Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Тема: «Мир вещей».
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе знакомства с миром вещей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_tsvetkova_s._i._mir_veshchey_.doc835.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                               детский сад  7

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга                                            

    Конспект  непрерывной образовательной деятельности

    по познавательному развитию

    для детей старшей группы

    Тема: «Мир вещей».

    Воспитатель: Цветкова Светлана Ильинична

    Используемые технологии:

    - личностно-ориентированная;

    -  игровая;

    -  здоровьесберегающая;

    -  технология развивающего обучения

    Санкт-Петербург

    2018 год

    Название: «Мир вещей»

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе знакомства с миром вещей.

    Задачи:

    1.Образовательные:

    - формирование у воспитанников познавательных действий (анализ, синтез, обобщение);

    - активизация познавательной мотивации воспитанников;

    - формирование понятия о значимости утюга в жизни человека;

    - формирование умения видеть причинно-следственные связи между объектами;

    - закрепление знания детей о безопасности.

    2. Развивающие:

    - развитие познавательного интереса, логического мышления, умения рассуждать;

    - развитие познавательной активности детей в элементарной исследовательской деятельности.

    - расширение, уточнение и активизация словаря (рубель, цельнолитой – чугунный утюг, угольный утюг, электрический утюг);

    3. Воспитательные:

    - воспитывать способность принимать собственные решения, опираясь на свой опыт;

    - создавать условия для самостоятельной поисковой  деятельности, воспитывая бережное отношение к предметам старины, доброжелательное отношение друг к другу.

    Предварительная работа: посещение музея, чтение художественной литературы, знакомство с различными материалами, знакомство с электроприборами, разгадывание загадок, дидактические игры: «Сложи цветок», «Что из чего сделано»; коллекция телефонов и ключей.

    Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: разные по форме, по материалам утюги, прихватка, чемодан, иллюстрации, дидактическая игра.

    Организация детей: по подгруппам.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

    Примерный ход  непрерывной образовательной деятельности

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Организация детей перед НОД.

    Здоровается.

    Обращает внимание детей на старинный чемодан, находящийся в группе, спрашивает,  как он мог здесь оказаться.

    Дети входят в группу, обращают внимание на гостей, здороваются.

    Дети замечают чемодан и делают предположения, как он оказался в группе, и для чего. Дети предполагают, кто его принес, приходят к выводу, что, наверное, в нем что-то есть.

    Могут попытаться его открыть, а могут сказать, что его нельзя трогать.

    Мотивация. 

    Воспитатель говорит о правилах безопасности при обнаружении бесхозных предметов при помощи схемы:

    Воспитатель рассказывает, что это она привезла чемодан от мамы, и его можно без опасений открывать.  Далее обращается к детям: «Как вы думаете, что же там в  чемодане? Возможно, вы ответите на вопрос, если разгадаете загадку:  

    Гладит платье и рубашки,

    Отутюжит нам кармашки.

    Он в хозяйстве верный друг –

    Имя у него… (утюг)»

    Дети рассуждают, что там может быть. Обращают внимание на то, что он тяжелый, а еще  не такой, какой у них дома. Дети высказывают предположения, что этот чемодан старый.

    Дети отгадывают загадку и понимают, что внутри чемодана находятся утюги.

    Выявление проблемы.

    Воспитатель предлагает открыть чемодан и убедиться в правильности догадки детей.

    «Я нашла эти утюги на чердаке старого дома, хотела их выбросить, но все же решила посоветоваться с вами: выбросить их  или оставить?»

    Тогда воспитатель предлагает все-таки их сначала рассмотреть, а затем уже решить, что с ними делать.

    Дети формулируют проблему: 

    Дети открывают чемодан и видят там многообразие утюгов. Задаются вопросом: что это за утюги, для чего они нужны и кому?

    Могут предположить, что все же их нужно выбросить

    Целеполагание.

    Воспитатель спрашивает детей, что же делать в этой ситуации?

    Дети определяют цель: необходимо разобраться, нужны ли кому-то эти утюги.

    Планирование будущей деятельности.

    Воспитатель предлагает подумать, что можно сделать, чтобы узнать, нужны ли кому-то эти утюги и для чего, они ведь старые.

    Воспитатель выясняет у детей, что они знают о старинных вещах и где они их видели.

    Дети хотят оставить эти утюги, чтобы их увидели другие дети и их родители, или создать коллекцию (предположения детей)

    Дети отвечают, где они видели старинные вещи и высказывают предложения, что мы можем с этими утюгами сделать.

    Реализация плана.

    1) Воспитатель предлагает  каждому ребенку выбрать понравившийся ему утюг, рассмотреть его, и по желанию детей   рассказать о нем по схеме:

    Воспитатель рассказывает о частях, из которых состоит утюг: ручка, подошва, корпус, обобщает сведения о представленных типах утюгов,  дополняет ответы детей, активизируя их познавательную активность дополнительными вопросами.

    - Этот утюг наполняют горячими углями. Как вы думаете, как назывался этот утюг? Через некоторое время угли нагревают подошву утюга и им гладили одежду.

    - Обратите внимание, из чего сделан этот утюг? Он изготовлен из тяжелого метала, который называется «чугун», отлит по форме, его ставили на огонь, затем им гладили. Как вы думаете, как назывался этот утюг? (цельнолитой чугунный утюг) А с какими еще предметами из чугуна вы знакомы?

    - Ребята, посмотрите, знаком ли вам этот утюг? Где вы его видели? Этот утюг нагревается при помощи электрического тока, в нем есть регулятор нагрева.  Как вы думаете, как назывался этот утюг?

    (электрический утюг) С какими еще электроприборами вы знакомы?

    - Обратите внимание на этот предмет (рубель). Это тоже утюг. (Демонстрирует способ, которым при помощи рубеля в старину гладили белье). Попробуйте сами поработать им.

    2) Давайте, попробуем определить, в какой последовательности в жизни человека появились эти утюги? (если возникают затруднения, помогает детям).

    3) - Чтобы немного отдохнуть, давайте  вспомним физкультминутку про утюг и проведем ее.

    4) –А почему нельзя играть с утюгом?

    - Как вы думаете, есть ли опасность для человека при использовании утюгов?

    (Демонстрирует картинки «Опасные и безопасные действия с утюгом»:

    5) – Все ли вы достали из чемодана? Давайте еще раз проверим.

    Воспитатель читает задание: выберете картинки с современными и старинными утюгами и соотнесите их с изображением на фланелеграфе.

    6) - Все ли мы с вами рассмотрели утюги из чемодана?

    - Что же все-таки будем с ними делать?

    - Их выбросим,  или оставим?

    - Давайте вместе решим.

    (Опираемся на опыт детей  группы, где ранее была создана коллекция из телефонов и ключей)

    - Для чего мы создавали эти коллекции?

    - А кого мы можем пригласить в наш мини музей?

    Дети разбирают утюги и, проведя познавательно-исследовательские действия, пробуют рассказать о выбранном утюге (видят старинные утюги в первый раз)  

    - Утюг угольный

    - Утюг железный

    - Утюг электрический

    - Рубель

    Дети сравнивают утюги по весу, форме, материалами, из которых состоят части утюга.

    Предположение детей

    Ответы детей

    Ответы детей

    Дети пробуют работать рубелем по очереди.

    Дети делают предположения и расставляют утюги в исторической последовательности.

    Дети вместе проводят физкультурную минутку:

    Тюх-тюх-тюх-тюх

    Разгорелся наш утюг

    Утюги достанем все

    Складочки разгладим

    Осторожно берегись

    Утюгом не обожгись

    И рубашки и штанишки

    Он погладит вам друзья

     Но запомните ребята

    Утюгом играть нельзя.

    Дети рассматривают картинки, отвечают на наводящие вопросы, приходят к выводу как нужно себя вести при использовании утюга, а что делать нельзя.

    Дети находят конверт с заданием, картинками и карточками для  дидактической игры «Современные и старинные утюги». Выполняют задание:

    Дети прикрепляют выбранные ими карточки с изображением утюгов на фланелеграфе к картинам с изображением старинного или современного быта.

    Ответы детей

    Дети принимают решение

    (Возможно, дети предложат оставить коллекцию в группе)

    - Для создания в группе мини музея.

    (Детей из других групп детского сада, родителей)

    Оценка и рефлексия.

    Воспитатель подводит детей к активному обсуждению действий, которые привели к результату.

    - Что мы сегодня рассматривали в группе?

    - Какие были утюги?

    - В какую игру мы играли?

    - Испытали ли вы трудности при выполнении задания? Какие?

    - Что было особенно интересно узнать?

    - Что мы решили сделать с утюгами?

    - Для чего мы решили оставить утюги?

    Затем воспитатель предлагает пойти с детьми в прачечную детского сада, и посмотреть, каким утюгом пользуется Надежда Николаевна.

    Дети перечисляют, какие действия они проделали.

    Ответы детей

    Дети предлагают пригласить в свой мини музей детей с других групп и своих родителей.

    Дети уходят с воспитателем в прачечную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

    Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

    Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

    Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

    Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

    Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

    Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб

    Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...