский проект "Байкальская нерпа"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Сокольникова Галина Ивановна

   Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Метод проекта как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_issledovatelskiy_proekt_baykalskaya_nerpa.docx99.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Детский исследовательский

проект

«Байкальская нерпа»

Руководители проекта

Старший воспитатель ДОУ

Сокольникова Г.И.

Воспитатель старшей группы

Кривошеева И.В.

Кабанск 2018 г.

Проект «Байкальская нерпа»

Вид проекта: познавательно – творческий

 Участники проекта: Максим Довлатов, родители, педагоги ДОУ.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

 Введение

  Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Метод проекта как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. В старшей  группе реализуется групповой  проект «По следам Красной книги Бурятии». Цель проекта формирование предпосылок поисковой деятельности детей и развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно. В Красную книгу, которую дети создают в группе,  было, предложено внести информацию о  байкальской нерпе? Встал вопрос - кто такая байкальская нерпа и находится ли она в Красной книге. Максим Долматов сообщил о том, что он знает, что в Байкале есть нерпа и стал задавать вопросы о животном.  Предложили  Максиму на время стать исследователем и узнать все самое интересное из жизни байкальской нерпы. Таким образом, сформировалась проблема - кто такая байкальская нерпа и  находится ли она в Красной книге?

Цель проекта: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе  ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания.

Задачи педагога:

- привитие первоначальных умений собирать информацию из разных источников и использовать еѐ для выполнения проекта;

-сформировать представления о Байкале и байкальской  нерпе;

-привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе реализации проекта;

-расширять кругозор и словарный запас детей.

Задачи ребенка:

 - узнать, как живут нерпы;

 -узнать чем питаются нерпы;

 -узнать, почему у детенышей шерсть белая;

-знать находится ли нерпа в Красной книге Бурятии;

Задачи родителей:

 -оказывать помощь в организации экскурсии в музей с. Кабанск, походов в библиотеку;

-подобрать материал по теме: стихи, загадки, рассказы, наглядный и демонстрационный материал;

-изготовить макет Байкала;

- поддерживать познавательный интерес ребенка.

Методы и формы работы:

- исследовательские: поиск информации в библиотеке, в сети Интернет, опрос взрослых;

- практические: создание среды в группе,  выполнение творческой работы, создание макета Байкала;

- словесные: чтение научно- энцеклопидической и художественной литературы о нерпе, дидактические игры, заучивание стихов;

- наглядные: рассматривание фотоматериалов и иллюстраций, просмотр видеофильмов и слайдов о байкальской нерпе.

 

 Результаты проекта

Образовательный результат:

 – расширение кругозора ,освоение детьми знаний о животном мире (байкальская нерпа) родного края,

- активный интерес к обитателям озера Байкал;

– привитие исследовательских навыков;

-формирование умения находить несколько вариантов решения проблемы;

 - формирование навыков выступления перед аудиторией.

Продуктовый результат:

- пополнение предметно – пространственной среды группы творческими работами - макет Байкала и коллаж о байкальской нерпе;

- подборка  материала по теме: стихи, загадки, рассказы, наглядный материал о байкальской нерпе.

План – график мероприятий

1 этап – предварительный

Подготовка иллюстративного и дидактического материала

Подготовка консультации для родителей: «Как  оказать дифференцированную помощь ребенку дошкольного возраста в реализации проектных задач»

Мониторинг знаний  ребенка о байкальской нерпе. Использование модели трех вопросов: что знает о нерпе, что хочет узнать и как узнать?

Что знает о нерпе?

Что хочет узнать?

Как узнать?

Нерпа живет в Байкале

  Узнать, как живут нерпы?

Экскурсия в краеведческий музей с. Кабанск.

Опрос взрослых.

Нерпа хорошо плавает

Узнать чем питаются нерпы?

Чтение энциклопедической литературы.

Узнать, почему у детенышей шерсть белая?

Запрос  через сеть Интернет.

Узнать находится ли нерпа в Красной книге Бурятии?

Сбор информации через ресурсы Кабанской районной библиотеки.

2 этап основной. Примерный план работы над проектом.

Время проведения

Работа с ребенком

Работа с родителями

Пополнение предметно – развивающей среды

1 неделя

1. Беседа «Как и где можно, что то узнать про нерпу»

2. Чтение:  

-стихотворение «Нерпа» Скиф В.П.

- рассказ «Нерпёнок», Агеева, С. Н.

3.Дидактические игры : «Кто чем питается?», «Животный мир Байкала», «Как кто передвигается?»

4. Аппликация «Нерпа нежится на солнышке»

5. Просмотр видеофильма «Нерпа на воле и в нерпинарии»

7. Посещение  библиотеки.

8.Рассматривание «Красной книги Бурятии»

1.Ввод родителей в тему исследования.

2.Консультирование «Как  оказать дифференцированную помощь ребенку дошкольного возраста в реализации проектных задач».

3.Подбор литературы по теме исследования.

4.Совместное посещение Кабанской районной библиотеки

1.Обогащение книжного уголка литературой краеведческого содержания.

2.Пополнение среды дидактическими играми: «Кто чем питается?», «Животный мир Байкала», «Как кто передвигается»

3.Подбор фотографий, иллюстраций по теме проекта

2 неделя

1.Посмотр видеофильма о Байкале, о его обитателях 2.Экскурсия в музей по теме  «Байкал».

3. Составление рассказа «Что я узнал о байкальской нерпе»

3.Выполнение творческой работы по теме «Байкальская нерпа»

5.Организация экскурсии в музей с. Кабанск

6.Родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации

7.Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

3.Подбор разнообразного материала для выполнения творческой работы (природного, бросового, изобразительного т.д.)

3 этап – заключительный. Итоговое мероприятие.

Презентация творческой работы «Байкальская нерпа» для детей группы

4. Оценка результатов

При оценке результатов реализации проекта вернулись к модели трех вопросов: что знает о нерпе, что хочет узнать и как узнать? Сравнение двух показателей в начале реализации проекта и после завершения работы.

   

Используемая литература

Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» ООО издательство «Детство - пресс» - 2014

О.М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду »издательство «Учитель» -2011.

Н.В. Нищева «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ» ООО издательство «Детство - пресс»- 2015

С.Бунтовская «Экологические сказки с берега Байкала», «Для чего нерпе когти», «Голомянка» Устинов, С. К. Животные Байкала С. К. Устинов // Сибирячок. — 2000. — № 6.

 С. Н. Агеева «Нерпёнок» журнал Сибирячок. — 2001. — № 2. — С. 38-39.

Скрягина Л. «Сказка о нерпах» http://detstvo.irkutsk.ru

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад №15 с. Кабанск»

Проект

                                                 Выполнил Долматов Максим

воспитанник старшей группы «Б»

                                Руководитель проекта

                                                  воспитатель Кривошеева И.В.

          2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

презентация детского исследовательского проекта "Круговорот воды в природе" Чистякова Кирилла и воспитателя МАДОУ детский сад г.Нытва, Пермский край

После знакомства с темой "Вода в природе", у одного из моих воспитанников в старшей группе возникли вопросы и он пытался в своих риунках найти ответ. Его частые вопросы меня натолкнули  на создан...

Детский исследовательский проект «Наш любимый детский сад»

Участники проекта: дети подготовительной к школе, родители воспитанников, воспитатели Сроки реализации проекта: 2 недели (24.09.19 г. – 05.10.19 г.) Актуальность: Формирование чувства ...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Доклад на тему: «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПАПА - ВОДОЛАЗ»: ИНИЦИИРУЕМ ЛЮБОПЫТСТВО РЕБЕНКА, СТИМУЛИРУЕМ СТРЕМЛЕНИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

в  данном докладе описана реализация проекта о профессии родителя - водолаз.На мой взгляд метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синте...