"Вернулись птицы дружные, покинув страны южные..."
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Людмила Владиславовна

Конспект образовательной деятельности Цель: Расширение знаний о перелетных птицах нашего города, их образе жизни и внешнем виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernulis_ptitsy_druzhnye.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       "Центр развития ребенка - детский сад№50"

                          Левобережного района города Воронежа

              "Вернулись птицы дружные,

                 покинув страны южные..."

         Конспект образовательной деятельности

            для детей подготовительной группы

                                                  Подготовила:

                                                                       воспитатель ВКК Колесникова Л.В.

Цель:

Расширение знаний о перелетных птицах нашего города, их образе жизни и внешнем виде.

Задачи:

1.  Уточнить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе  и о перелётных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение .

2.  Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке  на листе бумаги,  в умении складывать бумагу в разных направлениях; развивать творчество, воображение.

5.  Воспитывать доброе, заботливое, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Материалы и оборудование:   Ковролин, иллюстрации с различными видами птиц, схемы строения птицы; аудиозапись "Голоса птиц"; презентация "Птицы Воронежского края"; листы бумаги, наборы цветных карандашей.

                             

Ход образовательной деятельности

1.   Воспитатель читает детям стихотворение М.Пляцковского:

Деньки стоят погожие, 
На праздники похожие, 
А в небе - солнце теплое, 
Веселое и доброе. 
Все реки разливаются, 
Все почки раскрываются, 
Ушла зима со стужами, 
Сугробы стали лужами. 
Покинув страны южные, 
Вернулись птицы дружные. 
На каждой ветке скворушки 
Сидят и чистят перышки. 
Пришла пора весенняя, 
Пришла пора цветения. 
И, значит, настроение 
У всех людей - весеннее!

  -  Ребята, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).

-  Откуда возвращаются птицы? Почему они улетают, они же живут с нами... ( возвращаются из теплых краев, они  называются перелетными )

- А каких перелетных птиц вы знаете? (Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, скворцы; трясогузка; стрижи, утки)

2.   Воспитатель:  -  По каким же признакам мы  выделили птиц  из всех остальных других обитателей нашей планеты, чем они отличаются от остальных животных? 

На ковролине дети по схемам рассказывают о  птице (Птицы летают, есть крылья, несут яйца, вьют гнёзда, клюют, есть перья)

Птицы — это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

-   А какую пользу приносят людям птицы?  (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

-    Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

3. Воспитатель: -   А сейчас попробуйте отгадать загадки о перелётных птицах?

Прилетает он весной.

Чёрный, важный... Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач...

Да не врач! А птица – ... ! (Грач)

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!(Жаворонок)

Ходит птица по болоту,

У неё степенный шаг.

Не забыть б свою «работу» –

Всех поймать в нём лягушат. (Цапля).

Озорной мальчишка
В сером пиджачишке 
По двору шныряет,
Крошки собирает
(Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.  
(Синица)

4.  Воспитатель: - ребята, отгадайте ребусы:

http://50ds.ru/img/_3MO0X0CFA.gif

5.  Ф/м "Цапля ходит по воде"

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

6.  Воспитатель: -Дети, а кто знает пословицы о птицах?

Пословицы:

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет.

5. Всякая птичка сети боится.

7. Воспитатель:  - Ребята, К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
 Показ презентации "Птицы Воронежской области"

8.  Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю сделать птицу из бумаги, у каждого будет своя птица, с которой вы будете играть, о ней вы будете заботиться. Но для начала сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальчиковая гимнастика «Возращение птиц».

Как снега растают         (руки ладонями вниз разводим в стороны)

Птицы прилетают,         (машем руками, как крыльями)

Гнёзда вьют из веток      (соединим руки ладонями вверх,

                                        пальцы полусогнуты – «гнездом»)

Для птенцов, для деток.   (пальцы переплетены, сгибаем – разгибаем пальцы).

9. Итог занятия.

Ребенок читает стихотворение Виктора Корболеева

Берегите птиц.       

Я начал птичку рисовать
С душой, ни как попало
Ведь птичек нужно охранять,
Их так на свете мало


Внизу хочу я написать:
По птицам не стреляйте
Не надо птичек убивать
И гнёзд не разоряйте!

Они не только ведь поют
И просто так летают,
Они ведь гусениц клюют
И мух уничтожают

Они для нас поют весной
Поможем им, ребятки
Чтоб сад сиял наш чистотой
И зеленели грядки!!!